Файл: Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в данном пункте мы познакомились с категорией «представление» с точки зрения философии, психологии и педагогики. Под представлением в его общем виде понимается воспроизведенные образы ранее воспринятых предметов. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств. Также мы рассмотрели виды представлений, пути и особенности формирования представлений у детей.
1.2 Сущность, содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Определение сущности и содержания представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста подразумевает уточнения сущности и содержания понятия «экологические представления».
Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее. С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Так же, С.Н. Николаева считает, что «экологические представления» – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления и накапливает представления о разных формах жизни, о природе (живой и неживой).
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Сегодня в педагогической науке используется разная терминология «экологическое образование» и «экологическое воспитания».
Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.
По мнению Рыжовой Н.А., для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой); формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении и т.д.
Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»)
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
-образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
-воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, опенке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности.
Таким образом, экологические представления это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; системных представлений о живой и неживой природе, о явлениях природы, о человеке как части природы; загрязнении окружающей среды. А постановка целей и решение большинства задач экологического воспитания и образования направлены на формирование и воспитание гуманного бережного и эмоционально-положительного отношения ребенка к окружающему миру.
1.3 Методы и приемы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста
Для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста воспитатель использует различные методы и приемы.
Метод - способ профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются четыре группы методов: наглядные, практические, игровые и словесные, которые содержат разнообразные приёмы формирования экологических представлений. Приём – это часть метода.
К наглядным методам относятся такие приемы, как: наблюдение, показ мультимедийных презентаций, демонстрация кинофильмов и диафильмов, рассматривание картин.
Наблюдение как один из основных методов ознакомления детей с природой. Нам известно, что наблюдение - специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Использование мультимедийных презентаций способствует формированию представлений о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста. Так же можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса животного мира, явлений природы.
Демонстрация кинофильмов и диафильмов – с их помощью воспитатель формирует у детей представление о динамике явлений неживой природы, которые протекают длительное время.
Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, который способствует более успешному усвоению знаний (Например, « Разные времена года» и др.).
Диапозитивы и диафильмы дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений (Например, «Свет и его свойства»).
К просмотру фильма детей необходимо готовить заранее. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.
Рассматривание картин – даёт возможность подробно рассмотреть объекты и явления неживой природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности изменчивости природы. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические, сюжетные, предметные, а также художественные картины.
К группе словесных методов, используемых в экологическом образовании дошкольников, относятся рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседа, стихи.
Рассказ педагога — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Значение рассказа педагога – позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал, формировать точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы, сообщать детям о новых, неизвестных им фактах.
Художественная литература помогает конкретизировать представления детей о характерных особенностях живой и неживой природе, о явлениях природы. Активизирует впечатления детей, заставляет думать, чувствовать, сопереживать. Стихи о природе, глубоко воздействует на чувства дошкольников. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют воображаемой ситуации, испытывают волнение, удивление, радость. С помощью книги можно узнать о явлениях природы. Основоположниками русской детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные научные факты. Его произведения помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе. Пословицы, поговорки, загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Общее требование к методике использования книг — сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
Беседа – вопрос - ответный (диалогический) метод активного взаимодействия педагога и ребенка. Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих ребенка к получению новых знаний. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений.
В игровых методах развить положительные эмоции по отношению к природе помогают дидактические, подвижные и творческие игры, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к объектам живой и неживой природы.
Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр уточняются, закрепляются, расширяются представления детей о природе; активизируются разнообразные мыслительные процессы (подводят детей к умению сравнивать, обобщать и классифицировать), вызывается эмоциональное отношение к природе. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические игры с предметами («Чудесный магнит»), настольно-печатные («Четыре времени года»), словесные игры («Вода, воздух, земля»). Форма и время проведения дидактических игр: коллективная, подгрупповая, индивидуальная. Дидактические игры целесообразно использовать во время досуга, на занятиях и прогулках. Игра как метод экологического образования - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Творческие игры – дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни. Например, одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной и т.д. В них дети, созидая познают свойства и качества материалов.
К практическим методам, используемых в формировании экологических представлений у детей в старшем дошкольном возрасте относится такой метод, как моделирование, поисковая деятельность, опыты и эксперименты. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. С детьми старшего дошкольного возраста можно создавать и использовать самые различные модели. Наиболее важными среди них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Календари природы необходимы для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Исследовательскую деятельность с дошкольниками следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта. Опыты и эксперименты использовать в процессе формирования представлений о животном мире мы проводить не можем, но с растениями и объектами неживой природой это необходимо. Элементарные опыты – для установления детьми тех иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Таким образом, выделенные методы и приёмы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать комплексно.