Файл: 1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


использованы слова 1-й, 2-й, 3-й групп. От группы к группе структура слова усложняется.

В начале столбика слов каждой новой структуры дается образец деления слова на слоги. Деление на слоги предусмотрено таким образом, чтобы стоящие рядом буквы согласных звуков оказывались в разных слогах: бор-та, кар-ман, кар-тош-ка. Это необходимо для предупреждения специфических ошибок письма в виде пропуска букв при стечении согласных. Целесообразно приучать детей при чтении разводить согласные в разные слоги. При таком произношении слуховой и артикуляционный образ каждого согласного воспроизводится и воспринимается ребенком более отчетливо, нежели в соединенном произношении —рта, -рман, при котором более четкий образ одного из звуков иногда «перекрывает» менее четкий образ, и ребенок пропускает одну из букв.

Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец, и в нем поставлено ударение. Возьмем структуру гу-се-нок ( 2-я группа, 1 часть, с.24). Слова этой структуры( равно как и всех остальных) разделены на части речи (они отделены друг от друга звездочками).Сначала идут имена существительные, затем имена прилагательные, затем глаголы, а завершают структуру наречия. Помимо этого, все слова сгруппированы по месту ударения. Исследования психологов показывают, что ребенок легче читает двусложное слово, если ударение падает на гласный первого слога. Такие слова и вынесены в начало, за ними следуют двусложные слова с ударением на гласном второго слога. Среди трехсложных слов вынесены вперед как наиболее легкие для чтения слова с ударением на гласном второго слога, затем с ударением на гласном первого слога, и в конце стоят слова с ударением на гласном третьего слога. В пособии встречаются слова, не свойственные детской речи, (баритон, имитатор). Это объясняется тем, что данное пособие нацелено на развитие умения прочитывать любое слово независимо от того, знакомо оно ребенку или не знакомо, понятно или нет. Незнакомые детям слова встречаются и в

словосочетаниях, и в предложениях. В текстах они отсутствуют. Начинаю тренируется в чтении столбиков слов. Далее ребенок переходит к чтению работу с любым ребенком с чтения первой группы. На первых занятиях ученик словосочетаний. Когда ребенок без ошибок научится читать слова и словосочетания, можно во второй части занятия переходить к чтению предложений и текстов. При этом время чтения столбиков слов в начале каждого занятия сокращается до 1-2 минут. Для дозирования чтения словосочетаний, предложений и текстов они разделены на пронумерованные абзацы. В конце текстов указано количество слов. Пособие использую для индивидуальной работы с детьми, а также для фронтальной работы.


Уделяю внимание и упражнениям в смысловом чтении, учитывая при этом степень усилий, которые ребенок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения станет для ребенка более легкой работой, и задавать соответствующие вопросы не на первом, а, например, на третьем или четвертом занятии по данной структурной группе. Если же процесс чтения более или менее автоматизирован, то ориентировать ребенка на понимание смысла можно уже с первого занятия.

Вопросы и задания на понимание смысла прочитанного могут быть самыми разными. Например:

1. Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии ).

2. Прочитывай про себя слова столбика и произнеси вслух только те

слова, смысл которых тебе не очень понятен.

3. Какое из прочитанных тобой словосочетаний имеет отношение к

обеду? (Бобовый суп - см. первый абзац 2-й группы).

4. Прочитай словосочетание, которое имеет отношение к зайцу. (Грызть

морковку - см. 1-й абзац 11 группы).

5. В каком из прочитанных тобой предложений говорится о насекомом?

(Муравей тащил соломину - см. 4-й абзац 2-й группы).

6. Расскажи, шарманщики зарабатывали себе на хлеб (см. 8-й абзац 6-й

группы).

Использую в своей работе по предупреждению специфических нарушений чтения разнообразные задания из книги В. Б. Эдигея «Увлечение чтением». Эффективным оказалось применение на индивидуальных и групповых занятиях «Букваря» Узоровой О. В., Нефедовой Е. А.

Немаловажной в данной работе считаю проведение целенаправленного мониторинга. Мониторинг помогает мне отследить результативность коррекционной работы, оценить эффективность методических приёмов, используемых в коррекции речи, степень их соответствия индивидуальным особенностям учащихся - логопатов.

Во время проведения коррекционной работы проводила мониторинг качества коррекционной работы на логопункте, учитывая следующие речевые параметры: устная речь, письменная речь, чтение. Результаты сводных показателей следующие. Устная речь отмечена хорошими результатами в овладении фонетикой, фонематикой, звуковым анализом и синтезом, слоговой структурой слова, словообразованием, словоизменением, грамматическим строем речи, фразовой речью, связной речью. Формирование письменной речи и навыка чтения имеет положительную динамику. На письме уменьшается количество ошибок при употреблении речевых единиц; улучшается состояние звукового анализа: меньше пропусков, вставок букв, перестановок букв, слогов). Уменьшается количество смешиваемых на письме букв, аграмматизмов, ошибок на уровне предложения. С положительной динамикой формируется навык чтения. Учащиеся в процессе коррекционной работы постепенно переходят от побуквенного и слогового чтения к чтению словами, группами слов, беглому чтению. (Приложение).



Реализация целей коррекционной работы по устранению семантической дислексии делает обязательным внедрение в учебный процесс качественного обследования речи. Пользуясь учебно – методическим пособием Н. М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», провожу обследование чтения два раза в год. Результаты обследования видны на диаграмме. (Приложение). На диаграмме чётко просматривается рост навыка чтения учащихся. После проведённой коррекционной работы, учащиеся почти не ошибаются при операциях звукослияния, слогослияния. У учащихся существенно улучшается понимание читаемых слов, предложений, текстов. Проанализировав показатели мониторинга, можно сделать вывод о стабильности сформированных у учащихся речевых параметров.

Основным результатом считаю повышение уровня речевого развития на фоне проведённого обследования речи.

Таким образом, итоги проведения мониторинга убеждают в целесообразности проведения данной работы.
    1. 1   2   3   4


Результат логопедической работы

На базе проведенного мной исследования был сделан вывод о необходимости всесторонней коррекции нарушений чтения, связанных с нарушением понимания прочитанного. Коррекционные мероприятия необходимо проводить в младшем школьном возрасте, т. к. это позволит устранить нарушения не только речевого статуса, но также коммуникативного и личностного.

Изменение общей ситуации современного общества ставит новые задачи перед школой, актуализирует роль и значение личности, возможности ее включения в общественные и производственные отношения. Новые задачи требуют проведения специальных коррекционных занятий в школе. В содержание логопедической работы необходимо включать новые специальные знания. В процессе обучения необходимо овладение учащимися всеми учебными навыками (в том числе грамотным чтением с пониманием прочитанного). С помощью полученных навыков расширяются возможности формирования социально востребованной личности.

Таким образом, описанная методика по развитию звуко-буквенных связей, автоматизации слогослияния, формированию понимания текста способствует профилактике и коррекции семантической дислексии у младших школьников. В ходе проведенной работы у учащихся начальных классов с речевым недоразвитием значительно повысился уровень развития навыка чтения, понимание прочитанного, повысилась общая успеваемость. Этот факт указывает на необходимость на основе более глубокого и всестороннего изучения видов ошибок и трудностей, возникающих у детей с нарушениями в развитии, и выявлении их причин обосновать систему работы с этой категорией детей по коррекции имеющихся недостатков, а именно непонимание прочитанного текста, что является задачей следующего этапа моей работы.

Заключение

Представленное исследование посвящено проблеме развития коррекции смыслового чтения при семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.

Под семантической дислексии стоит понимать, что (механическое чтение) проявляется нарушениями понимания прочитанных слов
, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи, учебные пособия, методические разработки разных советских и современных авторов по коррекции смыслового чтения у младших школьников.

Установлено, что при коррекции смыслового чтения с семантической дислексией у младших школьников возникают трудности с слухопроизносительной дифференциацией фонем, нарушения процесса языкового анализа и синтеза, что проявляется в неправильном определении количества слов в предложении, слогов в слове. Незначительное расхождение между активным и пассивным словарем, которое заключалось в замене слов по семантическому и словообразовательному признаку; замене по сходству, не понимание прочитанного. Всё это определяет необходимость разработать и апробировать программу по коррекции смыслового чтения с семантической дислексией у детей младшего школьного возраста.

Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию смыслового чтения и выявлена её эффективность. Смысловой уровень чтения детей младшего школьного возраста с семантической дислексией до коррекционной работы качественно отличается от уровня после проведения работы. Это указывает на необходимость ранней коррекционной работы по подготовке детей к формированию смыслового чтения. С этой целью были использованы различные приемы, игры, упражнения, которые применялись не только на занятиях по формированию смыслового чтения, но и во время различных режимных моментов. После этого мы провели повторное обследование с целью выявления успешности применения разработанной нами программы.

В результате проведения коррекционной работы по формированию смыслового чтения у детей улучшилась слухоречевая память, речевое внимание, дети стали более осознанно употреблять разнообразные грамматические конструкции. Заметно улучшилось фонематическое восприятие, пространственные представления, уточнился и увеличился активный словарь. Дети овладели навыком слогослияния, стали использовать приёмы синтетического чтения. Это положительным образом отразилось на понимании прочитанного, скорости чтения и количестве ошибок.