ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, в том числе к инклюзивному образованию;

– взаимодействие и координацию существующих медицинских, социальных, образовательных, профессиональных организаций, задействованных в реабилитации инвалидов, с момента наступления инвалидности и в течение всей жизни инвалида независимо от места проживания».

Распоряжением Правительства России от 06.07.2018 года № 1375- р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Документ подготовлен Минтрудом России при широком участии заинтересованных органов власти и общественных организаций. Минтруд России определен ответственным исполнителем по ряду мероприятий, связанных с совершенствованием социальной поддержки семей с детьми, а также детей, имеющих инвалидность. С 1 января 2016 года нормативно-правовыми документами введены в действие:

– понятие «абилитация», наряду с понятием «реабилитация» (ст.9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ;

– новая форма документа – индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА);

– новые организационно-правовые формы межведомственного взаимодействия в системе реализации ИПРА.1

Запланировано исполнение большого числа мер, направленных на совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов на федеральном уровне, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ.

Таким образом, можно сказать, что законодательство Российской Федерации в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья направлено на создание благоприятных условий, обеспечивающих жизнь семьи инвалида.
1.2 Система социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также членов их семей является одним из приоритетных направлений социальной политики России. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства семей лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям (реабилитационных, социальных услуг, материальной, социально-бытовой и иной поддержки). В России весь спектр социальных услуг, оказываемых семьям, реализуется учреждениями социального обслуживания населения. Согласно статье 3 Федерального закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», социальное обслуживание


– это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

– центры социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

– социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

– социальные приюты для детей и подростков;

– комплексные центры социального обслуживания населения;

– центры психолого-педагогической помощи семье и детям;

– реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей в соответствии с действующими стандартами предоставляются социально медицинские, социально-психологические, социально-педагогические услуги детям и родителям. Особое место в системе профилактики безнадзорности принадлежит специализированным учреждениям, предназначенным для комплексной реабилитации несовершеннолетних. К ним относятся социально реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты. Основные задачи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних – профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.1

Современные технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья представляют собой совокупность методик, приемов, действий специалиста по социальной работе, которые основаны на его профессионализме, индивидуальном подходе к своей работе, обеспечивающие положительную динамику развития ребенка-инвалида, активизацию его личностных ресурсов. Результатом использования технологий социальной работы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной, профессиональной жизнедеятельности.

С помощью приемов и методов социальной диагностики можно выявить резервные возможности студента, которые обеспечат его успешную реабилитацию. Социальная диагностика способствует выявлению причин возникновения проблем, имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей студента и его семьи. Социальный диагноз, как результат реализации социально-диагностических методов, отражает индивидуальные особенности студента и его семьи, включает рекомендации к выбору мероприятий по их социальной реабилитации. Выявление социальных умений и навыков, определение уровня их сформированности у лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью следующих методов социальной диагностики: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обследование жилищно-бытовых условий, анализ документов.



Целью реабилитации в социальной работе является восстановление или компенсация нарушенных или утраченных способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья к выполнению общественной, профессиональной и бытовой деятельности с учетом интересов, потенциальных возможностей, создание условий для возвращения индивида с ограниченными возможностями в виду потери здоровья, к нормальной социальной жизнедеятельности. Рассматривая реабилитацию как активную форму социальной защиты инвалидов, следует признать, что на протяжении всего периода развития реабилитологии как науки, термин «реабилитация» постоянно претерпевал изменения, как по форме, так и по содержанию.

Сегодня социальная реабилитация, оккупационная терапия, терапия занятостью, эрготерапия, трудотерапия, социально-медицинская работа – термины, по сути своей, обозначающие одно, или несколько очень близких явлений. В настоящее время, когда идея интегрального подхода к охране и восстановлению здоровья все более внедряется в социальную реабилитологию и может стать одним из связующих звеньев между системой здравоохранения и социальной защиты населения.

С целью их эффективной реализации специалист должен выполнить ряд задач:

– выявив семьи, в которых воспитываются лица с ограниченными возможностями здоровья, определить их нуждаемость в предоставлении социального обслуживания, в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации №442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания населения»; – содействовать включению в общественную жизнь и преодоление барьеров, которые мешают ему интегрироваться с социумом;

– разработать индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) с учетом рекомендаций бюро медикосоциальной экспертизы (МСЭ);

– проводить социально-реабилитационные мероприятия с родителями;

– организовать и проводить работу, которая направлена на предупреждение возникновения социального неблагополучия семей, в которых воспитывается инвалид;

– оказывать правовое консультирование, формировать правовую грамотность родителей, консультируя их о положенных им льготах, пособиях, а также других мерах социальной поддержки.1

Таким образом, необходимо отметить, что существует довольно большое разнообразие различных технологий социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые разрабатываются и реализуются в условиях социальных служб, деятельность которых ориентирована на работу с такими семьями.



2. Теоретические основы права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1 Понятие обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Термин лицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российском законодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативно-правовых актах слова «с отклонениями в развитии», заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако законодатель при этом не давал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Во Всемирном докладе об инвалидности указано, что инвалидность – одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать все большие трудности с функционированием организма. Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий. Согласно законодательству, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В российском законодательстве встречаются различные понятия, связанные с инвалидностью, такие как: маломобильные граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья, лица с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями и иные. При этом в одних случаях в группу лиц с ограниченными возможностями здоровья включаются и лица, имеющие инвалидность, в других группа лиц с ограниченными возможностями выделяется как самостоятельная и лица с инвалидностью в нее не входят. Однако следует отметить, что понятия лицо с ограниченными возможностями здоровья и лицо с инвалидностью не равнозначны. Отсутствие статуса инвалида может быть вызвано как объективными причинами (ограничения жизнедеятельности не удовлетворяют критериям, установленным для признания инвалидности), так и субъективными (боязнь дискриминации, нежелание или неспособность проходить множество медицинских, экспертных и других процедур, связанных с оформлением правоустанавливающих документов и пр.) Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. Лицо с ОВЗ, будучи не признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т.ч. и возможность обучения в средне профессиональных образовательных организациях по адаптированной образовательной программе.