Файл: 1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) [?].
Чтение - это многофункциональный процесс. [13].
1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
2) С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно - нравственную позицию человека.
Виды чтения:
• Изучающее (полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях)
• Ознакомительное (это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение).
• Просмотровое (базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части (несплошной текст).
Формирование навыка смыслового чтения нужно проводить в системе, постепенно повышая сложность приемов и способов чтения и анализ информации [12]. При формировании смыслового чтения необходимы, следующие этапы:
1) Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов)
Необходимо обязательно уточнять непонятные ребенку слова, объяснять их значение, нужно выделять новые слова, так как ребенок может не понять, что в тексте есть слово, которое ему еще не знакомо. Также, важным является момент выделения непонятного слова в процессе чтения, чтобы сформировать в ребенке навык самостоятельной дифференциации непонятных слов.
2) Работа с ключевыми словами.
В любом, разбираемом в процессе обучения, материале присутствуют ключевые слова. Учителю необходимо объяснить школьникам значения этих слов, и важность процесса выделения ключевых слов из любого текста. Из-за невнимания к ключевым словам, важнейшим в тексте словам серьезно страдает процесс понимания текста. Часто от одного единственного слова зависит весь смысл текста и без него весь текст может быть понят не совсем верно, а иногда и вовсе исказится весь смысл.
3) Работа со словами - образами.
Понять художественный текст очень сложно без особого отношения к словам - образам или художественным средствам, которые собственноручно выделил автор произведения. Знакомство со словами - образами, раскрывающих основную мысль текста, берет начало от понятия сравнения. С их помощью образ становится более красочным, ярким, полным. Но не стоит зацикливать внимание ребенка на понятиях, терминах. В младшем школьном возрасте для них важна только мысль автора и картина, которую автор хочет донести до них.
4) Работа с многозначными словами.
Словами и словосочетаниями обозначаются конкретные предметы и понятия, выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем больше у него возможностей для более точного и выразительного оформления мысли. Нельзя забывать и то, что большая часть слов обладает многозначностью. Этому и необходимо научить ребенка, выбирая для этого часто используемые им слова.
5) Работа с фразеологизмами.
Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Учитель предлагает ребенку заменять слова в предложении подходящими по смыслу фразеологизмами или составить диалог, используя фразеологизмы.
6) Рассказ по предложению.
Ребенку предлагается прочитать одно предложение и по нему он может составить рассказ. Он может придумать ему дальнейшее развития, а затем конец. Или, наоборот, придумать, что было до действия, происходящего в том предложении.
7) Применение приёма «диалог с автором текста».
Диалог с автором, по мнению методистов, является одним из важнейших этапов при овладении навыком смыслового чтения, так как он способствует пониманию текста. Диалог с автором происходит с целью разгадать замысел автора, его загадки. Осознать свою позицию относительно данного текста, понять позицию автора.
8) Развитие читательского воображения.
Одним из барьеров при понимании текстов, является отсутствие или «бедное» воображение у детей. Данный этап способствует развитию воссоздающего и творческого мышления ребенка.
9) Осознанность чтения.
Для развития осознанности мышления можно предложить ребенку сначала прочитать определенный текст, затем показать ему несколько разных картинок и попросить его выбрать, то, о чем в тексте не упоминалось. Также можно попросить ребенка выделить предложение, в котором заключается главная мысль текста.
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования
[8].
Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента:
а) технику чтения;
б) понимание текста.
Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится одновременно в трех направлениях:
-развитие слогового синтеза;
-развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении;
-расширение и уточнение лексики.
Учащихся младших классов при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения чтения - дислексию (М.Н. Русецкая) [21]. Трудности этих ребят, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения). Трудности смысловой стороны чтения начинаются уже на этапе усвоения букв и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Поэтому работа логопеда по коррекции данных нарушений и формированию навыка смыслового чтения требует целенаправленной и кропотливой работы логопеда, педагогов, родителей. Чтобы этот процесс был интересным,
познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, приёмами, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии [20].
Все предложенные практические задания позволяют работать не просто над следственными проявлениями нарушений (плохо читает - значит, будем учить читать), но в первую очередь над базовыми процессами, в которых скрыта причина трудностей.
Очень важно уже в начале школьного пути не упустить каждого ребёнка.
Выводы по первой главе
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.
Таким образом основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико - фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико - грамматического анализа и синтеза, лексико - грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.
Наряду с бедностью словарного запаса у младших школьников с семантической дислексией отмечаются и нарушения его использования: ограниченное и неточное понимание значения знакомых слов, неправильное употребление их в речи, приводящее к частому замещению одного слова другим. И часто недоразвитие лексической стороны ещё сочетается с несформированностью грамматического строя речи.
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Формирование навыка смыслового чтения нужно проводить в системе, постепенно повышая сложность приемов и способов чтения и анализ информации.
Таким образом, в коррекционной работе можно использовать приёмы смыслового чтения для его формирования.
Глава 2. Экспериментальное изучение работа по коррекции семантической дислексии у младших школьников
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
Цель опытно - экспериментальной работы: экспериментальная проверка использования приёмов смыслового чтения при коррекции семантической дислексии младшего школьного возраста.
Задачи опытно - экспериментальной работы:
1. Выявить уровень сформированности чтения у младших школьников с семантической дислексией в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.
2. Провести педагогический эксперимент с целью повышения уровня сформированности чтения у младших школьников с семантической дислексией в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.
3.Определить эффективность проведения педагогического эксперимента на контрольном этапе.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №73.
В исследовании участвовали дети в возрасте 8-9 лет.
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Цель констатирующего этапа эксперимента: определение уровня сформированности чтения в процессе коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Подобрать диагностическую методику.
2.Провести диагностику уровня сформированности чтения в процессе коррекции семантической дислексии.
3.Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.
В качестве диагностического инструмента использовалась методика Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В. [19]
Ниже представлена характеристика уровней чтения у детей младшего школьного возраста.
«Высокий» уровень - 80 - 85 баллов - верно понимает смысл прочитанного, дает правильные ответы без повторной инструкции, не использует помощь взрослого.
«Средний» уровень - 70 - 79 баллов - не всегда верно отвечают на вопросы, пересказ осуществляют фрагментарный, с искажениями, испытывают сложности в выделении главной мысли. Затруднения и неточности в выполнении задания, использует помощь взрослого.
«Низкий» уровень - менее 70 баллов главную мысль текста эти школьники обычно не определяют или определяют неправильно; пересказ не осуществляют или осуществляют только с помощью многочисленных наводящих вопросов.
Полученные результаты подвергались количественной и качественной обработке.
Сравнительный анализ уровней чтения у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлен в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты распределения детей ЭГ и КГ по уровням сформированности навыка чтения до обучения
Уровень сформированности навыка чтения | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
| Количество детей | Процентное соотношение к общему количеству детей | Количество детей | Процентное соотношение к общему количеству детей |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 5 | 50 | 6 | 60 |
Низкий | 5 | 50 | 4 | 40 |
Рисунок 1 - Распределение детей ЭГ и КГ по уровням сформированности чтения до обучения
Результаты исследования смыслового чтения в ЭГ и КГ:
ЭГ: 1) Высокий уровень – 0 респондентов – 0 %
2) Средний уровень – 5 респондент – 50 %