Файл: Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление


Введение

3

Глава 1 Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста

6

1.1. Проблема формирования представлений у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях

6

1.2. Сущность, содержание экологических представлений у детей дошкольного возраста…

8

1.3. Методы и приемы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста

10

1.4. Анализ современных образовательных программ дошкольного образования по проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

13

Глава 2. Элементарная поисковая деятельность как средство формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста

18

2.1. Элементарная поисковая деятельность как условия развития личности детей старшего дошкольного возраста

18

2.2. Виды элементарной поисковой деятельности

19

2.3. Предметно-развивающая среда экологического образования детей дошкольного старшего возраста

22

2.4. Организация и особенности проведения элементарной поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

25

Заключение

28

Список использованных источников

31

Приложение












 

 

 

 

 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение природы для воспитания детей имеет огромное значение. Общение с природой как живой, так и неживой, оказывает положительное влияние на человека, делает его добрым, пробуждает в нем чувства прекрасного. Большую роль играет природа в воспитании детей. Необходимо отметить, что такие объекты неживой природы, как солнце, звезды, воздух, вода, камни, песок малыш видит вокруг себя с самого рождения. И если ребенку не показывать красоты этих предметов, не рассказывать о них, то он не сможет самостоятельно прийти к этому.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В ходе познания мира, важно, чтобы в сферу деятельности ребенка входили объекты живой и неживой природы. У дошкольника должна быть возможность самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте, когда в детях закладываются основы познавательной активности и пробуждается интерес к окружающему миру.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью соблюдения требований ФГОС ДО 2013г по организации работы по ознакомлению дошкольников с миром природы. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира. Эта часть целевых ориентиров образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО может реализовываться в процессе формирования основ экологической культуры, системных представлений о живой и неживой природе, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру.

Значимость нашего исследования заключается в том, чтобы доказать необходимость интеллектуальной деятельности в формировании представлений о неживой природе во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста, дать необходимые рекомендации для правильной организации поисковой деятельности, детского экспериментирования.

По мнению Ивановой А.И. «При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие».



Проблема исследования состоит в том, что данный вид деятельности по-прежнему не занимает должного места в педагогическом процессе дошкольного учреждения, методика организации поисковой деятельности разработана не до конца, организуется бессистемно, эпизодически, нет прочной связи её с другими видами деятельности – развитием речи, художественной деятельности. Это связанно с некоторыми причинами: недостаток теории в изучении вопроса, отсутствием стремления педагогов к данному виду деятельности, вследствие чего и медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники ведь настоящие исследователи. Что подтверждает их любознательность, постоянное желание экспериментировать, желание самостоятельно находить выход из проблемной ситуации. А задача педагога не мешать этой деятельности, а напротив помогать в осуществлении ее» говорила в своем пособии Иванова А.И.

Тема нашего исследования: формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарной поисковой деятельности.

Цель: теоретическое изучение проблемы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарной поисковой деятельности.

Объект исследование: процесс формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: элементарная поисковая деятельность как средство формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию экологических представлений детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть сущность, содержание, методы и приемы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.

3. Дать характеристику элементарной поисковой деятельности в формировании экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.


4. Дать анализ предметно-развивающей среде экологического образования и организации проведения элементарной поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что опытническая экспериментальная деятельность является методом обучения, способствующим накоплению у детей старшего дошкольного возраста конкретно-образных представлений о явлениях неживой природы, пониманию причинно-следственных связей природных явлений, развитию наблюдательности, активности и самостоятельности при следующих условиях:

  • целенаправленного и специально организованного эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении, обеспечивающего тесный контакт детей с миром природы;

  • создания модели поэтапного обучения экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

-        включения детей в экологически-ориентированную опытно-практическую деятельность для формирования представлений о целостности природы, о свойствах и качествах предметов неживой природы, для осознания ими простейших причинно-следственных связей и закономерностей.

Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема формирования представлений у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Обзор философской и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что проблема формирования экологических представлений имеет глубокие корни в психологической педагогической литературе. В философском словаре понятие «представление», определяется как чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. В психологической науке представления – воспроизведенные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств. В педагогическом словаре понятие представление это – образ предмета (или его отдельных свойств), которые воспринимался в прошлом и в данный промежуток времени не действует на наш воспринимающий аппарат. По мнению, И.Д. Андреева представление – это чувственный образ тех предметов, явлений, которые мы воспринимаем раньше, но которые в данный момент непосредственно не воспринимаются; это воспроизведение в сознании человека тех предметов, явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. В исследованиях современных отечественных психологов А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, представление рассматривается, как чувственно-наглядный образ предметов или явлений действительности, которые воздействуют на органы чувств в прошлом. Они считают, что представления, как образы различных предметов и явлений, которые основываются на прошлом опыте человека и снова возникают в его психики, в отсутствии самих этих представлений и явлений или, без их непосредственного воздействия на органы чувств человека. По видам ведущего анализатора категория представлений подразделяются на следующие виды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные (представление о холоде и тепле). Представления также мы можем разделить по степени обобщенности: единичные, общие и схематизированные представления:


- единичные представления — это представления, которые основываются на восприятии какого либо определенного предмета или явления. Обычно они могут сопровождаться эмоциями. Данные представления лежат в основе памяти как узнавание;

Общие представления — представления, которые обобщенно отражают несколько похожих предметов. Данный вид представлений обычно формируется при активном участии второй сигнальной системы и словесных понятий;

Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. (диаграммы, графики).

Так же существует третья классификация представлений — по происхождению. Представления могут возникать на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения:

на основе восприятия (образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов формируется картина мира конкретного человека);

на основе мышления (представления, которые формируются на основе мышления, отличаются высоким уровнем абстрактности и имеют мало конкретных черт);

на основе воображения (представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного).

Представления отличаются согласно степени проявления волевых усилий. Существуют непроизвольные и произвольные представления. Непроизвольные представления — данные представления, возникают спонтанно, в отсутствии активизации воли, памяти человека, примером могут быть грёзы. Произвольные представления — данные представления, возникают у человека под влиянием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролирует сознание человека, так же они играют огромную роль в его профессиональной деятельности. Н.Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений:

1. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;

2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей, в процессе которого возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляются различного рода преобразования этого объекта.

В исследовании Л.И. Пономаревой, раскрыта проблема формирования экологических представлений о взаимодействии человека с природой, И.А. Хайдуровой реализовано исследование о систематизации у дошкольников представлений о растениях, Е.Ф. Терентьевой – о животных, Н.Н. Кондратьевой – о растениях и животных как живых организмах. В результате у ребенка дошкольного возраста должны сложиться определенные экологические представления. Дошкольник получает сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, и их приспособленности, узнает о человеке как части природы, загрязнении окружающей среды и так далее. Анализ основных понятий по формированию представлений, проделанный нами с той целью, чтобы найти исходную позицию в определении сущности и содержания экологического воспитания дошкольников, показывает, что основа формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении и выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов. В результате познания природы у ребенка формируется умение наблюдать, практическая исследовательская деятельность, что развивает логическое мышление. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) живой и неживой природы способствует активизации мыслительной деятельности детей. Следовательно, существует прямая зависимость между проблемой выработки экологических представлений и проблемой развития мышления. Необходимо обратить внимание на то, что дошкольник не только расширяет представления о мире, но еще и начинает овладевать причинно - следственными, временными и пространственными отношениями, которые позволяют связать отдельные представления в целостную картину.