ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом правила предоставления льгот по операциям, предусмотренным в п. п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ, имеют следующие принципиальные различия:
1. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения этих операций от налогообложения. Если налогоплательщик осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, то он не может отказаться от применения льготы.
2. При осуществлении операций, предусмотренных п. 2 ст. 149 НК РФ, налогообложению не подлежат как операции по реализации указанных в этом пункте товаров, работ, услуг, так и операции по их передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд. Операции, перечисленные в п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению только при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации этих товаров, работ, услуг. Налоговое освобождение при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд предоставляется только в случаях, специально поименованных в отдельных подпунктах п. 3 ст. 149 НК РФ, например при реализации товаров (работ, услуг) предприятиями, использующими труд инвалидов (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).
При совершении операций, освобождаемых от НДС (не облагаемых НДС), счета-фактуры выставляются налогоплательщиком-продавцом в общеустановленном порядке. При этом счет-фактура выставляется покупателю без выделения суммы НДС.
Если при совершении операции, освобожденной от НДС, продавец выставит в адрес покупателя счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС, то всю эту сумму налога необходимо будет заплатить в бюджет.
Одним из условий обоснованного использования льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ, является ведение налогоплательщиком раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению.
-
НАЛОГОВАЯ БАЗА
Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок – суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. (Смотрите схему 16 в приложении).
Очень важным является вопрос момента определения налоговой базы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ, в зависимости от способа расчетов (авансового или последующего) моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Например, в январе организации А (покупатель) и Б (поставщик) заключили договор поставки товаров на сумму 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.).
В январе от покупателя поступил аванс в размере 60 000 руб. Отгрузка товаров была произведена в адрес покупателя в феврале. В марте от него поступила оставшаяся сумма оплаты в размере 60 000 руб.
Поставщик (организация Б) в январе начисляет НДС с поступившего аванса в размере 60 000 руб. В феврале при отгрузке товаров в адрес покупателя поставщик начисляет НДС со всей стоимости отгруженных товаров. В этот момент он ставит к вычету НДС, исчисленный при получении аванса.
-
НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД
Общая налоговая ставка с 2019 года составляет 20 % от налоговой базы ( до 2019 года ставка 18%). Льготная (пониженная) ставка в размере 10 % установлена для ряда социально значимых категорий товаров – некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки и т.п.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров.
Кроме того, для ряда объектов налогообложения НК РФ устанавливает ставку, равную 0 %. Такая ставка применяется, в частности, в отношении: экспортируемых товаров, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров; работ (услуг), связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России транзитных товаров; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве и др.
При реализации товаров, по которым применяется ставка 0%, налогоплательщик должен подтвердить обоснованность ее применения, а также доказать право на получение налоговых вычетов. Для этого он должен представить в налоговый орган следующие документы (ст. 165 НК РФ):
• контракт с иностранным контрагентом на поставку товара;
• таможенную декларацию с отметками таможенных органов, осуществляющих выпуск товара в режиме экспорта;
• копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России.
Документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. Если по истечении этого срока подтверждающие документы не представлены, то указанные операции подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10% или 20%. Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, то уплаченные суммы налога подлежат возврату. (Смотрите схему 17 в приложении).
В случае реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 20% или 10%, применяются расчетные (обратные) ставки (10/110% и 20/120%), применение которых носит вспомогательно-технический характер.
Однако по отдельным операциям расчетные ставки применяются в качестве основных. Так, согласно п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ расчетные ставки применяются в следующих случаях.
1) При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п.п. 2-4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;
2) При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), например при получении сумм, за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения и т.д.
3) При удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п.п. 1-3 ст. 161 Налогового кодекса РФ.
4) При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым налоговая база определяется в виде разницы между ценой продажи и расходами на приобретение.
Например, в случае получения частичной оплаты 60 000 руб. в счет отгруженных впоследствии товаров, сумму НДС с полученной предоплаты нужно исчислить следующим образом: 60 000 руб. * 20/120%=10 000 руб.
Налоговая база исчисляется раздельно по операциям, в отношении которых установлены разные налоговые ставки. Если раздельный учет не ведется, то налоговые органы имеют право исчислить НДС по наибольшей ставке.
Налоговый период по НДС определен ст. 163 НК РФ как квартал.
При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) соответствующую сумму НДС. Реализуя товары (работы, услуги), продавец обязан в 5-дневный срок со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) выставить покупателю счет-фактуру – документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.
Важное значение при уплате НДС имеют налоговые вычеты, на которые налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму уплачиваемого НДС.
Вычетам подлежат следующие суммы налога (ст. 171 НК РФ):
• предъявленные при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченных им при ввозе товара на таможенную территорию РФ для внутреннего потребления;
• по товарам, возвращенным покупателю,
• уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
• по отгрузкам в счет ранее полученных предоплат,
• удержанные из доходов иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах.
.Во избежание налоговых нарушений налогоплательщикам НДС необходимо соблюдать следующие положения при применении налоговых вычетов:
• наличие счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделена сумма НДС, так как ряд продавцов не являются плательщиками НДС или имеют освобождение;
• основные средства должны быть введены в эксплуатацию, а сырье и материалы отпущены в производство;
• расходы должны носить производственный характер, т.е. быть направленными на получение дохода.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур иных документов, подтверждающих совершение операции. Все плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров должны составлять счета-фактуры, которые являются обязательным документом (ст. 169 НК РФ). На их основании осуществляются расчеты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет. Налогоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж в установленном порядке.
Счета-фактуры введены как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за политикой сбора НДС и используются прежде всего, для встречных проверок налогоплательщиков, для выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к возмещению сумм входного налога поку
пателями.
Законодательством предусмотрен порядок заполнения счетов фактур. Важно отметить, что неправильное заполнение или не заполнение хотя бы одного реквизита может служить основанием не принятия работниками налоговой службы сумм НДС к вычету. (Смотрите схему 19 в приложении).
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленного по всем операциям налогоплательщика, то полученная разница должна быть возмещена (зачтена, возвращена) налогоплательщику, а сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.
Возмещение НДС – это специальная процедура, осуществляемая налоговыми органами, которая заключается в возврате НДС, уплаченного налогоплательщиком своим поставщикам по товарам (работам, услугам), либо НДС, уплаченного в соответствии с установленным порядком в бюджет.
Возмещение осуществляется в двух видах: путем зачета или возврата. При этом основание для применения того или иного вида возмещения строго урегулирован ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, которыми установлены два порядка возмещения НДС- разрешительный и заявительный (Смотрите схему 20 в приложении).
Разрешительный порядок возмещения НДС
Получив налоговую декларацию, в которой сумма НДС предъявлена к возмещению, налоговая инспекция проводит ее камеральную проверку.
Если в ходе проверки налоговый орган не выявит нарушений, он обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС.
Однако если проверяющие обнаружат нарушения налогового законодательства, то по итогам камеральной проверки составляется акт. Затем инспекция выносит решение по результатам проверки и одновременно решение о возмещении НДС (полностью или частично) либо об отказе в возмещении (полностью или частично).
Одновременно с решением о возмещении (полном или частичном) сумм налога инспекция принимает решение о зачете или возврате налога
В случае если обоснованность суммы налога к возмещению подтверждена, но у налогоплательщика имеется задолженность по федеральным налогам и соответствующим пеням и штрафам, отказать в возмещении НДС инспекция не вправе. В такой ситуации она произведет зачет ).
Если срок для возмещения не соблюден, то начиная с 12-го рабочего дня на невозвращенную сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка
Например, 17 января 2019 г. организация "Альфа" подала налоговую декларацию, в которой заявила сумму НДС к возмещению из бюджета. Вместе с декларацией организация подала заявление о возмещении НДС путем возврата. Срок проведения камеральной проверки составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Поэтому последний день проверки - 17 апреля 2019 г. (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Если налоговый орган не вернет сумму налога в течение 12 рабочих дней (т.е. не позднее 7 мая 2019 г.), то проценты будут начисляться начиная с 12-го рабочего дня после даты окончания проверки - с 7 мая 2019 г.