Файл: Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы и результатов проведенного теоретического исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Представление – это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуальном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рационального.
Рассмотрев категорию понятия «представление», мы смогли сформулировать понятие «экологические представления». Экологические представления – важное условие выработки подобного отношения к окружающему миру, что имеет эмоционально-действенный характер и проявляется в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности преобразовывать вокруг себя.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью соблюдения требований ФГОС ДО 2013г по организации работы по ознакомлению дошкольников с миром природы. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира. Эта часть целевых ориентиров может реализовываться в процессе формирования основ экологической культуры, системных представлений о живой и неживой природе, особенностях внешнего вида, среде обитания, повадках животных, для воспитания гуманных чувств, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы и приемы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Проанализировав ряд комплексных, парциальных и региональных образовательных программ, а конкретно образовательную область «Познавательное развитие», мы определили содержание экологических представлений о живой и неживой природе в старшем дошкольном возрасте, а именно программы направлены на усвоение детьми системы представлений о взаимосвязях в живой и неживой природе, о приспособленности живых организмов к среде обитания. На основе анализа программ экологического образования детей дошкольного возраста, мы выделили следующие разделы экологических представлений для детей дошкольного возраста: 1) представления о неживой природе: - воздух и вода – условия жизни живых организмов; - представления отличительных характеристик таких явлений и объектов, как свет, почва, камни, температура; - представления об использовании объектов неживой природы; - представления о временах года, состоянии погоды, типичных погодных явлениях; - представления о взаимосвязях живой и неживой природы – зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов. Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с объектами живой и явлениями неживой природы, педагог должен знать сущность понятия о каждом объекте и явлении природы, основные характеристики, значение объектов живой и неживой природы для человека. Так же педагог должен подбирать материал с учетом возрастных особенностей детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.
Для развития представлений о природе может быть использована элементарная поисковая деятельность - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Элементарная поисковая деятельность обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Поисковая деятельность проводится в определенной системе, включая в себя элементарные опыты и эксперименты. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. В этом случае необходимо использовать опыты и эксперименты. При организации опытов или экспериментов необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности детьми и взрослыми. Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды и т.д. Эксперимент (от лат. Experimentun проба, опыт) спланированное и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированный объект (объекты) и фиксирует изменения в его состояниях.
В процессе элементарной поисковой деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методика введения элементарной поисковой деятельности в педагогический процесс не представляет особых сложностей и помогает осуществлять процесс формирования экологических представлений об объектах и явлениях окружающей нас природы. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.
Список использованных источников
1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2.Апполонова, Н.И. Я познаю мир. Интегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста Под ред. Э.Э. Баранниковой. – Ульяновск, 1999.
3.Дерибо, С.Д. Экологическая педагогика и психология С.Д. Дерибо, В.А. Ясвин. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.
4. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе М.Г. Ермолаева. - Санкт – Петербург., издательство Каро, 2008.
5. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. учреждений под ред. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
6.Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. (Программы ДОУ).
7.Кондратьева, Н. Н. "Мы". Программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова.
- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2005 (ООО Тип. Правда 1906). -(Библиотека программы "Детство")
8. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников Г.Н. Казаручик. – Мозырь, 2005
9.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019
10.Николаева, С.Н. Юный эколог С.Н. Николаева. – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 118 с.
11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников методические рекомендации Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКИ, 2003.
14. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-poiskovaja-dejatelnost-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
15. Примерная основная образовательная программа «Радуга» Т. И. Гризик, С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова. - Издательство: Просвещение, 2016.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», - 2000.
17. Рыжова, Н.А. Программа «наш дом — природа» Н.А. Рыжова. -М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
18. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - (Для средних спец. учебных заведений
Приложение
КОНСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тема «Приключения Буратино»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цели:
1. актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);
2.развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; прививать интерес к сказкам; стимулировать желание помочь герою сказки;
3. воспитывать аккуратность.
Материал: деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка Почемучка.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», настольно-печатная игра «Приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.
Ход занятия
Воспитатель нарочито громко «заводит разговор» с Почемучкой, сидящей в Уголке экспериментирования с блокнотом и карандашом, тем самым, привлекая внимание детей: «Почемучка, чем ты так увлечена? Сочиняешь сказку про Буратино? А мы с ребятами недавно читали эту сказку. Ах, ты сочиняешь продолжение?»
Заинтересовавшимся детям воспитатель читает сочиненный Почемучкой отрывок: «Побежал Буратино в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать? Думал-думал Буратино...» Почемучка спрашивает: «А о чем он думал?»
Дети высказывают предположения. Если кто-либо высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы «Плыть надо — плыть нельзя».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы:построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, ведь он деревянный.
Последнюю гипотезу предлагают проверить. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Вывод
Дерево в воде не тонет, значит, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.
Ребята вместе с Почемучкой придумывают конец сказки: «Буратино сложил одежду и Азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».
На занятии по изодеятельности дети рисуют иллюстрации к новой сказке.
На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы и результатов проведенного теоретического исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Представление – это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуальном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рационального.
Рассмотрев категорию понятия «представление», мы смогли сформулировать понятие «экологические представления». Экологические представления – важное условие выработки подобного отношения к окружающему миру, что имеет эмоционально-действенный характер и проявляется в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности преобразовывать вокруг себя.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью соблюдения требований ФГОС ДО 2013г по организации работы по ознакомлению дошкольников с миром природы. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира. Эта часть целевых ориентиров может реализовываться в процессе формирования основ экологической культуры, системных представлений о живой и неживой природе, особенностях внешнего вида, среде обитания, повадках животных, для воспитания гуманных чувств, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы и приемы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Проанализировав ряд комплексных, парциальных и региональных образовательных программ, а конкретно образовательную область «Познавательное развитие», мы определили содержание экологических представлений о живой и неживой природе в старшем дошкольном возрасте, а именно программы направлены на усвоение детьми системы представлений о взаимосвязях в живой и неживой природе, о приспособленности живых организмов к среде обитания. На основе анализа программ экологического образования детей дошкольного возраста, мы выделили следующие разделы экологических представлений для детей дошкольного возраста: 1) представления о неживой природе: - воздух и вода – условия жизни живых организмов; - представления отличительных характеристик таких явлений и объектов, как свет, почва, камни, температура; - представления об использовании объектов неживой природы; - представления о временах года, состоянии погоды, типичных погодных явлениях; - представления о взаимосвязях живой и неживой природы – зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов. Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с объектами живой и явлениями неживой природы, педагог должен знать сущность понятия о каждом объекте и явлении природы, основные характеристики, значение объектов живой и неживой природы для человека. Так же педагог должен подбирать материал с учетом возрастных особенностей детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.
Для развития представлений о природе может быть использована элементарная поисковая деятельность - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Элементарная поисковая деятельность обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Поисковая деятельность проводится в определенной системе, включая в себя элементарные опыты и эксперименты. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. В этом случае необходимо использовать опыты и эксперименты. При организации опытов или экспериментов необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности детьми и взрослыми. Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды и т.д. Эксперимент (от лат. Experimentun проба, опыт) спланированное и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированный объект (объекты) и фиксирует изменения в его состояниях.
В процессе элементарной поисковой деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методика введения элементарной поисковой деятельности в педагогический процесс не представляет особых сложностей и помогает осуществлять процесс формирования экологических представлений об объектах и явлениях окружающей нас природы. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.
Список использованных источников
1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2.Апполонова, Н.И. Я познаю мир. Интегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста Под ред. Э.Э. Баранниковой. – Ульяновск, 1999.
3.Дерибо, С.Д. Экологическая педагогика и психология С.Д. Дерибо, В.А. Ясвин. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.
4. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе М.Г. Ермолаева. - Санкт – Петербург., издательство Каро, 2008.
5. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. учреждений под ред. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
6.Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. (Программы ДОУ).
7.Кондратьева, Н. Н. "Мы". Программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова.
- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2005 (ООО Тип. Правда 1906). -(Библиотека программы "Детство")
8. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников Г.Н. Казаручик. – Мозырь, 2005
9.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019
10.Николаева, С.Н. Юный эколог С.Н. Николаева. – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 118 с.
11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников методические рекомендации Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКИ, 2003.
14. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-poiskovaja-dejatelnost-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
15. Примерная основная образовательная программа «Радуга» Т. И. Гризик, С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова. - Издательство: Просвещение, 2016.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», - 2000.
17. Рыжова, Н.А. Программа «наш дом — природа» Н.А. Рыжова. -М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
18. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - (Для средних спец. учебных заведений
Приложение
КОНСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тема «Приключения Буратино»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цели:
1. актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);
2.развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; прививать интерес к сказкам; стимулировать желание помочь герою сказки;
3. воспитывать аккуратность.
Материал: деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка Почемучка.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», настольно-печатная игра «Приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.
Ход занятия
Воспитатель нарочито громко «заводит разговор» с Почемучкой, сидящей в Уголке экспериментирования с блокнотом и карандашом, тем самым, привлекая внимание детей: «Почемучка, чем ты так увлечена? Сочиняешь сказку про Буратино? А мы с ребятами недавно читали эту сказку. Ах, ты сочиняешь продолжение?»
Заинтересовавшимся детям воспитатель читает сочиненный Почемучкой отрывок: «Побежал Буратино в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать? Думал-думал Буратино...» Почемучка спрашивает: «А о чем он думал?»
Дети высказывают предположения. Если кто-либо высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы «Плыть надо — плыть нельзя».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы:построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, ведь он деревянный.
Последнюю гипотезу предлагают проверить. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Вывод
Дерево в воде не тонет, значит, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.
Ребята вместе с Почемучкой придумывают конец сказки: «Буратино сложил одежду и Азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».
На занятии по изодеятельности дети рисуют иллюстрации к новой сказке.