ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предварительный контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении срока уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение предварительной проверки оснований для его предоставления.
Текущий контроль проводится во время отчетного налогового периода и позволяет предупреждать правонарушения. К текущему налоговому контролю можно отнести камеральные налоговые проверки авансовых расчетов за отчетные периоды, проверки соблюдения кассовой дисциплины.
Последующий контроль проводится после завершения налогового периода, примером являются выездные.
По субъектам контрольной деятельности налоговый контроль можно разделить на контроль, осуществляемый налоговыми органами, таможенными органами или налоговыми органами совместно с органами внутренних дел.
По полноте охвата объекта контроля налоговый контроль можно подразделить на сплошной (в этом случае проверке подлежат все первичные документы) и выборочный (проверяются документы за отдельные периоды или часть документов за отчетный период)
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: камеральный (проводится по месту нахождения налогового органа) и выездной (проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика)(Смотрите схему 7 в приложении).
Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.
К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др.
В процессе налогового контроля большое внимание придается различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется. Одной из таких гарантий выступает институт налоговой тайны, включающей любые полученные налоговым органом сведения, за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения; сведений, предоставляемых правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (ст. 102 НК РФ). Сведения, составляющие налоговую тайну, не подлежат разглашению, то есть не допускается их использование или передача третьим лицам. Эти сведения имеют специальный режим доступа и хранения. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение сведений влечет дисциплинарную или даже уголовную ответственность.
Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
24.Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля.
Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ налоговая проверка - это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Основные нормы, связанные с проведением камеральных и выездных налоговых проверок содержатся в главе 14 НК РФ.
Для того чтобы найти принципиальные различия между камеральной и выездной налоговыми проверками необходимо рассмотреть их основные характеристики, к которым относятся:
- место проведения налоговой проверки;
- назначение налоговой проверки;
-порядок проведения проверки
-срок проведения налоговой проверки
- оформление материалов проверки.
1. Место проведения камеральной налоговой проверки (далее КНП)
.
Отличием КНП от выездной, является то, что она проводится по месту нахождения налогового органа.
2. Назначение КНП
Согласно ст. 88 НК РФ КНП проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
3. Порядок проведения КНП
Специально уполномоченные сотрудники налогового органа должны проводить камеральную налоговую проверку в полном соответствии с установленным законодательством о налогах и сборах порядке.
Суть КНП заключается в том, что во время ее проведения сотрудниками налогового органа проверяется:
- полнота представления налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, а также иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- правильность оформления представленных документов (наличие всех необходимых реквизитов, четкость заполнения и т.д.);
- своевременность представления налоговой отчетности;
- обоснованность применения налоговых ставок и льгот (вычетов);
- правильность исчисления налоговой базы.
В случае выявления камеральной налоговой проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, предусмотрено правило о сообщении об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
При этом, в соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Особенности процедуры истребования у проверяемого лица документов в ходе КНП.
По общему правилу у налогоплательщика нет обязанности, а у налогового органа нет права требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, что в значительной степени ограничивает круг вопросов, подлежащих камеральной налоговой проверке.
Но из общего правила есть исключения, предусмотренные ст. 88 НК РФ и распространяющиеся на следующие случаи:
1- при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
2- при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика не только документы, обязанность по представлению которых одновременно с налоговой декларацией прописана в законе, но и другие документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);
3- при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
4. Срок проведения КНП ограничен тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
5. Окончание стадии проведения КНП и оформление результатов.
Если проверяющий сотрудник налогового органа на основе собранных доказательств (в том числе если представленные налогоплательщиком дополнительные документы подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, или если налогоплательщик не представил пояснения по требованию налогового органа), а также имеющихся у него документов, придет к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, то он должен перейти к следующей стадии камеральной налоговой проверки - оформлению ее результатов в порядке ст. 100 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки составляется по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания. После вручения акта проверки у налогоплательщика есть право в течение 1 месяца предоставить в налоговый орган свои письменные возражения (разногласия) по акту. Порядок рассмотрения материалов камеральных и выездных налоговых проверок и вынесения по ним итогового решения одинаков и будет рассмотрен ниже (Смотрите схему 8 в приложении).
Когда по итогам проведенной КНП полученная от налогоплательщика и имеющаяся у налогового органа информация не свидетельствует о факте совершения налогового правонарушения, то на этом камеральная налоговая проверка считается оконченной. Никаких документов по этому поводу налоговый орган не составляет.
В некоторых случаях, когда у налоговых органов есть основания полагать, что налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) совершено налоговое правонарушение, а собрать доказательства этого во время проведения камеральной налоговой проверки не представляется возможным, по результатам проведения камеральной налоговой проверки в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц может быть принято решение о назначении выездной налоговой проверки.
Таким образом, грамотно проведенная камеральная налоговая проверка способствует правильному выбору объекта для проведения выездной налоговой проверки.