Файл: Обучение критическому мышлению в средних классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все выше сказанное еще раз подтверждает эффективность обучения критическому мышлению. Подлинная цель любого обучения по улучшению мышления - применение на практике полученных навыков. Под применением на практике подразумевается использование навыков критического мышления в самых разнообразных ситуациях. В идеале навыки критического мышления должны использоваться не только лишь в учебной аудитории или при решении задач, схожих с теми, которые рассматриваются в учебной аудитории, но и для распознания невыполнимых предвыборных обещании, доводов, которые сами нуждаются в доказательствах, неверных вероятностных оценок, слабых аргументов или чисто риторических построений. Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни, будь то угроза ядерной войны или настройка только что купленного компьютера. Эти навыки, кроме того, должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас. Задачи эти - вовсе не абстрактны. Они весьма конкретны и актуальны. Лучший способ обеспечить применение на практике - сделать это с помощью сознательного и продуманного использования навыков, которым вы обучаетесь в самых различных ситуациях. Учащиеся могут расширить область этого применения, подыскивая примеры, требующие критического мышления, и используя их.
2.2 Результаты использования приемов критического мышления
При определении результативности опыта работы мною был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Метод направлен на изучение уровней познавательной активности. В исследовании, которое было проведено во время прохождения практики, участвовали 18 учащихся. Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:

1 уровень  - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.

2 уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

3 уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.


Путем сравнительного анализа были получены следующие результаты (см.Таблица 4):
Таблица 4. Сравнительный анализ результатов


Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

До внедрения опыта

1 уровень

16 %







2 уровень




48 %




3 уровень







36%

После внедрения опыта

1 уровень

27%







2 уровень




50%




3 уровень







23%


Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся до внедрения опыта: высокая познавательная активность у 16 %. Средняя познавательная активность у 48 %. Низкая познавательная активность у 36 %.

Кроме того, было проведено сравнение учащихся по уровню развития критического мышления, которые могут быть частично сформированы у школьников на интуитивной основе. Показатель познавательной активности после внедрения опыта: высокая познавательная активность у 27%. Средняя познавательная активность у 50%. Низкая познавательная активность у 23%. Эти данные свидетельствуют о повышении уровня познавательной активности учащихся. Использование проблемного подхода в обучении математики, позволяет мне достигать определённых результатов в обучении учащихся. Общая успеваемость учащихся составляет 97,6%, качество знаний учащихся за время прохождения моей практики составляет 35,6 % (см.Таблица 5).
Таблица 5. Результаты успеваемости учащихся за время прохождения практики


класс

Кол-во обучающихся в классе

Успеваемость по предмету

(в %)

Качество по предмету (%)

5 класс

18

100

32

6 класс

18

100

34

7 класс

17

100

35

8 класс

17

94

38

9 класс

18

94

39







97,6

35,6



Все выше сказанное еще раз подтверждает эффективность обучения критическому мышлению. Подлинная цель любого обучения по улучшению мышления - применение на практике полученных навыков. Под применением на практике подразумевается использование навыков критического мышления в самых разнообразных ситуациях.

В идеале навыки критического мышления должны использоваться не только лишь в учебной аудитории или при решении задач, схожих с теми, которые рассматриваются в учебной аудитории, но и для распознания невыполнимых предвыборных обещаний, доводов, которые сами нуждаются в доказательствах, неверных вероятностных оценок, слабых аргументов или чисто риторических построений. Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни, будь то угроза ядерной войны или настройка только что купленного компьютера. Эти навыки, кроме того, должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас. Задачи эти - вовсе не абстрактны. Они весьма конкретны и актуальны.

Лучший способ обеспечить применение на практике - сделать это с помощью сознательного и продуманного использования навыков, которым вы обучаетесь в самых различных ситуациях. Учащиеся могут расширить область этого применения, подыскивая примеры, требующие критического мышления, и используя их.


Заключение
В процессе исследования мы раскрыли сущность понятия «критическое мышление» и провели сравнительный анализ различных подходов к определению данного понятия, выделили определяющие и существенные характеристики – ключевые понятия в данных определениях.

Анализ педагогической и научно-методической литературы показал, что критическое мышление набирает силу и укрепляет свои позиции. Это связано с все более возрастающими запросами общества к уровню подготовки современных специалистов и процессом модернизации нынешнего образования. Причем, применение критического мышления все чаще рассматривается как необходимость и одно из главных условий перестроения образования, начиная от содержания и заканчивая образовательными стандартами, а также внедрением новых прогрессивных форм и методов обучения.

В данной работе была выявлена необходимость формирования критического мышления в связи с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Кроме того, определено, что основным источником формирования критического мышления является организация самостоятельной и групповой работы обучающихся и применение элементов проблемного обучения на занятиях.

Одним из способов реализации развития критического мышления на практике является проблемное обучение и организация самостоятельной и групповой работы, а также создание учебно-познавательной среды. Проанализировав его теоретические положения, была определена специфика его применения в процессе обучения математике.

Для формирования критического мышления была составлена система задач и создана учебно-познавательная среда, прошедшая опытно-экспериментальную проверку в процессе проведения занятий по математике.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  • применение сконструированной системы задач способствует формированию критического мышления;

  • созданная учебно-исследовательская среда, ориентирующая на критическое восприятие информации, выдвижения гипотез, осуществляла оперативный контроль усвоения материала, позволяла формировать у студентов умение обобщать изученное, выделять ключевые моменты, обосновывать свои суждения;

  • стимуляция мыслительной деятельности обучающихся актуализирует познавательные мотивы, которые в свою очередь способствуют умению анализировать и систематизировать теоретический материал.


Итак, организация работы студентов и использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике позволяют проследить динамику сформированности критического мышления. То есть процесс формирования критического мышления – динамичный, и позволяет каждому обучающемуся перейти с одного уровня сформированности критического мышления на другой, более высокий.

Сделанные выводы дают основание полагать, что справедливость гипотезы исследования экспериментально подтверждена, все поставленные задачи исследования решены.

Список литературы


  1. Загашев И.О., Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.,192с

  2. Бутенко, А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно – методическое пособие / А. В. Бутенко, Е. А Ходос. – М.: МИРОС, 2002. – 176 с.

  3. М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.

  4. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Изд-во «Просвещение» М.- 2003.

  5. Андронова, О. В. Некоторые приемы развития критического мышления учащихся на уроках математики [Текст] / О. В. Андронова // Математика, физика, экономика и физико-математическое образование: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. – 2005.

  6. Андронова, О. В. Некоторые приемы развития критического мышления при изучении функциональной линии школьного курса математики [Текст] / О. В. Андронова // Математика, информатика и методика преподавания: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.

  7. Андронова, О. В. Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования критического мышления учащихся на уроках математики[Текст] / О. В. Адронова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 7–12.

  8. Гражданское образование [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Г. А. Бордовского, Н. В.Гороховатской, С. А. Морозовой, М. Е.Жихаревича. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 247 с.

  9. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.

  10. И. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки: Издательство: Каро, 2009 г.

  11. И.В. Муштавинская, С.И. Заир-Бек: Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

  12. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.

  13. Халперн Д. Психология критического мышления. Мышление: введение. 2000

  14. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень),2012г., с.154 – 188. РКМЧП («школьное» «критическое мышление»)

  15. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  16. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

  17. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. — (Толерантность: объединяем усилия). — Т. 1. / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова. — 239 с.: табл.

  18. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.

  19. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.

  20. Интернет ресурсы. Сайт – Фестиваль новых идей, Білімділер сайты, ұстаз кз- Ашық сабақтар сайты.

  21. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

  22. Журнал «Математика в школе», «Математика и Физмка», 2009г

  23. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  24. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень),2012г., с.154 – 188. РКМЧП («школьное» «критическое мышление»)

  25. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru