Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все выше сказанное еще раз подтверждает эффективность обучения критическому мышлению. Подлинная цель любого обучения по улучшению мышления - применение на практике полученных навыков. Под применением на практике подразумевается использование навыков критического мышления в самых разнообразных ситуациях. В идеале навыки критического мышления должны использоваться не только лишь в учебной аудитории или при решении задач, схожих с теми, которые рассматриваются в учебной аудитории, но и для распознания невыполнимых предвыборных обещании, доводов, которые сами нуждаются в доказательствах, неверных вероятностных оценок, слабых аргументов или чисто риторических построений. Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни, будь то угроза ядерной войны или настройка только что купленного компьютера. Эти навыки, кроме того, должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас. Задачи эти - вовсе не абстрактны. Они весьма конкретны и актуальны. Лучший способ обеспечить применение на практике - сделать это с помощью сознательного и продуманного использования навыков, которым вы обучаетесь в самых различных ситуациях. Учащиеся могут расширить область этого применения, подыскивая примеры, требующие критического мышления, и используя их.
2.2 Результаты использования приемов критического мышления
При определении результативности опыта работы мною был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Метод направлен на изучение уровней познавательной активности. В исследовании, которое было проведено во время прохождения практики, участвовали 18 учащихся. Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:
1 уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
2 уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
3 уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Путем сравнительного анализа были получены следующие результаты (см.Таблица 4):
Таблица 4. Сравнительный анализ результатов
Уровень мотивации учения | Высокая познавательная активность | Средняя познавательная активность | Низкая познавательная активность |
До внедрения опыта | |||
1 уровень | 16 % | | |
2 уровень | | 48 % | |
3 уровень | | | 36% |
После внедрения опыта | |||
1 уровень | 27% | | |
2 уровень | | 50% | |
3 уровень | | | 23% |
Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся до внедрения опыта: высокая познавательная активность у 16 %. Средняя познавательная активность у 48 %. Низкая познавательная активность у 36 %.
Кроме того, было проведено сравнение учащихся по уровню развития критического мышления, которые могут быть частично сформированы у школьников на интуитивной основе. Показатель познавательной активности после внедрения опыта: высокая познавательная активность у 27%. Средняя познавательная активность у 50%. Низкая познавательная активность у 23%. Эти данные свидетельствуют о повышении уровня познавательной активности учащихся. Использование проблемного подхода в обучении математики, позволяет мне достигать определённых результатов в обучении учащихся. Общая успеваемость учащихся составляет 97,6%, качество знаний учащихся за время прохождения моей практики составляет 35,6 % (см.Таблица 5).
Таблица 5. Результаты успеваемости учащихся за время прохождения практики
класс | Кол-во обучающихся в классе | Успеваемость по предмету (в %) | Качество по предмету (%) |
5 класс | 18 | 100 | 32 |
6 класс | 18 | 100 | 34 |
7 класс | 17 | 100 | 35 |
8 класс | 17 | 94 | 38 |
9 класс | 18 | 94 | 39 |
| | 97,6 | 35,6 |
Все выше сказанное еще раз подтверждает эффективность обучения критическому мышлению. Подлинная цель любого обучения по улучшению мышления - применение на практике полученных навыков. Под применением на практике подразумевается использование навыков критического мышления в самых разнообразных ситуациях.
В идеале навыки критического мышления должны использоваться не только лишь в учебной аудитории или при решении задач, схожих с теми, которые рассматриваются в учебной аудитории, но и для распознания невыполнимых предвыборных обещаний, доводов, которые сами нуждаются в доказательствах, неверных вероятностных оценок, слабых аргументов или чисто риторических построений. Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни, будь то угроза ядерной войны или настройка только что купленного компьютера. Эти навыки, кроме того, должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас. Задачи эти - вовсе не абстрактны. Они весьма конкретны и актуальны.
Лучший способ обеспечить применение на практике - сделать это с помощью сознательного и продуманного использования навыков, которым вы обучаетесь в самых различных ситуациях. Учащиеся могут расширить область этого применения, подыскивая примеры, требующие критического мышления, и используя их.
Заключение
В процессе исследования мы раскрыли сущность понятия «критическое мышление» и провели сравнительный анализ различных подходов к определению данного понятия, выделили определяющие и существенные характеристики – ключевые понятия в данных определениях.
Анализ педагогической и научно-методической литературы показал, что критическое мышление набирает силу и укрепляет свои позиции. Это связано с все более возрастающими запросами общества к уровню подготовки современных специалистов и процессом модернизации нынешнего образования. Причем, применение критического мышления все чаще рассматривается как необходимость и одно из главных условий перестроения образования, начиная от содержания и заканчивая образовательными стандартами, а также внедрением новых прогрессивных форм и методов обучения.
В данной работе была выявлена необходимость формирования критического мышления в связи с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Кроме того, определено, что основным источником формирования критического мышления является организация самостоятельной и групповой работы обучающихся и применение элементов проблемного обучения на занятиях.
Одним из способов реализации развития критического мышления на практике является проблемное обучение и организация самостоятельной и групповой работы, а также создание учебно-познавательной среды. Проанализировав его теоретические положения, была определена специфика его применения в процессе обучения математике.
Для формирования критического мышления была составлена система задач и создана учебно-познавательная среда, прошедшая опытно-экспериментальную проверку в процессе проведения занятий по математике.
По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
-
применение сконструированной системы задач способствует формированию критического мышления; -
созданная учебно-исследовательская среда, ориентирующая на критическое восприятие информации, выдвижения гипотез, осуществляла оперативный контроль усвоения материала, позволяла формировать у студентов умение обобщать изученное, выделять ключевые моменты, обосновывать свои суждения; -
стимуляция мыслительной деятельности обучающихся актуализирует познавательные мотивы, которые в свою очередь способствуют умению анализировать и систематизировать теоретический материал.
Итак, организация работы студентов и использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике позволяют проследить динамику сформированности критического мышления. То есть процесс формирования критического мышления – динамичный, и позволяет каждому обучающемуся перейти с одного уровня сформированности критического мышления на другой, более высокий.
Сделанные выводы дают основание полагать, что справедливость гипотезы исследования экспериментально подтверждена, все поставленные задачи исследования решены.
Список литературы
-
Загашев И.О., Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.,192с -
Бутенко, А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно – методическое пособие / А. В. Бутенко, Е. А Ходос. – М.: МИРОС, 2002. – 176 с. -
М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007. -
О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Изд-во «Просвещение» М.- 2003. -
Андронова, О. В. Некоторые приемы развития критического мышления учащихся на уроках математики [Текст] / О. В. Андронова // Математика, физика, экономика и физико-математическое образование: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. – 2005. -
Андронова, О. В. Некоторые приемы развития критического мышления при изучении функциональной линии школьного курса математики [Текст] / О. В. Андронова // Математика, информатика и методика преподавания: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. -
Андронова, О. В. Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования критического мышления учащихся на уроках математики[Текст] / О. В. Адронова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 7–12. -
Гражданское образование [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Г. А. Бордовского, Н. В.Гороховатской, С. А. Морозовой, М. Е.Жихаревича. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 247 с. -
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с. -
И. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки: Издательство: Каро, 2009 г. -
И.В. Муштавинская, С.И. Заир-Бек: Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. -
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13. -
Халперн Д. Психология критического мышления. Мышление: введение. 2000 -
Руководство для учителя. Третий (базовый уровень),2012г., с.154 – 188. РКМЧП («школьное» «критическое мышление») -
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с. -
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с. -
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. — (Толерантность: объединяем усилия). — Т. 1. / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова. — 239 с.: табл. -
Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009. -
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ. -
Интернет ресурсы. Сайт – Фестиваль новых идей, Білімділер сайты, ұстаз кз- Ашық сабақтар сайты. -
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. -
Журнал «Математика в школе», «Математика и Физмка», 2009г -
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. -
Руководство для учителя. Третий (базовый уровень),2012г., с.154 – 188. РКМЧП («школьное» «критическое мышление») -
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru