ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заявительный порядок возмещения НДС позволяет налогоплательщикам вернуть (зачесть) суммы налога еще до завершения камеральной проверки декларации.
Воспользоваться правом на ускоренное возмещение НДС можно в следующих случаях:
1. За три предшествующих года до года подачи заявления на применение заявительного порядка налогоплательщиком уплачено в совокупности не менее 2 млрд руб. налогов, а именно НДС, НДПИ, акцизы, налог на прибыль.
При этом применить заявительный порядок можно только по истечении определенного срока после создания организации. А именно с момента учреждения до дня подачи декларации с суммой НДС к возмещению должно пройти не менее трех лет.
2. Вместе с декларацией, в которой сумма НДС указана к возмещению, необходимо представить банковскую гарантию. В ней должно быть предусмотрено, что банк обязуется уплатить в бюджет возмещенные в ускоренном порядке суммы НДС, если решение о таком возмещении впоследствии будет полностью или частично отменено.
Порядок возмещения налога установлен ст. 176 Налогового кодекса РФ. При этом возмещение НДС (ст. 176 НК РФ) необходимо отличать от зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, пени, предусмотренного ст. 78 и ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Возмещение осуществляется в отношении НДС, законно уплаченного поставщику или в бюджет. Зачет (возврат) осуществляется в отношении неправомерно уплаченного или взысканного в бюджет НДС.
В отдельных случаях обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДС возлагается на налоговых агентов. Например, очень сложно проконтролировать уплату НДС иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Возможности налогового контроля и государственно-властного воздействия на них существенно ограничены. Поэтому обязанность по удержанию и уплате НДС таких налогоплательщиков возлагается на налоговых агентов, в качестве которых выступают организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
Например, 9 января российская организация приобрела у иностранной компании партию товара, местом реализации которого признается территория РФ, на сумму 3000 долл. США. Оплату за товар перечислили 11 января. Товары облагаются на территории РФ по ставке 20%. Компания не состоит на учете в налоговых органах РФ, поэтому российская организация должна исчислить и уплатить в бюджет налог за эту компанию.
1. Определим налоговую базу. Предположим, что 11 января по курсу Банка России 1 долл. США был равен 65 руб. Значит, сумма дохода иностранной компании и налоговая база по сделке равны 195 000 руб. (65 руб. x 3000 долл. США).
2. Определим сумму НДС, которую нужно удержать и уплатить в бюджет. Для этого налоговую базу умножим на расчетную ставку НДС. Сумма НДС будет равна 32 500 руб. (195 000 руб. x 20/120).
Уплата НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Например, по итогам 1 квартала НДС по декларации составил 600 000 руб., уплатить его нужно в следующие сроки: 25 апреля 200 000 руб., 25 мая 200 000 руб., 25 июня 200 000 руб.
Налог уплачивается по месту налогового учета налогоплательщиков, которые обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. (Смотрите схему 21 в приложении).
34.Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость: порядок, ограничения, условия утраты освобождения.
Порядок освобождения от уплаты НДС
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Например, организация желает получить освобождение, начиная с марта месяца. Для этого она должна подать заявление и соответствующие документы не позднее 20 марта. При этом исчисленная в установленном порядке выручка от реализации за декабрь, январь и февраль не должна превышать 2 миллиона рублей.
Перечень документов, необходимых для предъявления в налоговые органы закреплен в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой индивидуальные предприниматели предоставляют:
- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);
- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за предшествующие три месяца);
Организации представляют следующие документы:
- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);
- выписку из бухгалтерского баланса;
Уведомление и соответствующие документы могут передаваться индивидуальными предпринимателями и организациями непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Таким образом, начиная с 1 июля 2002 года разрешительный характер получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика сменился на уведомительный.
Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель представят соответствующее уведомление и документы будут соответствовать критериям, указанным в ст. 145 Налогового кодекса РФ, то они автоматически пользуются освобождением.
Согласно п. 3 ст. 145 Налогового кодекса РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.
Освобождение от исполнения перечисленных обязанностей по уплате НДС предоставляется на 12 календарных месяцев.
Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика может прекращаться в законном порядке либо в силу нарушения установленных условий. При этом в законном порядке право на освобождение прекращается либо в добровольном порядке, либо в обязательном порядке.
По истечении 12 календарных месяцев применения освобождения налогоплательщик должен принять одно из двух решений:
1) о продлении использования права не платить НДС на следующие 12 календарных месяцев;
2) об отказе от использования такого права.
После принятия решения, но в срок до 20-го числа месяца, следующего за двенадцатым месяцем, необходимо представить в налоговую инспекцию:
1) подтверждающие документы, указанные выше и уведомление о продлении использования права на освобождение
или
2) подтверждающие документы, указанные выше и уведомление об отказе от использования права на освобождение .
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение. (Смотрите схему 13 в приложении).
При освобождении налогоплательщика от исполнения обязанности налогоплательщика расчетные и первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На них делается надпись «Без налога (НДС)». В связи с этим покупатель не имеет возможности возместить какие-либо суммы и вынужден уплачивать в бюджет всю сумму налога, предъявленную им очередному покупателю. В результате освобождение предоставляется не за счет государства, а за счет покупателей.
УТРАЧИВАНИЕ:
5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.
Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.
35.Особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налоговыми агентами.
36.Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
37.Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по налогу на добавленную стоимость.
38.Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, порядок их применения.
39.Порядок возмещения налога на добавленную стоимость.
40.Акцизы (понятие и элементы налога).
1.Общая характеристика налога, Налогоплательщики
Акцизы (как и НДС) относятся к косвенным налогам, бремя уплаты которых перекладывается налогоплательщиками на потребителей товаров.
В Российской Федерации установлен довольно ограниченный перечень подакцизных товаров. По каким критериям законодатель выбирает такие товары? Изначально акцизы применялись к производству дорогостоящих
, но имеющих низкую себестоимость товаров. Тем самым достигалось сглаживание уровня рентабельности производства таких товаров до средних показателей промышленности. В нашей стране акциз первоначально использовался как налог на обеспеченных (богатых). Обложению акцизами подлежали меха, икра и деликатесы из лососевых и осетровых рыб, фарфор, изделия из натуральной кожи.
В настоящее время акцизами, прежде всего, облагаются социально вредные товары, в сдерживании потребления которых заинтересовано государство и общество. Кроме того, к подакцизным нередко относятся высокорентабельные товары, реализация которых приносит налогоплательщикам сверхприбыль. Как видим, акцизам - как ни одному другому налогу - свойственна регулирующая функция, прежде всего в сфере потребления.
В перечень подакцизных товаров включали винно-водочные изделия, икру осетровых и лососевых рыб, готовую деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, шины для легковых автомобилей, ювелирные изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия, ружья охотничьи, яхты и катера, меховые изделия, одежду из натуральной кожи и др.
Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется главой 22 НК РФ.
Налогоплательщиками согласно ст.179 НК РФ являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие (в том числе из давальческого сырья) и реализующие подакцизные товары, и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.
Налогоплательщиков акциза можно поделить на две группы:
1) плательщики внутреннего акциза;
2) плательщики акциза на таможне.
Подакцизными товарами (ПАТ) являются:
1) этиловый спирт из всех видов сырья.
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и другие жидкости) крепостью более 9%, кроме:
- зарегистрированных в Минздраве лекарственных средств, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств;
- лекарственных средств, изготавливаемых аптеками по индивидуальным рецептам и требованиям и разлитых в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей);
- зарегистрированных в Минсельхозе ветеринарных препаратов, разлитых в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметической продукции с содержанием спирта не более 90%, разлитой во флаконы емкостью не более 100 мл. Флакон должен быть оснащен пульверизатором;