Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что он самостоятельно нашел правильный ответ. То есть человек словно бы самостоятельно проходит путь исследования проблемы или задачи.
Критическое мышление не совместимо с тем, чтобы пассивно усваивать предложения и аргументы. Вместе с тем, следует критически относиться к проблеме, к получаемой информации, следует задумываться о подтексте, о возможных исключениях и противоречиях. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии».
Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды разноуровневой, парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.
Уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Учебные условия, способствующие критическому мышлению:
Задания на развитие критического мышления
Уровень 1. Запоминание фактов
Понимание
Вспомните… Сравните… Выберите… Найдите контекст… Определите… Продемонстрируйте…
Назовите… Передайте своими словами…
Уровень 2. Применение
Как бы вы использовали… Какие примеры можете найти… Примените факты, чтобы…
Как бы вы сейчас решили…, используя то, чему сейчас научились…
Анализ
Почему вы думаете…?
Какие доказательства можно найти? Какие идеи подтверждают…?
Какое заключение можно вывести…? Какие выводы можно сделать…?
Уровень 3. Оценивание
Как вы могли бы определить…? Как бы вы обосновали…?
Какие данные были использованы, чтобы прийти к этому заключению?
Какие доказательства можно найти? Творчество
Как вы думаете, почему…? Придумайте…
Предложите альтернативу… Основываясь на том, что знаете, как бы вы объяснили…?
Несколько приемов, способствующих развитию критичности ума, гибкости и доказательности мышления. Одна из идей гуманизма: каждый человек имеет право на ошибку. Чтобы выявлять эти ошибки и их причины, полезно вместо самопроверки проводить короткие (на 8-10 минут) полуустные проверочные работы в блокнотах с копировальной бумагой. Ученик обдумывает предложенные задачи (1-2 минуты) и записывает ответ. Когда работа завершена, верхний листок сдается учителю, а копию работы ученик сверяет с верным решением. Появляется возможность обсудить различные способы решения, провести коррекцию ошибок.
Преподаватель, приступая к изучению темы, предвидит «тонкие» места и не словами предупреждает об опасности совершить ошибку, а создает ситуацию, в которой ученик вынужден быть особенно внимателен, а если все же «промахнется», то сможет вспомнить о своей «промашке», верно выполнив подобное задание.
Также можно организовать работу так, чтобы ошибка открывала новый нюанс, заставляла по-новому взглянуть на уже, казалось бы, изученное, еще раз вызвать к нему живой интерес. Это, конечно, в случае, если за ошибку не наказывают, если её выявление – игра без отрицательных эмоций, живое обсуждение вопросов, в которых и ученик чувствует себя компетентным. Такой процесс постепенно вырабатывает у учащихся потребность контролировать свои действия (и не только в математике), умение выявлять и устранять свои ошибки. Без такого умения нет математической культуры.
Предложим блок задач, «провоцирующих» ошибку. Она возникает за счет неоправданного распространения учащимися предшествующего опыта на новый объект за счет применения неверных аналогий. Примеры:
Не решая квадратного уравнения, определите знаки его корней:
1) х2 + 6х – 8 = 0;
2) х2 – 3х + 3 = 0;
3) 3х2 + 11х + 10 = 0
Предполагается, что учащиеся автоматически для последнего уравнения определят знаки его корней, не обращая внимания на то, что действительных корней данное уравнение не имеет.
Задание «Найди ошибки»
Цель задания: развитие критического мышления, самоконтроля, внимания, умения обосновать свою точку зрения.
При составлении заданий используется картотека типичных ошибок. Такие задания полезно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков. Ценным является то, что в ходе такой работы обогащается культура мышления учащегося, общая культура, развивается интеллект. Оценка деятельности учащегося и самооценка сближаются на основе тезиса: не то ценно, что ошибок не совершил, а то, что сумел найти причину ошибки и устранить её.
Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, является важнейшим слагаемым на пути развития способностей учащихся.
Решение нестандартной задачи есть эвристический акт. Вера в то, что личного опыта достаточно для успеха, затягивает решающего, а увлеченность поиском проблемы – главная движущая сила творческой активности. Без предварительного напряженного обдумывания невозможно рассчитывать на успех. Порой у учащихся проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая, кажется на первый взгляд простой, а на деле требует нестандартного подхода. При совместном поиске решения задачи все разнообразные ответы детей выслушиваются, проговариваются, при необходимости записываются. Затем, когда начинается анализ, решение задачи, то можно прийти к совершенно другому ответу или выводу. Задача лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Такой прием приучает детей думать и рассуждать, не делать скоропалительных выводов. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям. Преподаватель учит детей в ходе эвристической беседы умениям выражать свою точку зрения, давать самооценку.
Арифметическим способом решить задачу труднее, и эффект алгебраического способа ощутим. Такое сравнение служит мотивом обучения алгебраическому методу. При обучении составлению уравнений по условию задачи необходимо рассматривать возможность составления разных уравнений по одному и тому же условию, сравнив полученные уравнения, выяснить, какое уравнение выгоднее и почему. После того, как учащиеся познакомятся с решением систем уравнений, полезно вернуться к этим задачам и решить их с помощью системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения математике. При решении задач только одним способом, единственная цель у учащихся – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, то они стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение.
Вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их с точки зрения применимости к данной задаче. Все это активизирует учебную деятельность, прививает интерес к предмету, развивает критическое мышление учащихся.
2 Применение методических приёмов критического мышления на уроке математики
2.1 Использование приемов критического мышления на уроках математики
При прохождении практики, на уроках математики я использовала трех фазовую структуру урока: - «Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
– Осмысление (получение новой информации)
– Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Так, например, в своей работе я использую следующие приемы:
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Критическое мышление не совместимо с тем, чтобы пассивно усваивать предложения и аргументы. Вместе с тем, следует критически относиться к проблеме, к получаемой информации, следует задумываться о подтексте, о возможных исключениях и противоречиях. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии».
Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды разноуровневой, парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.
Уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Учебные условия, способствующие критическому мышлению:
-
задайте вопрос и только потом назовите учащегося, который на него будет отвечать; -
дайте учащемуся время для обдумывания вопроса, который вы ему задали; -
задавайте один вопрос за один раз; -
давайте возможность всем учащимся отвечать на вопросы (т.е. не выделяйте учащихся, которым вы предпочитаете их задавать); -
перефразируйте вопрос, который вы задали, если чувствуете, что у учащегося возникли трудности с ответом; -
избегайте вопросов с ответами «да» и «нет»; -
задавайте вопросы, требующие разнообразных мыслительных умений: на сравнение, сопоставление, выявление общего/ различного; -
задавайте интересные вопросы; -
задавайте вопросы, которые помогают учащимся прояснить или расширить их ответы; -
задавайте вопросы, которые заставляют учащихся задуматься над ответом, данным другим учащимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ другого; -
создавайте в классе атмосферу, когда учащиеся могут отвечать, не боясь быть высмеянными.
Задания на развитие критического мышления
Уровень 1. Запоминание фактов
Понимание
Вспомните… Сравните… Выберите… Найдите контекст… Определите… Продемонстрируйте…
Назовите… Передайте своими словами…
Уровень 2. Применение
Как бы вы использовали… Какие примеры можете найти… Примените факты, чтобы…
Как бы вы сейчас решили…, используя то, чему сейчас научились…
Анализ
Почему вы думаете…?
Какие доказательства можно найти? Какие идеи подтверждают…?
Какое заключение можно вывести…? Какие выводы можно сделать…?
Уровень 3. Оценивание
Как вы могли бы определить…? Как бы вы обосновали…?
Какие данные были использованы, чтобы прийти к этому заключению?
Какие доказательства можно найти? Творчество
Как вы думаете, почему…? Придумайте…
Предложите альтернативу… Основываясь на том, что знаете, как бы вы объяснили…?
Несколько приемов, способствующих развитию критичности ума, гибкости и доказательности мышления. Одна из идей гуманизма: каждый человек имеет право на ошибку. Чтобы выявлять эти ошибки и их причины, полезно вместо самопроверки проводить короткие (на 8-10 минут) полуустные проверочные работы в блокнотах с копировальной бумагой. Ученик обдумывает предложенные задачи (1-2 минуты) и записывает ответ. Когда работа завершена, верхний листок сдается учителю, а копию работы ученик сверяет с верным решением. Появляется возможность обсудить различные способы решения, провести коррекцию ошибок.
Преподаватель, приступая к изучению темы, предвидит «тонкие» места и не словами предупреждает об опасности совершить ошибку, а создает ситуацию, в которой ученик вынужден быть особенно внимателен, а если все же «промахнется», то сможет вспомнить о своей «промашке», верно выполнив подобное задание.
Также можно организовать работу так, чтобы ошибка открывала новый нюанс, заставляла по-новому взглянуть на уже, казалось бы, изученное, еще раз вызвать к нему живой интерес. Это, конечно, в случае, если за ошибку не наказывают, если её выявление – игра без отрицательных эмоций, живое обсуждение вопросов, в которых и ученик чувствует себя компетентным. Такой процесс постепенно вырабатывает у учащихся потребность контролировать свои действия (и не только в математике), умение выявлять и устранять свои ошибки. Без такого умения нет математической культуры.
Предложим блок задач, «провоцирующих» ошибку. Она возникает за счет неоправданного распространения учащимися предшествующего опыта на новый объект за счет применения неверных аналогий. Примеры:
Не решая квадратного уравнения, определите знаки его корней:
1) х2 + 6х – 8 = 0;
2) х2 – 3х + 3 = 0;
3) 3х2 + 11х + 10 = 0
Предполагается, что учащиеся автоматически для последнего уравнения определят знаки его корней, не обращая внимания на то, что действительных корней данное уравнение не имеет.
Задание «Найди ошибки»
Цель задания: развитие критического мышления, самоконтроля, внимания, умения обосновать свою точку зрения.
При составлении заданий используется картотека типичных ошибок. Такие задания полезно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков. Ценным является то, что в ходе такой работы обогащается культура мышления учащегося, общая культура, развивается интеллект. Оценка деятельности учащегося и самооценка сближаются на основе тезиса: не то ценно, что ошибок не совершил, а то, что сумел найти причину ошибки и устранить её.
Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, является важнейшим слагаемым на пути развития способностей учащихся.
Решение нестандартной задачи есть эвристический акт. Вера в то, что личного опыта достаточно для успеха, затягивает решающего, а увлеченность поиском проблемы – главная движущая сила творческой активности. Без предварительного напряженного обдумывания невозможно рассчитывать на успех. Порой у учащихся проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая, кажется на первый взгляд простой, а на деле требует нестандартного подхода. При совместном поиске решения задачи все разнообразные ответы детей выслушиваются, проговариваются, при необходимости записываются. Затем, когда начинается анализ, решение задачи, то можно прийти к совершенно другому ответу или выводу. Задача лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Такой прием приучает детей думать и рассуждать, не делать скоропалительных выводов. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям. Преподаватель учит детей в ходе эвристической беседы умениям выражать свою точку зрения, давать самооценку.
Арифметическим способом решить задачу труднее, и эффект алгебраического способа ощутим. Такое сравнение служит мотивом обучения алгебраическому методу. При обучении составлению уравнений по условию задачи необходимо рассматривать возможность составления разных уравнений по одному и тому же условию, сравнив полученные уравнения, выяснить, какое уравнение выгоднее и почему. После того, как учащиеся познакомятся с решением систем уравнений, полезно вернуться к этим задачам и решить их с помощью системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения математике. При решении задач только одним способом, единственная цель у учащихся – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, то они стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение.
Вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их с точки зрения применимости к данной задаче. Все это активизирует учебную деятельность, прививает интерес к предмету, развивает критическое мышление учащихся.
2 Применение методических приёмов критического мышления на уроке математики
2.1 Использование приемов критического мышления на уроках математики
При прохождении практики, на уроках математики я использовала трех фазовую структуру урока: - «Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
– Осмысление (получение новой информации)
– Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Так, например, в своей работе я использую следующие приемы:
-
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.