Файл: 1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) [?].

Чтение - это многофункциональный процесс. [13].

1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.

2) С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно - нравственную позицию человека.

Виды чтения:

• Изучающее (полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях)

• Ознакомительное (это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение).

• Просмотровое (базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части (несплошной текст).

Формирование навыка смыслового чтения нужно проводить в системе, постепенно повышая сложность приемов и способов чтения и анализ информации [12]. При формировании смыслового чтения необходимы, следующие этапы:

1) Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов)

Необходимо обязательно уточнять непонятные ребенку слова, объяснять их значение, нужно выделять новые слова, так как ребенок может не понять, что в тексте есть слово, которое ему еще не знакомо. Также, важным является момент выделения непонятного слова в процессе чтения, чтобы сформировать в ребенке навык самостоятельной дифференциации непонятных слов.

2) Работа с ключевыми словами.

В любом, разбираемом в процессе обучения, материале присутствуют ключевые слова. Учителю необходимо объяснить школьникам значения этих слов, и важность процесса выделения ключевых слов из любого текста. Из-за невнимания к ключевым словам, важнейшим в тексте словам серьезно страдает процесс понимания текста. Часто от одного единственного слова зависит весь смысл текста и без него весь текст может быть понят не совсем верно, а иногда и вовсе исказится весь смысл.

3) Работа со словами - образами.

Понять художественный текст очень сложно без особого отношения к словам - образам или художественным средствам, которые собственноручно выделил автор произведения. Знакомство со словами - образами, раскрывающих основную мысль текста, берет начало от понятия сравнения. С их помощью образ становится более красочным, ярким, полным. Но не стоит зацикливать внимание ребенка на понятиях, терминах. В младшем школьном возрасте для них важна только мысль автора и картина, которую автор хочет донести до них.


4) Работа с многозначными словами.

Словами и словосочетаниями обозначаются конкретные предметы и понятия, выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем больше у него возможностей для более точного и выразительного оформления мысли. Нельзя забывать и то, что большая часть слов обладает многозначностью. Этому и необходимо научить ребенка, выбирая для этого часто используемые им слова.

5) Работа с фразеологизмами.

Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Учитель предлагает ребенку заменять слова в предложении подходящими по смыслу фразеологизмами или составить диалог, используя фразеологизмы.

6) Рассказ по предложению.

Ребенку предлагается прочитать одно предложение и по нему он может составить рассказ. Он может придумать ему дальнейшее развития, а затем конец. Или, наоборот, придумать, что было до действия, происходящего в том предложении.

7) Применение приёма «диалог с автором текста».

Диалог с автором, по мнению методистов, является одним из важнейших этапов при овладении навыком смыслового чтения, так как он способствует пониманию текста. Диалог с автором происходит с целью разгадать замысел автора, его загадки. Осознать свою позицию относительно данного текста, понять позицию автора.

8) Развитие читательского воображения.

Одним из барьеров при понимании текстов, является отсутствие или «бедное» воображение у детей. Данный этап способствует развитию воссоздающего и творческого мышления ребенка.

9) Осознанность чтения.

Для развития осознанности мышления можно предложить ребенку сначала прочитать определенный текст, затем показать ему несколько разных картинок и попросить его выбрать, то, о чем в тексте не упоминалось. Также можно попросить ребенка выделить предложение, в котором заключается главная мысль текста.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования

[8].

Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента:

а) технику чтения;

б) понимание текста.

Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится одновременно в трех направлениях:

-развитие слогового синтеза;

-развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении;

-расширение и уточнение лексики.

Учащихся младших классов при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения чтения - дислексию (М.Н. Русецкая) [21]. Трудности этих ребят, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения). Трудности смысловой стороны чтения начинаются уже на этапе усвоения букв и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Поэтому работа логопеда по коррекции данных нарушений и формированию навыка смыслового чтения требует целенаправленной и кропотливой работы логопеда, педагогов, родителей. Чтобы этот процесс был интересным,

познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, приёмами, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии [20].

Все предложенные практические задания позволяют работать не просто над следственными проявлениями нарушений (плохо читает - значит, будем учить читать), но в первую очередь над базовыми процессами, в которых скрыта причина трудностей.

Очень важно уже в начале школьного пути не упустить каждого ребёнка.
Выводы по первой главе

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

Таким образом основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико - фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико - грамматического анализа и синтеза, лексико - грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Наряду с бедностью словарного запаса у младших школьников с семантической дислексией отмечаются и нарушения его использования: ограниченное и неточное понимание значения знакомых слов, неправильное употребление их в речи, приводящее к частому замещению одного слова другим. И часто недоразвитие лексической стороны ещё сочетается с несформированностью грамматического строя речи.

Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Формирование навыка смыслового чтения нужно проводить в системе, постепенно повышая сложность приемов и способов чтения и анализ информации.

Таким образом, в коррекционной работе можно использовать приёмы смыслового чтения для его формирования.


Глава 2. Экспериментальное изучение работа по коррекции семантической дислексии у младших школьников

2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы

Цель опытно - экспериментальной работы: экспериментальная проверка использования приёмов смыслового чтения при коррекции семантической дислексии младшего школьного возраста.

Задачи опытно - экспериментальной работы:

1. Выявить уровень сформированности чтения у младших школьников с семантической дислексией в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.

2. Провести педагогический эксперимент с целью повышения уровня сформированности чтения у младших школьников с семантической дислексией в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.

3.Определить эффективность проведения педагогического эксперимента на контрольном этапе.

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №73.

В исследовании участвовали дети в возрасте 8-9 лет.

Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Цель констатирующего этапа эксперимента: определение уровня сформированности чтения в процессе коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Подобрать диагностическую методику.

2.Провести диагностику уровня сформированности чтения в процессе коррекции семантической дислексии.

3.Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.

В качестве диагностического инструмента использовалась методика Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В. [19]

Ниже представлена характеристика уровней чтения у детей младшего школьного возраста.

«Высокий» уровень - 80 - 85 баллов - верно понимает смысл прочитанного, дает правильные ответы без повторной инструкции, не использует помощь взрослого.

«Средний» уровень - 70 - 79 баллов - не всегда верно отвечают на вопросы, пересказ осуществляют фрагментарный, с искажениями, испытывают сложности в выделении главной мысли. Затруднения и неточности в выполнении задания, использует помощь взрослого.


«Низкий» уровень - менее 70 баллов главную мысль текста эти школьники обычно не определяют или определяют неправильно; пересказ не осуществляют или осуществляют только с помощью многочисленных наводящих вопросов.

Полученные результаты подвергались количественной и качественной обработке.

Сравнительный анализ уровней чтения у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлен в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1 - Результаты распределения детей ЭГ и КГ по уровням сформированности навыка чтения до обучения

Уровень

сформированности навыка чтения

Экспериментальная группа


Контрольная группа





Количество детей

Процентное соотношение к общему количеству

детей

Количество

детей

Процентное соотношение к общему количеству

детей


Высокий


0

0

0

0

Средний


5

50

6

60

Низкий


5

50

4

40



Рисунок 1 - Распределение детей ЭГ и КГ по уровням сформированности чтения до обучения

Результаты исследования смыслового чтения в ЭГ и КГ:

ЭГ: 1) Высокий уровень – 0 респондентов – 0 %

2) Средний уровень – 5 респондент – 50 %