Файл: Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Элементарная поисковая деятельность как средство формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Элементарная поисковая деятельность как условия развития личности детей старшего дошкольного возраста
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения о возможном течении явления природы и его причинах, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время отдельные аспекты поисковой деятельности (опытно-экспериментальной) дошкольников получили отражение в работах Н.Н.Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир, А.И.Савенкова, О.В. Афаасьевой. Исследованы своеобразие и виды этой деятельности (Н.Н.Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л.Н.Прохорова, И.Э.Куликовская, Н. Н. Совгир). Опыты для дошколят с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) разрабатывал И.С.Фрейдкин. Организацией наблюдений за объектами живой природы занималась С. Н. Николаева. Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, в
деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Проведение элементарных опытов с ними пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира. Дети овладевают такими понятиями, как явление, причинно-следственная связь, обусловленность, зависимость, сходство, различие и т. д. Леонтьев А.Н. определяет ряд стадий развития элементарно-поисковой деятельности: любопытство, любознательность, собственно элементарно-поисковую деятельность.
Все рассмотренные точки зрения сходны в отношении понимания конечной ее цели элементарно-поисковую деятельность – развития личности детей, приобретение необходимых знаний для освоения окружающей действительности
Таким образом, можно определить рассматриваемую элементарную поисковую деятельность детей как организованную деятельность, позволяющую ребенку самостоятельно или с помощью педагога добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
2.2 Виды элементарной поисковой деятельности
Элементарная поисковая деятельность включает в себя опыты и эксперименты.
Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которые производиться в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают решение познавательной задачи. Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдения и труда.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды и т.д. Целью опытнической деятельности познакомить детей с явлениями неживой природы (со свойствами воды).
Задачи:
-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, знакомить со свойствами воды;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, умение делать выводы.
Методика проведения опыта. Опыт строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель и дети не должны наносить вред и ущерб растениям и животным – окружающей среде.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам. Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
-учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
-стимулировать познавательную деятельность;
- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
-воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
-развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание. Эксперимент (от лат. Experimentun проба, опыт) исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий его протеканий. Это спланированное и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированный объект (объекты) и фиксирует изменения в его состояниях.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями, с животными, с объектами неживой природы, объектом является человеком.
По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу, и т.д.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине их проведения: случайный, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
По продолжительности: кратковременные 5-15 минут, длительные свыше 15 минут;
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, закономерности процесса, изучаемого ране по отдельным этапам) в которых прослеживаются общие.
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные)
Таким образом, каждый из видов элементарной поисковой деятельности имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
«Определи на вкус»;
«Определи по запаху»;
«Узнай по голосу»;
«Оденем куклу на прогулку»;
«Где живёт вода»
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
установить цель (для чего проводится опыт);
подготовить материал и оборудование;
продумать поэтапную инструкцию;
подвести итоги;
доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей. Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
«Воздух в моей жизни»;
«Зачем нужно беречь уши»;
«Волшебный снег»;
«Плавающее перо»;
«Удивительный песок»;
«Таинственные камни»;
«Волшебница вода».
Художественное слово и творчество:
Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
2.3 Предметно-развивающая среда экологического образования детей дошкольного старшего возраста
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одно из основных условий развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки. Учитывая, что пространственная среда это составная часть развивающей среды дошкольного детства, огромное внимание должно уделяться качественному формированию такого пространства. Предметно-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде.
Идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, так как – это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Поэтому очень важно выстраивать данную среду, учитывая все требования, предъявляемые к развивающей среде согласно ФГОС ДО. Из п.3.3.1. Образовательного Стандарта следует, что развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию Образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п.3.3.4. ФГОС ДО). Как говорилось ранее, элементарная поисковая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
2.1 Элементарная поисковая деятельность как условия развития личности детей старшего дошкольного возраста
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения о возможном течении явления природы и его причинах, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время отдельные аспекты поисковой деятельности (опытно-экспериментальной) дошкольников получили отражение в работах Н.Н.Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир, А.И.Савенкова, О.В. Афаасьевой. Исследованы своеобразие и виды этой деятельности (Н.Н.Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л.Н.Прохорова, И.Э.Куликовская, Н. Н. Совгир). Опыты для дошколят с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) разрабатывал И.С.Фрейдкин. Организацией наблюдений за объектами живой природы занималась С. Н. Николаева. Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, в
деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Проведение элементарных опытов с ними пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира. Дети овладевают такими понятиями, как явление, причинно-следственная связь, обусловленность, зависимость, сходство, различие и т. д. Леонтьев А.Н. определяет ряд стадий развития элементарно-поисковой деятельности: любопытство, любознательность, собственно элементарно-поисковую деятельность.
Все рассмотренные точки зрения сходны в отношении понимания конечной ее цели элементарно-поисковую деятельность – развития личности детей, приобретение необходимых знаний для освоения окружающей действительности
Таким образом, можно определить рассматриваемую элементарную поисковую деятельность детей как организованную деятельность, позволяющую ребенку самостоятельно или с помощью педагога добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
2.2 Виды элементарной поисковой деятельности
Элементарная поисковая деятельность включает в себя опыты и эксперименты.
Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которые производиться в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают решение познавательной задачи. Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдения и труда.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды и т.д. Целью опытнической деятельности познакомить детей с явлениями неживой природы (со свойствами воды).
Задачи:
-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, знакомить со свойствами воды;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, умение делать выводы.
Методика проведения опыта. Опыт строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель и дети не должны наносить вред и ущерб растениям и животным – окружающей среде.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам. Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
-учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
-стимулировать познавательную деятельность;
- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
-воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
-развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание. Эксперимент (от лат. Experimentun проба, опыт) исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий его протеканий. Это спланированное и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированный объект (объекты) и фиксирует изменения в его состояниях.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями, с животными, с объектами неживой природы, объектом является человеком.
По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу, и т.д.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине их проведения: случайный, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
По продолжительности: кратковременные 5-15 минут, длительные свыше 15 минут;
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, закономерности процесса, изучаемого ране по отдельным этапам) в которых прослеживаются общие.
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные)
Таким образом, каждый из видов элементарной поисковой деятельности имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
«Определи на вкус»;
«Определи по запаху»;
«Узнай по голосу»;
«Оденем куклу на прогулку»;
«Где живёт вода»
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
установить цель (для чего проводится опыт);
подготовить материал и оборудование;
продумать поэтапную инструкцию;
подвести итоги;
доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей. Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
«Воздух в моей жизни»;
«Зачем нужно беречь уши»;
«Волшебный снег»;
«Плавающее перо»;
«Удивительный песок»;
«Таинственные камни»;
«Волшебница вода».
Художественное слово и творчество:
Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
2.3 Предметно-развивающая среда экологического образования детей дошкольного старшего возраста
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одно из основных условий развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки. Учитывая, что пространственная среда это составная часть развивающей среды дошкольного детства, огромное внимание должно уделяться качественному формированию такого пространства. Предметно-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде.
Идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, так как – это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Поэтому очень важно выстраивать данную среду, учитывая все требования, предъявляемые к развивающей среде согласно ФГОС ДО. Из п.3.3.1. Образовательного Стандарта следует, что развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию Образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п.3.3.4. ФГОС ДО). Как говорилось ранее, элементарная поисковая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.