Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее было рассмотрено рабочее время сотрудников фирмы «Веб логистик», закрепленных за складом мелких комплектующих материалов ООО «Веб логистик».
Под рабочим временем понимается продолжительность участия человека в организационном трудовом процессе, в течение которого он должен выполнять свои служебные обязанности.
Основным для работников данного склада будет являться время, например, на отборку материалов из мест хранения, на размещение поступивших материалов на хранение, на документальное оформление поступающих или отпускаемых материалов. К вспомогательному можно отнести время, затрачиваемое работниками склада на просмотр и сортировку документов, время телефонных разговоров, касающихся вопросов деятельности, т.д. Время обслуживания рабочего места – это время на поддержание его в надлежащем состоянии: уборка, наведение порядка на рабочем столе, подготовка оборудования. Организационные перерывы обусловлены естественными факторами (необходимость отдыха, приема пищи и т.п.), а также различного рода сбоями, неполадками (например, отключение электричества) /54/.
Таким образом, в рамках данной работы необходимо рассмотреть все виды рабочего времени на примере сотрудников фирмы «Веб логистик», работающих на малом складе с целью выявления в его организации упущений, с целью совершенствования его структуры.
Первым шагом на пути к оптимальному использованию рабочего времени является его инвентаризация, которая может осуществляться с помощью хронометража или фотографирования.
В ходе прохождения практики был произведен хронометраж рабочего времени одного трудового дня заведующего складом мелких комплектующих материалов ООО «Веб логистик». Данные по анализу видов деятельности и расхода времени заведующим малым складом ООО «Веб логистик» представлены в таблице 10.
Таблица 10
Расход времени заведующего малого склада ООО «Веб логистик» 23.03.2015 г.
Вид рабочего времени | Продолжительность, мин. | Доля в общем рабочем времени, проценты |
Основное рабочее время | 250 | 59,52 |
Вспомогательное рабочее время | 40 | 9,52 |
Время обслуживания рабочего места | 15 | 3,57 |
Время организационных перерывов | 115 | 27,39 |
Итого | 420 | 100,0 |
Анализ таблицы свидетельствует о том, что все же львиную долю рабочего время составляет основное рабочее время (59,52 %). Что касается времени организационных перерывов, то оно довольно велико и составляет 115 минут в течение рабочего дня (доля этого вида времени довольно велика и составляет 27,39 %).
В течение основного рабочего времени достигается непосредственная цель трудового процесса заведующего складом – происходит прием заявок на необходимые материалы, происходит их отбор из мест хранения, выдача материалов заказчикам и т.п.
Основное время заведующего складом распределяется следующим образом (таблица 11 и рисунок 7).
Таблица 11
Состав основного рабочего времени заведующего малым складом
Содержание основного рабочего времени | Продолжительность, минут | Доля в основном рабочем времени, проценты |
Прием заказов | 25 | 10 |
Отдача распоряжений | 15 | 6 |
Отбор материалов | 65 | 26 |
Просмотр и документальное оформление отобранных материалов | 60 | 24 |
Выдача материалов | 25 | 10 |
Оформление заказов на получение материалов | 50 | 20 |
Передача бланков заказа | 10 | 4 |
Итого | 250 | 100 |
Рисунок 7 – Состав основного рабочего времени заведующего малым складом
Данные приведены в расчете одного полного рабочего дня заведующего малым складом, то есть семичасового рабочего дня. Таким образом, основное рабочее время (250 минут или 4 часа 10 минут) заведующий малым складом фирмы тратит на прием и выдачу заказов пяти производственным бригадам фирмы. Таким образом, из-за долговременной отборки и выдачи материалов происходит снижение качества обслуживания всех заказчиков. Бригадиры вынуждены ждать около одного часа, когда ему произведут отборку и выдачу необходимых для производства материалов. Следовательно, во время ожидания выдачи материалов, ждут и сами бригады, поскольку у них нет необходимых для производства мебели комплектующих.
Из представленных данных легко увидеть, что заведующий складом свое основное рабочее время тратит на отбор материалов из мест хранения (26 %) и на просмотр и документальное оформление отобранных материалов (24 %). Составление бланка-заказа на необходимые материалы занимает у заведующего складом около 50 минут или 20 %. Прием заказов и выдача материалов осуществляются примерно одинаково - 10 % от основного рабочего времени.
Анализ данных позволяет судить о нерациональном использовании рабочего времени, поскольку его очень много тратиться на поиск и отборку материалов, на ручной подсчет остатков материалов, на долговременное заполнение всевозможных приходных и расходных документов. Все эти проблемы необходимо будет решать при помощи наведения порядка на складе, автоматизации основных процессов, позволяющих значительно сократить время, затрачиваемое на выполнение основных складских операций.
Анализ представленных данных приведен ниже. Во-первых, достаточно большое время затрачивает персонал на отборку необходимых материалов из мест хранения в соответствии с заказами. На отборку может уйти до 40 – 45 минут. Наблюдения показали, что персонал склада в некоторых ситуациях просто не знает, где хранится тот или иной материал, и ему в буквальном смысле слова приходится осматривать все полки стеллажей в поиске нужного материала. Именно по этой причине так велик срок отборки материалов и комплектующих.
Во-вторых, наблюдения показали, что довольно много своего рабочего времени заведующий складом тратит на всякого рода перерывы, в его работе много помех. По последней строке представленной таблицы можно увидеть, что время его организационных перерывов составляет 115 минут.
Таким образом, после представления хронометража рабочего времени заведующего склада представляется возможным определение коэффициента использования рабочего времени по следующей формуле:
КРВ= (3)
где КРВ – коэффициент использования рабочего времени;
ΣПД – общая продолжительность рабочего времени, мин.;
ΣП – продолжительность «помех» и перерывов в работе, мин /54, 5/.
Коэффициент использования рабочего времени заведующего складом мелких комплектующих материалов составляет: КРВ=
Полученное значение КРВ говорит о нерациональном использовании рабочего времени заведующего складом, поскольку он около трети своего рабочего времени (27 %), тратит на свои личные дела, на решение своих проблем, а никак не на решение профессиональных проблем и задач.
Таким образом, в качестве вывода по главе можно отметить, что в процессе функционирования малого склада фирмы существует множество проблем. Из числа наиболее серьезных можно выделить больший объем хищений, нерациональное использование имеющихся площадей и объемов, длительное выполнение основных складских операций, за счет того, что они осуществляются вручную, а также крайний беспорядок, сложившийся на этом складе. В рекомендательной главе работы будет предложен план мероприятий, направленный на устранение выявленных проблем и на совершенствование организации складского хозяйства фирмы.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В предыдущей части работы были рассмотрены все основные складские операции, протекающие на малом складе. В результате анализа были выявлены серьезные недочеты, серьезные упущения в организации контроля за складскими операциями в ходе осуществления таких операций, как размещение материалов на хранение и отборка материалов из мест хранения по заказу.
Как доказано практикой функционирования зарубежных и крупных российских предприятий, хронометраж работы отборщика показывает, что его рабочее время распределяется приблизительно следующим образом:
- отборка товара по заказу – 10%;
- вынужденный простой во время пополнения запаса в зоне отборки, либо во время работы в этой зоне другого отборщика – 20 %;
- работа с отборочными листами – 30 %;
- перемещение между местами отборки – 40 % .
Актуальность задачи сокращения времени на перемещение очевидна. Ее решение заключается в выделении на складе зон для хранения групп товаров в зависимости от частоты их отпуска со склада /42/.
Таким образом, в рекомендательной части данной работы будут даны некоторые рекомендации по устранению существующих проблем, а также будет рассчитана эффективность от внедрения предложенных мероприятий.
3.1 Внедрение адресной системы управления запасами
ООО «Веб логистик»
Как было «доказано» ранее, размещение материалов на хранение является очень важной складской операцией, правильная организация которой может снизить риск порчи и повреждения товаров, снизить вероятность краж, сократить время на отборку заказа, и т.д.
Практика зарубежных и крупных российских фирм показала, что наиболее оптимальным хранением товаров на складе является хранение, при котором весь ассортимент делится на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко. Размещение названных групп материалов в разных зонах склада позволит минимизировать количество передвижений на складе.
Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» («красных») линий. Товары, требующиеся реже, отодвигаются на «второй план» и размещаются вдоль «холодных» («синих») линий /17, 32/.
В ходе прохождения практики были собраны данные о движении материальных ценностей (в разрезе отпускных единиц измерения) на малом складе с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. Как видно из представленных данных, на малом складе предприятия действительно хранится большое множество мелких комплектующих материалов и деталей. Как указывалось ранее, данные материалы размещаются при приемке в то место, укладываются в ту ячейку, которые являются на данный момент свободными. В результате один и тот же материал может оказаться размещенным в совершенно разных ячейках стеллажей.
Таким образом, чтобы упорядочить размещение материалов на складе при помощи метода «АВС» необходимо выявить количество «обращений» за исследуемый период к конкретному материалу. В ходе беседы с заведующим складом и в ходе изучений записей в журнале учета отпуска материалов на малом складе, указаны данные о количестве «обращений» к конкретному материалу на складе фирмы.
Далее необходимо посчитать суммарную величину всех передвижений за анализируемый период (с 1 января по 31 декабря 2014 г.) в процессе отборки материалов на малом складе фирмы. Фактическое размещение материалов на данном складе за анализируемый период представлено.