Файл: Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
- познавательному развитию ребёнка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);
- оздоровлению ребёнка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе);
-формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
-формированию экологически правильного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
-экологизации различных видов деятельности ребёнка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях).
Рыжова Н.А. предлагает некоторые объекты, помогающие создать экологическую развивающую среду в детском саду. Условно эти места можно разделить на специальные и универсальные. К специальным можно отнести такую новую форму организации среды, как экологическая комната. Она предназначена для проведения комплексных экологических занятий, для релаксации, самостоятельной работы и самостоятельных игр.
Также в детском саду в отдельном помещении может быть организована лаборатория, в которой ребёнок может заниматься самостоятельной деятельностью.
Следующее специальное место – это живой уголок, в котором наряду с растениями живут и животные.
Экологическая комната, лаборатория и живой уголок могут быть объединены в экологический центр. К ним относится в первую очередь уголок природы, который включает в себя комнатные растения, природный материал и различные коллекции, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками - это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок экспериментирования включает в себя оборудование и инструменты для проведения различных опытов и экспериментов.
Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. Это игрушки-модели представители животного мира, муляжи овощей и фруктов, серия предметных и сюжетных картинок, различные альбомы, дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и макеты природных зон.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и территории детского сада – это и огород, клумбы и цветники, метеостанция и другие объекты. Формированию осознанного экологически грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используется с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе
Итак, предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования. Экологически ориентированная предметно-развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы, находящихся в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности в природной среде.
2.4 Организация и особенности проведения элементарной поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).
Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.
Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы.
Кратковременные наблюдения используются для установления свойств, качеств различных объектов природы, для их распознавания. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2-3 объектов для установления их своеобразия. Длительные сравнительные наблюдения, опыты, моделирование или демонстрация готовых моделей могут быть использованы для решения познавательных задач на установление причин природных явлений, связей, отношений. Воспитатель предлагает подумать, почему так происходит, затем объясняет это явление. Приведем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее – одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произошли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов. При наличии у детей богатого опыта, сформированного через наглядно-практические методы ознакомления с природой, воспитатель может использовать для проверки предположения и решения познавательных задач эвристические беседы.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных природных явлений с помощью рассуждения. Воспитатель руководит ходом рассуждения и направляет мысль детей. Приведем пример: на одной из прогулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала. «Как ты думаешь, почему так?» — спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там – нет. Поэтому они здесь меньше становятся»,– ответил другой. «А почему же там не капает, с другой стороны? – И тут же сам догадался: – А, знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому сосульки медленно тают?»
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам. В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей. Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе. В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению