Файл: 1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Низкий уровень – 5 респондента – 50 %
КГ: 1) Высокий уровень – 0 респондентов – 0 %
2) Средний уровень – 6 респондента – 60 %
3) Низкий уровень – 4 респондента – 40 %
Проведённое обследование показало, что у 50% детей экспериментальной группы и у 60% детей контрольной группы отмечался низкий уровень развития чтения. Нарушения слухопроизносительной дифференциации фонем, нарушения процесса языкового анализа и синтеза, что проявляется в неправильном определении количества слов в предложении, слогов в слове. Незначительное расхождение между активным и пассивным словарем, которое заключалось в замене слов по семантическому и словообразовательному признаку; замене по сходству.
У 50 % школьников экспериментальной группы и у 60 % детей контрольной группы был выявлен средний уровень сформированности чтения. Дети в основном не прибегали к помощи взрослого. Ими были допущены незначительные ошибки.
Высокий уровень не показал ни один человек из обеих групп.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего справлялись с заданиями на ориентацию в понимании право и лево, верно показывали картинки, количество слов в предложении. Затруднения возникали при чтении сложных слов, назвать сколько слогов в слове.
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил недостаточный для детей школьного возраста уровень сформированности чтения в экспериментальной и контрольной группах.
В связи с этим встала задача разработать экспериментальную программу, направленную на повышение уровня сформированности чтения у детей младшего школьного возраста с семантической дислексией, что обусловило проведение формирующего этапа эксперимента.
2.2.Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента
Цель формирующего этапа эксперимента: определить содержание логопедической работы по коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
1. Разработать программу коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.
2. Апробировать разработанную программу в экспериментальной группе.
Цель программы: коррекция семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
1. Развитие лексико - грамматического строя речи на материале словообразования.
2. Развитие причинно - следственных связей. Определение
семантической и грамматической связи слов в предложении
3. Формирование операций языкового анализа и синтеза.
Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам:
- принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный коррекционный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. В ходе коррекционной работы вырабатывается произвольность поведения, происходит развитие внимания, памяти, логического мышления, обогащение словаря и развитие речи младших школьников;
- принцип развития. Принцип развития требует ориентации разработанного комплекса на потенциальные возможности ребёнка. С помощью результатов констатирующего эксперимента мы узнали особенности семантической дислексии, выявили, какие задания им легко удаётся выполнять, а какие нет. С помощью формирующего этапа мы старались повысить результат имеющихся умений и навыков детей по формированию чтения;
- принцип наглядности. При применении наглядности использовался тот факт, что запоминание предметов, представленных в натуре или изображённых на иллюстрации, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание в устной форме. Кроме этого, наглядность облегчает понимание задания и повышает его интерес. В проведении формирующего эксперимента нами были использованы сюжетные и предметные картинки, натуральные предметы и игрушки;
- принцип системности, прочности. Использование этого принципа предусматривало неоднократное повторение усвоенных умений и знаний по формированию чтения в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности.
- принцип индивидуальности и дифференцированности. В коррекционной работе использовались различные виды совместной деятельности взрослого и ребёнка. Работа, направленная на формирование чтения детей младшего школьного возраста, проходила индивидуально, малыми подгруппами и фронтально. Индивидуальная деятельность проводилась в паре "взрослый + ребёнок". Союз "ребёнок + ребёнок" тоже показал эффективные результаты. Для создания этой пары применялись разные условия: когда более "сильный" ребёнок помогает, наставляет слабого; когда между детьми с равными способностями существует соревновательный характер;
- принцип сознательности и активности. Практическая реализация этого принципа осуществлялась в том, что при применении комплекса коррекционных заданий, важно было обеспечить детей пониманием смысла каждого слова, словосочетания, предложения, текста, раскрыть лексическое значение, опираясь на опыт младших школьников, используя разнообразные сравнения, наглядность. Чтобы при выполнении задания ребёнок ясно понимал, что, почему и как нужно делать, а не делал это механически. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы детей.
Работа коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста проводилась в три этапа.
На первом этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; состояния языкового анализа и синтеза, фонематических представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память.
На втором этапе осуществляется коррекция дислексических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Общая характеристика коррекционной работы на этапе:
1. Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений:
А. Формирование фонематического восприятия.
Б. Развитие языкового анализа и синтеза:
-развитие навыков анализа структуры предложения;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие фонематического анализа и синтеза.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
А) Формирование морфологическое системы языка:
-формирование словоизменения;
-формирование словообразования.
Б) Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие зрительных гностических и моторных функций. Развитие семантической стороны чтения. Чтение.
Третий этап. Диагностическая работа. Подведение итогов работы. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ.
Перспективный план работы по коррекции семантической дислексии представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Перспективный план работы по коррекции семантической дислексии
Месяц | Этап | Задачи | Приёмы смыслового чтения |
Сентябрь | Развитие языкового анализа и синтеза | • развитие анализа структуры предложения; • развитие слогового анализа и синтеза; • развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. | • определение границ предложения в тексте без точек; • придумывание предложений по картинке, с заданным словом; •придумывание предложений по опорным словам; •работа с деформированным предложением; •составление графических схем предложений и предложений по схемам; •определение места заданного слова в предложении; •выделение гласных из слога, слова; •анализ и синтез слогов с помощью фишек; •составление слогов и слов из разрезной азбуки; •определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства. |
Октябрь | Развитие морфологической системы языка | •дифференциация грамматических значений; • совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов; • дифференциация единственного и множественного числа; • закрепление беспредложных конструкций; • закрепление предложно-падежных конструкций; • согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе в различных падежах; • согласование глаголов с существительными в числе и роде; •дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; •совершенствование навыков словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных, глаголов с приставками. | • дифференциация частей речи; • «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных); • практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола; • задания, игры на согласование различных частей речи; • подбор родственных слов; • «Назови ласково»; • работа с деформированным словом; • работа с изографами; • «Составь слово». |
Ноябрь | Совершенствование синтаксической структуры речи |
| • составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам; • упражнения на распространение предложений; •упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов; • работа со схемами. |
Декабрь | Совершенствование лексической стороны речи |
| • задание на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту (и наоборот). |
Январь | Совершенствование семантической стороны речи |
| • ответы на вопросы по прочитанному тексту; • подбор картинок; • работа с деформированными текстами; •пересказ; •придумывание начала и конца к тексту. |
Февраль, Март, Апрель, Май | Совершенствование навыка чтения. | • чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения; • работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения; • развитие навыка правильной расстановки логического ударения; • выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз; использование различных приемов при чтении с целью: - борьбы с регрессиями, - борьбы с неправильной антиципацией, -совершенствования правильной антиципации. | • чтение слов различной буквенной наполняемости; • чтение предложений, тестов; • чтению «по кругу», «молния», «буксир»; • чтение хоровое; • чтение «лесенок» и «пирамидок»; • чтение чистоговорок, скороговорок, слов одинаковой и различной структуры; • исправление ударения в словах; • чтение индивидуальное и по ролям; • чтение с «окошечком» (левым, правым), «решеткой»; • чтение несуразиц. |
Май | Диагностическая работа. Подведение итогов. Оценка результативности коррекционной работы. |