ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25.Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля
Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ налоговая проверка - это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Основные нормы, связанные с проведением камеральных и выездных налоговых проверок содержатся в главе 14 НК РФ.
Для того чтобы найти принципиальные различия между камеральной и выездной налоговыми проверками необходимо рассмотреть их основные характеристики, к которым относятся:
- место проведения налоговой проверки;
- назначение налоговой проверки;
-порядок проведения проверки
-срок проведения налоговой проверки
- оформление материалов проверки.
Правовое регулирование выездных налоговых проверок (далее ВНП) в целом осуществляется специальными нормами НК РФ (ст. ст. 21, 32, 33, 35, 87, 89, 90 - 101 НК РФ), соответствующими федеральными законами, а также принятыми во исполнение их нормативными правовыми актами. Общие принципы порядка назначения и проведения ВНП закрепляются в ст. 89 НК РФ. Статьи 91 - 92 НК РФ раскрывают порядок проведения отдельных мероприятий налогового контроля,
-
Место проведения ВНП - как правило это территория налогоплательщика, а в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. -
Назначение ВНП осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, при этом существует ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок.
а) Ограничение на проведение повторных ВНП.
Налоговые органы не вправе проводить две и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но из этого правила есть исключения, так повторная ВНП может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного;
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.
б) Ограничение по частоте и периодичности проведения ВНП.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух ВНП в течение календарного года.
Исключение из него составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения ВНП сверх указанного ограничения.
При определении количества ВНП налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных ВНП его филиалов и представительств.
в) Ограничение по глубине охвата.
В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
26.Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
27.Понятие и виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.
А) ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.
Можно выделить следующие признаки характерные для налоговой ответственности:
- основана на государственном принуждении;
- наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;
- субъектами являются организации и физические лица;
- имеет отрицательные последствия имущественного характера для правонарушителя;
- реализуется в процессуальной форме.
Ответственность за нарушение налогового законодательства существует в двух формах:
-компенсационной (правовосставновительной) (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога)
-штрафной (карательной) (дополнительные выплаты в качестве наказания).
Налоговая ответственность предусмотрена положениями:
-
Налогового кодекса РФ — при наличии признаков налоговых
правонарушений; -
Кодекса РФ об административных правонарушениях;
♦ Уголовного кодекса РФ — при наличии признаков преступления.
В ст. 108 НК РФ определены общие условия привлечения к ответственности (принципы) за совершение налогового правонарушения, которые характеризуются:
-
законностью — никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ; -
однократностью — никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового нарушения; -
комплексностью — привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации; -
взаимосвязью налоговой санкции и налоговой обязанности — взыскание с налогоплательщиков или налоговых агентов санкций за нарушение налогового законодательства не отменяет их обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени; -
презумпцией невиновности — 1) налогоплательщик не виновен в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда; 2) налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, эта обязанность возлагается на налоговые органы; 3) неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении им налогового правонарушения толкуются в его пользу.
Б) ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ст. 109 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, а именно:
-
отсутствие события налогового правонарушения (т. е. отсутствие противоправного факта в действиях лица); -
отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, такое возможно в соответствии со ст.111 НК РФ:
а) вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
б) если налогоплательщик — физическое лицо находился в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло дать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
в) в случае выполнения налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым или другим уполномоченным государственным органом или его должностными лицами в пределах своей компетенции);
г) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
-
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16 лет; -
истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (срок давности определен п. 1 ст. 113 НК РФ в три года).
При применении налоговой ответственности законодательство учитывает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ).
К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность, относятся:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность
4) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности.
Наличие смягчающего обстоятельства может повлиять на снижение размера штрафа не менее чем в два раза по сравнению с установленным гл. 16 НК РФ размером.
Совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, является обстоятельством, отягчающим ответственность. В этом случае суд увеличивает размер штрафа на 100%.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
В) ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права- в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая это п.3 и 4 ст.108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной ответственности.
1) Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ.
В зависимости от субъекта, совершившего противоправные деяния, Налоговым кодексом РФ установлены следующие виды ответственности:
1) для налогоплательщиков (за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов);
2) для налоговых агентов (за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов);
3) для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов (за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации);
4) для банков (за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков).
В соответствии с п. 1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается только в форме штрафа.
Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности (т. е. большая по размеру санкция не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности). Если виновным лицом совершено несколько нарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями Налогового кодекса в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае — взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке.
Срок исковой давности взыскания налоговых санкций в соответствии с п. 1. ст. 115 НК РФ не должен превышать шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании.
2) Административная ответственность
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).