Файл: 1 Общественное производство основа жизни и развития человеческого общества. Факторы общественного производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- Общие последствия возникают при инфляции вообще, независимо от вида инфляции. Все они отрицательные и степень их негативности проявляется в конкретных (видовых) последствиях:

1) рост цен;

2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;

3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;

4) рост банкротства предпринимателей;

5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;

6) социальная дифференциация населения, увеличение разрыва между "крайними" группами получателей дохода;

7) экономическая (замедление производства), политическая (недоверие правительству) и социальная (рост числа акций неповиновения и протеста) нестабильность в стране.

- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.

Кейнсианский подход: активная бюджетная политика – изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос.

К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.

По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:

а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;

б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").

11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок – система взаимосвязанных экономических отношений, складывающаяся в ходе сделок, взаимовыгодной купли – продажи товаров и услуг с использованием денег.

Структура рынка:

1.Множество мелких, экономически обособленных производителей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность.

4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.

5.Личный экономический интерес, как главный мотив поведения: каждый экономический субъект стремится делать то, что выгодно ему лично.

6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.

Все названные характеристики свободного рынка формируют конкретнуюрыночную ситуацию свободного выбора:

-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;

-стандартный товар – однородный по маркам, оформлению, с одинаковым качеством. И покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

-свободный вход на рынок и выход из него.

Все эти характеристики рыночной ситуации одновременно являются условиями свободной совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множеством субъектов рыночного хозяйства.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара.

Отрицательные последствия монополизации рынков:

Положительные последствия.

-Кредит– это предоставление денежных ресурсов в долг на условиях возвратности и платности. Кредитный механизм выражает способ реализации собственности на денежный капитал.

Кредит выполняет ряд функций:

Кредит выступает в двух основных формах:

Современное рыночное хозяйство характеризуется многообразием разновидностей основных форм кредитования:

-Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.

Особенностью рынка ценных бумаг по сравнению с другими рынками является посредничество в торговых сделках.  Посредники разделяются на дилеров и брокеров.

Структура рынка ценных бумаг многообразна.

По срокам инвестированиярынок ценных бумаг делится на:

По организации продажрынок ценных бумаг делится на:

По способу продажрынок ценных бумаг разделяется на:

Фондовая биржа– это посредническая некоммерческая организация, целью которой является оказание услуг в сфере торговли ценными бумагами.

Основные макроэкономические показатели:

Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).

Финансы выполняют следующие функции:

Внутренний долг– это долг своему населению.

Формы международных экономических связей:

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах.

Известны три режима установления возможных курсов:

а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте);

б) система фиксированных курсов валют (официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке);

в) система плавающих курсов валют (устанавливается на торгах на валютной бирже).

Плавающий курс любой валюты определяется следующими факторами:

а) покупательная способность данной валюты;

б) спрос и предложение данной валюты;

в) политические, экономические и военные ожидания на мировом и региональном уровнях.





Тип фирмы

Преимущества

Недостатки

Единоличное владение,

  • сравнительная легкость их учреждения при наличии первоначального капитала

  • высокая степень хозяйственной самостоятельности и ответственности предпринимателей, что стимулирует их инициативу в реализации своих интересов.

  • обычно незначительные размеры собственного капитала, что ограничивает возможности расширения фирмы за счет собственных средств;

  • недоверие к ним со стороны кредитных учреждений, что обусловлено фактами частых банкротств именно в среде мелкого бизнеса;

  • невозможность использовать выгоды специализации в производстве и в управленческой деятельности (владелец ведает и снабжением, и технологией, и сбытом и т.д., что не способствует эффективности производства);

  • неограниченная ответственность, т.е. ответственность по долгам фирмы не только тем капиталом, который вложен в нее, но и всем имуществом владельца фирмы.

Партнерство

  • сравнительная легкость учреждения. Достаточно подписать учредительный договор (устав) и зарегистрировать его в соответствующем органе;

  • благодаря большому числу участников становится возможной более высокая специализация в управлении;

  • финансовые ресурсы компании менее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Это делает партнерство менее рискованным для кредиторов, увеличивает возможности привлечения заемных средств.




  • разделение управленческих функций между партнерами может приводить к разногласиям по поводу вопросов стратегии и тактики фирмы (вплоть до выхода участника из партнерства и ликвидации самого партнерства);

  • финансы компании все еще ограничены, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения. Партнерствам часто недоступны капиталоемкие технологии;

  • неограниченная ответственность. Фактически каждый партнер несет ответственность не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера;

  • продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад или полную реорганизацию фирмы.

Корпорация

  • наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Путем продажи акций и облигаций корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц;

  • ограниченная ответственность. Владельцы корпорации рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций;

  • владельцы акций могут не принимать активного участия в управлении корпорацией, а лишь следить за регулярностью и величиной выплачиваемых дивидендов;

  • корпорации имеют значительно большие возможности в привлечении заемных средств, внедрении наиболее эффективных и капиталоемких технологий;

  • корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельцев, которые могут меняться в связи с куплей-продажей акций. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности (корпорации вечны). Постоянство корпорации открывает возможность перспективного планирования и роста.

  • учреждение корпорации, особенно размещение акций, связано с бюрократическими процедурами и значительными расходами;

  • в корпорациях заложены возможности злоупотреблений, связанных с сокрытием личной ответственности за сомнительные сделки (корпорация может стать базой для выпуска и продажи не имеющих никакой стоимости ценных бумаг;

  • при единоличном владении и партнерстве владельцы финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. В крупных корпорациях, акции которых распылены среди сотен и тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.






Выделяют следующие виды партнерств:

  1. общество с ограниченной ответственностью. Уставной капитал 100 МРОТ. Участники несут ответственность только в пределах своего вклада в уставный фонд;

  2. общество с полной ответственностью. Уставной капитал 10 МРОТ. Участники несут ответственность не только в пределах своей доли в уставном фонде, но и имуществом пропорционально своей доле в уставном фонде;

  3. полное товарищество. Участники несут ответственность по обязательствам общества. Это означает, во-первых, что каждый участник отвечает не только своим вкладом, но и всем своим имуществом и, во-вторых, не только за свою долю в имуществе товарищества, но и за все его имущество в случае, если другие участники не в состоянии погасить свою часть обязательств;

  4. командитное товарищество. Включает наряду с одним или несколькими участниками, несущими полную ответственность, также одного или нескольких членов, ответственность которых ограничивается их вкладом в имуществе общества. Последние называются вкладчиками командитного товарищества (командитисты).

Акционерное общество – уставное общество с правом юридического лица; это тип фирмы, объединяющей мелкие и средние капиталы, где доля каждого подтверждена ценной бумагой – акцией, дающей право участвовать в управлении фирмой и получать часть ее прибыли в виде дивиденда. Если акции свободно продаются всем желающим – это акционерное общество открытого типа. Если акции продаются только определенному кругу лиц, то это ЗАО. Публичные и не публичные.
30 Фирма как субъект хозяйствования. Внешние и внутренние факторы деятельности фирмы. Система целей фирмы. Издержки и прибыль фирмы.

  • Фирма – юридическое лицо, имеющее обособленное имущество, действующее на основании существующего законодательства.

  • Фирма – это физическое или юридическое лицо, владеющее одним или несколькими предприятиями и организующее их деятельность. Большинство фирм владеет одним предприятием, однако существуют фирмы, которым принадлежит два и более предприятий.

Цели фирмы:

а) рост прибыли;

б) устойчивая (постоянная) прибыль.

Цикл жизни фирмы:

  1. Первая стадия – выход на рынок. Это время больших затрат и малой отдачи. Прибыль может быть низкой или ее вообще может не быть, что считается вполне нормальным явлением для данной стадии.

  2. Вторая стадия – рост фирмы за счет расширения объемов производства и продаж.

  3. Третья стадия – зрелость фирмы. Фирма достигла предела в количестве применяемых ресурсов и ее целью становится удержание прибыли на достигнутом уровне –стабильность прибыли. Основными способами достижения этой цели являются сокращение средних издержек производства и увеличение объема продаж по более низким рыночным ценам.

  4. Четвертая стадия – упадок деятельности фирмы. В это время происходит снижение прибыливплоть до убытков. В это время решается дальнейшая судьба фирмы: либо она функционирует еще некоторое время для минимизации убытков, и затем ликвидируется; либо фирма готовит условия своего возрождения – модернизирует производство, готовит для выхода на рынок новый товар, отыскивает для продаж новую "нишу" на рынке.


Основная функция фирмы – это деятельность по удовлетворению потребностей трех общественных групп:

а) владельцев (акционеров) фирмы;

б) потребителей (покупателей) продукта фирмы;

в) работников фирмы.

У каждой из этих групп свои собственные интересы, таким образом, в деятельности фирмы проявляютсятри функции:

а) рост доходов владельцев фирмы и увеличение принадлежащей им собственности;

б) производство разнообразных, качественных и недорогих товаров для потребителей;

в) обеспечение стабильности фирмы и благоприятного микроклимата для наемных работников (персонала) фирмы.

Цели:

    1. Долгосрочные – выход на мировые рынки с завоеванием их доли.

    2. Среднесрочные – выход на межрегиональные и федеральные рынки.

    3. Краткосрочные – закрепление на региональном рынке производимой продукции.




  • Внутренние факторы деятельности фирмы т.е. те, на которые руководство способно воздействовать (структура производства, управления, график рабочего дня, величина з/п, издержек)

  • Внешние факторы неподвластны руководству фирмы (законодательство, федеральные региональные указы, указы президента, постановления правительства.)

  • Издержки – это затраты факторов производства на изготовление продукта, выраженные в деньгах.

  • Постоянные издержки — это издержки, размеры которых не зависят от объема производимой продукции.
    К таким издержкам относят:

- амортизацию; 
- оплату за освещение; 
- оплату за компьютерное сопровождение; 

- выплату заработной платы администрации; 
- плату за рекламу;
- плату за повышение квалификации, обучение сотрудников.

  • Переменные издержки — это издержки, размеры которых зависят от объема производимой продукции.
    К таким издержкам относят:
    - покупку сырья, материалов, топлива;
    - выплату зарплаты персоналу.


Доход, полученный производственной фирмой, называется прибылью.

  • Прибыльэто разница между выручкой и издержками предприятия.

  • Выручка– это денежная сумма, полученная от реализации произведенного товара.


Валовый доход = кол-во реализованной продукции*цена

Балансовая прибыль = Валовый доход – Издержки

Норма прибыли = Прибыль/Издержки
31 Краткосрочный период деятельности фирмы. Постоянные, переменные, средние, предельные издержки фирмы.

  • Краткосрочным периодом (до года) называют такой период, в течение которого производственные мощности каждой фирмы фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов; время, в течение которого функционирует уже приобретенный основной капитал до полного износа. 

  • Постоянные издержки – это издержки, величина которых неизменна, даже если изменяется объем производства. Более того, они существуют даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. К постоянным издержкам относятся арендная плата, амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы, заработная плата вспомогательного персонала, коммунальные платежи и т.п.

  • Переменные издержки– это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда рабочих, расходы на вспомогательные материалы и т.п.

  • Общие издержки = Переменные + Постоянные

  • Средние издержки - величина издержек в расчете на единицу продукции. Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, так как предприниматель стремится их минимизировать. = Общие издержки/объем продукции.

  • Средние постоянные издержки определяются путем деления постоянных издержек на объем производства.

  • Средние переменные издержки определяются путем деления переменных издержек на объем производства. На поведение средних переменных издержек влияет закон убывающей производительности, или – закон убывающей отдачи, согласно которому с приростом объема выпуска продукции переменные издержки на единицу продукции вначале уменьшаются, а затем – возрастают.

  • Средние общие издержки– это издержки на единицу продукции, которые определяются путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции.

Во-первых, они позволяют определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
Во-вторых, сравнение средних издержек с ценой позволяет определить величину прибыли.

  • Предельные издержки – это затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции, это– дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством последней (еще одной) единицы продукции.


Так как постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю. Поэтому предельные издержки – это всегда предельные переменные издержки.
32 Долгосрочный период деятельности фирмы. Интеграция. Эффект масштаба. Оптимальные размеры фирмы.

Если в краткосрочном периоде фирма ориентируется на уровень издержек, то в долгосрочном периоде ориентиром становится прибыль.

Долгосрочный период – это период времени, в течение которого все факторы производства являются переменными, а, следовательно, в пределах данного периода фирма может расширить производственные мощности. 

Долгосрочный период– промежуток времени, когда фирма изменяет объем всех используемых ресурсов, в том числе и основного капитала. В долгосрочном периоде фирма решает вопрос: какие новые производственные мощности ей необходимо приобрести с учетом достигнутого уровня развития науки и техники.

Фирмы могут быть объединениями разных видов:

  1. Горизонтальное объединение- это объединение предприятий, которые производят или реализуют одинаковую продукцию. Например, обувная фирма, или сталелитейная, нефтяная, электрическая и т. д. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги.
    -Есть несколько причин для такого объединения, или интеграции:

1) уменьшение средних издержек;
2) увеличение контроля над рынком, безусловно, уменьшает количество конкурентов;
3) закрытие нерентабельных заводов или фабрик и концентрация производства на более эффективных предприятиях.

  1. Вертикальное объединение- это объединение фирмы на различных этапах производственного процесса. Интеграция может происходить в направлении первичных или конечных этапов производства. т. е. предприятий, специализирующихся на различных, но взаимосвязанных операциях единого производственного процесса.

Так, фирма, выпускающая шоколад, может взять под свой контроль плантацию какао, а производитель автомобилей приобрести завод, изготавливающий автомобильные кузова.

  1. Конгломераты иногда фирмы объединяются и охватывают предприятия различных, но не взаимосвязанных отраслей, т. е. они не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Например, фирма объединяет предприятия, производящие моторы на все случаи жизни, и производство пищевых продуктов. Почему? Ответ: перенакопление капитала в производстве моторов требует поиска его приложения в другие отрасли, менее перегретые на данный момент и обладающие перспективным будущим.