Файл: Перевозка опасных веществ на судах (навалом, в упаковке) (в т ч. включая ознакомление с разделом С 49 Кодекса Федеральных правил сша).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, связанных с опасными грузами, которое рекомендуется использовать в дополнение к ранее разработанному Международному руководству ИМО/ВОЗ/МОТ по судовой медицине (МРСМ). Рекомендации, содержащиеся в РПМП, относятся к веществам, материалам и изделиям, попадающим под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) и к материалам, поименованным в Приложении В Кодекса безопасной практики для твердых навалочных грузов (Кодекс НГ).
Указанным Руководством следует пользоваться совместно с информацией, содержащейся в МК МПОГ, Кодексе НГ и Аварийных картах, как обязательным комплексом, мероприятий для судов, перевозящих опасные грузы.
В РПМП содержатся сведения, необходимые для диагностики и лечения химических отравлений в условиях ограниченных возможностей, имеющихся на судне.
Как уже отмечалось, при перевозке опасных грузов на судне возникают 3 вида основных опасностей:
· Пожароопасность.
· Опасность для здоровья персонала.
· Опасность для окружающей среды.
Устранение или минимизация каждого вида вышеперечисленных опасностей выполняется как конструктивно, так и организационно.
Конструктивное обеспечение пожарной безопасности сформулировано в Конвенции СОЛАС 74.
Главные принципы обеспечения пожарной безопасности в конструкциях судна таковы:
· Уменьшение возможности возникновения пожара.
· Ограничение распространения пожара.
· Обеспечение безопасных путей эвакуации экипажа.
· Оборудование судна активными средствами пожаротушения.
· Установка надлежащей пожарной сигнализации и системы оповещения.
Раздел 16 Общих правил Кодекса определяет, что противопожарная безопасность обеспечивается хорошей морской практикой и соблюдением элементарных правил.
Далее в разделе сформулированы 8 основных правил по предотвращению пожарной опасности.
В разделе также содержится предупреждение о том, что многие опасные грузы в процессе горения способны выделять токсичные вещества и дым, поэтому экипаж должен применять дыхательные аппараты и защитную одежду. К сожалению, Кодекс ничего не говорит о том, что УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИ ВОЗГОРАНИИ ТАКЖЕ СПОСОБНЫ ВЫДЕЛЯТЬ В АТМОСФЕРУ ТОКСИЧНЫЕ ПАРЫ.
До начала погрузки опасных грузов должны быть оформлены все необходимые документы и разрешения, составлен и согласован грузовой план, определена последовательность грузовых операций, определены меры по обеспечению пожарной безопасности и зашиты персонала, действия экипажа в случае инцидентов с грузом.
Весь экипаж должен быть проинструктирован о:
· Свойствах и степени опасности груза
· Маркировке
· Местах размещения груза на судне
· Противопожарной безопасности, разрешенным и запрещенным средствам пожаротушения
· Средствах индивидуальной защиты при обработке груза и лтиквидации инцидентов с грузом.
· Мерах безопасности
· Методах по оказанию первой помощи
· Специальных мерах безопасности.
Аварийные партии и группы должны пройти дополнительной обучение и инструктаж по действиям в аварийных ситуациях, ликвидации последствий утечек и россыпи груза, контролю состава атмосферы в помещении.
Грузовые помещения должны быть подготовлены к приему груза, о чём делается запись в судовом журнале.
При проверке грузовых помещений необходимо убедиться в том, что:
· Грузовые помещения зачищены, а если необходимо, то промыты, просушены и провентилированы.
· Льяльные колодцы осушены, очищены и закрыты защитными крышками.
· Система осушения трюмов находится в рабочем состоянии
· Исключено попадание льяльных вод в машинное отделение.
· Система обнаружения пожаров в трюмах находится в рабочем состоянии и проверена.
· Системы пожаротушения в рабочем состоянии
· Система вентиляции грузовых помещений работает исправно.
· Теплоизоляция теплотрасс и источников тепла не нарушена.
· Искрогасители в рабочем состоянии
· Электрооборудование трюмов в рабочем состоянии или же отключено ( если есть необходимость), кабельные трассы в исправном состоянии.
· Приняты меры по предотвращению попадания в трюм жидкостей гидравлической системы закрытия трюмов и пр.
Контроль за правильной подготовкой судна, экипажа и грузовых помещений к погрузке, обеспечением инструктажа экипажа и соблюдением противопожарного режима на судне, возлагается на капитана
Погрузка и выгрузка груза осуществляются под контролем судовой администрации.
Персонал, привлеченный к грузовым операциям, должен иметь соответствующее свидетельство, подтверждающее факт специальной подготовки по перевозке опасных грузов, опыт в обработке опасных грузов и должен быть проинструктирован на рабочем месте по безопасным приемам работы с грузом, действиям в аварийных ситуациях и мерам по оказанию первой помощи.
На палубе должно быть установлено временное ограждение, оборудованное знаками безопасности и предупредительными надписями «ВЗРЫВОПАСНО»,
«СИЛЬНЫЙ ОКИСЛИТЕЛЬ» и пр., плакатами, запрещающими курение и нахождение посторонних в зоне проведения грузовых операций. Плакаты и предупредительные надписи должны быть расположены в видных местах у границ опасной зоны, у трапа, аппарели, входа в грузовые помещения.
Перед началом грузовых операций весь груз должен быть тщательно осмотрен представителями судна совместно с представителями терминала.
К перевозке запрещается принимать:
· Грузовые места с наличием следов утечки или россыпи.
· Грузовые места с отсутствующей или поврежденной маркировкой.
· Контейнеры с дефектами структурных элементов, с вмятинами со стрелкой прогиба более 19 мм, с трещинами и разломами, со значительной коррозией стенок или структурных элементов.
· Контейнеры-цистерны или авто и железнодорожные цистерны с неисправной погрузочно - разгрузочной арматурой, предохранительными клапанами. С поврежденными горловинами или отсутствующими болтами на горловинах, включая перекосы горловин, при отсутствии наружного скоб-трапа и смотровой площадки, а также по истечении срока очередного освидетельствования и пр.
· При несоответствии маркировки содержимому
· Транспортные средства с неисправностями и ненадежным креплением груза.
· Грузовые места, упакованные с несоответствием требованием МКМПОГ по упаковке.
При обнаружении вышеперечисленных недостатков, судовой персонал должен немедленно уведомить представителей порта, а при необходимости, прекратить грузовые операции до устранения неисправностей и нарушений.
Тушение пожаров грузов класса 1.
Фактор времени при пожаре в помещениях с взрывоопасными веществами очень важен. При пожаре таких материалов подать в очаг пожара максимальное количество воды через пожарные стволы, включить систему орошения и, при необходимости, затопить грузовые помещения.
При возникновении пожара в ЗГП, люки которого практически отрыть не-возможно, в месте с подачей воды подавать по стационарной системе химиче-ские и газовые средства пожаротушения с применением воздушно–дыхательных аппаратов. Основные силы направлять туда, где распространение огня может вы-звать взрыв. Одновременно с тушением охлаждать переборки со стороны смеж-ных отсеков водой из пожарных стволов.
Тушение пожаров грузов класса 2
Основная идея тушения горящих газов состоит в следующем: охладить во-дой прилегающие разогретые металлические конструкции (они являются иници-атором воспламенения выходящего газа) затем сбить пламя или дать выгореть полностью всему газу из ёмкости или разливу.
Варианты тушения:
1. Закрыть запорную арматуру, сбить или загасить факел лучше порош-ком.
2. Обеспечить безопасность полного выгорания выходящего газа, охла-ждая окружающие предметы распыленной водой.
3. Сбросить горящую единицу за борт.
4. Применить систему объемного пожаротушения.
5. Охлаждать с максимального расстояния горящий грузовой контейнер или вагон распыленной водой до окончания пожара.
6. Открывать двери контейнера или вагона и тушить пожар уже извест-ными способами.
7. Подавать огнетушащее вещество через окна вагона.
8. Разлитый горящий жидкий газ на открытой палубе (ОП) смыть боль-шим количеством воды, не допуская его разбрызгивания, а под палубой – тушить рекомендуемым средством.
Тушение пожаров грузов класса 3.
Наиболее эффективные средства тушения пожаров ЛВЖ это: пена воз-душно–механическая, распыленная вода, порошковые составы и объемные сред-ства тушения.
Варианты тушения:
1. Тушить пожар рекомендуемым средством.
2. Сбросить горящую грузовую единицу, предварительно охладить её рас-пыленной водой, за борт.
3. Охладить с максимального расстояния горящий контейнер или вагон распыленными струями воды до окончания пожара.
4. Пробить в верхней части контейнера или вагона вблизи горячего места пробить отверстие и через него подавать порошок, воду, пену, периодически плотно закрывая отверстие.
5. Подавать огнетушащее вещество через окна вагона (водяная или пенная атаки).
6. На ОП смывать ЛВЖ большим количеством воды за борт, не допуская разбрызгивания, или тушить пеной.
Тушение пожаров грузов класса 4.
Спектр применения разрешенных и запрещенных огнетушащих средств (РОС и ЗОС) очень широк и четко определен в инструкциях по перевозке соответству-ющих грузов. Наиболее эффективными средствами тушения являются вода, пена, углекислота и инертные газы. Для хорошего смачивания грузов к воде ре-комендуется добавка пенообразователя. Для тушения пожаров грузов раститель-ного и животного происхождения (копра, жмых, рыбная мука) необходимо пом-нить, что недостаточное увлажнение груза может способствовать самовозгора-нию, необходим контроль за этими помещениями. Запрещается тушить водой и воздушно–механической пеной грузы подкласса 4.3.
Варианты тушения пожаров:
1) Тушить пожар рекомендованным средством.
2) Сбросить горящую грузовую единицу за борт.
3) В верхней части контейнера или вагона проделать отверстие и подавать РОС или через окно вагона.
4) Смывать вещество водой на ОП, не допуская разбрызгивания вещества (если можно применять воду).
5) Затопить ЗГП водой (если можно применять воду).
Тушение пожаров грузов класса 5.
При горении большинства грузов класса 5 наиболее эффективным сред-ством является вода. Воду подавать в максимально возможном количестве.
Герметизация помещений результата не дает. Положительный эффект при тушении оказывает охлаждение груза и зоны горения.
При горении грузов подкласса 5.2 или нахождения их вблизи очага пожара возможен их взрыв, в виду чего подача РОС должна осуществляться с возмож-ной интенсивностью. Тушение производить с максимального расстояния, до ликвидации пожара и полного охлаждения груза.
Варианты тушения
1. Тушить пожар рекомендованным средством.
2. Сбросить горящую грузовую единицу за борт.
3. В верхней части контейнера или вагона проделать отверстие и подавать РОС или через окно вагона.
4. Смывать вещество водой на ОП, не допуская разбрызгивания вещества (если можно применять воду).
5. Затопить ЗГП водой (если можно применять воду).
6. Охлаждение и тушение производить с максимального расстояния.
7. Сбросить горящий контейнер за борт.
Тушение пожаров грузов класса 6.
Указанным Руководством следует пользоваться совместно с информацией, содержащейся в МК МПОГ, Кодексе НГ и Аварийных картах, как обязательным комплексом, мероприятий для судов, перевозящих опасные грузы.
В РПМП содержатся сведения, необходимые для диагностики и лечения химических отравлений в условиях ограниченных возможностей, имеющихся на судне.
Как уже отмечалось, при перевозке опасных грузов на судне возникают 3 вида основных опасностей:
· Пожароопасность.
· Опасность для здоровья персонала.
· Опасность для окружающей среды.
Устранение или минимизация каждого вида вышеперечисленных опасностей выполняется как конструктивно, так и организационно.
Конструктивное обеспечение пожарной безопасности сформулировано в Конвенции СОЛАС 74.
Главные принципы обеспечения пожарной безопасности в конструкциях судна таковы:
· Уменьшение возможности возникновения пожара.
· Ограничение распространения пожара.
· Обеспечение безопасных путей эвакуации экипажа.
· Оборудование судна активными средствами пожаротушения.
· Установка надлежащей пожарной сигнализации и системы оповещения.
Раздел 16 Общих правил Кодекса определяет, что противопожарная безопасность обеспечивается хорошей морской практикой и соблюдением элементарных правил.
Далее в разделе сформулированы 8 основных правил по предотвращению пожарной опасности.
В разделе также содержится предупреждение о том, что многие опасные грузы в процессе горения способны выделять токсичные вещества и дым, поэтому экипаж должен применять дыхательные аппараты и защитную одежду. К сожалению, Кодекс ничего не говорит о том, что УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИ ВОЗГОРАНИИ ТАКЖЕ СПОСОБНЫ ВЫДЕЛЯТЬ В АТМОСФЕРУ ТОКСИЧНЫЕ ПАРЫ.
До начала погрузки опасных грузов должны быть оформлены все необходимые документы и разрешения, составлен и согласован грузовой план, определена последовательность грузовых операций, определены меры по обеспечению пожарной безопасности и зашиты персонала, действия экипажа в случае инцидентов с грузом.
Весь экипаж должен быть проинструктирован о:
· Свойствах и степени опасности груза
· Маркировке
· Местах размещения груза на судне
· Противопожарной безопасности, разрешенным и запрещенным средствам пожаротушения
· Средствах индивидуальной защиты при обработке груза и лтиквидации инцидентов с грузом.
· Мерах безопасности
· Методах по оказанию первой помощи
· Специальных мерах безопасности.
Аварийные партии и группы должны пройти дополнительной обучение и инструктаж по действиям в аварийных ситуациях, ликвидации последствий утечек и россыпи груза, контролю состава атмосферы в помещении.
Грузовые помещения должны быть подготовлены к приему груза, о чём делается запись в судовом журнале.
При проверке грузовых помещений необходимо убедиться в том, что:
· Грузовые помещения зачищены, а если необходимо, то промыты, просушены и провентилированы.
· Льяльные колодцы осушены, очищены и закрыты защитными крышками.
· Система осушения трюмов находится в рабочем состоянии
· Исключено попадание льяльных вод в машинное отделение.
· Система обнаружения пожаров в трюмах находится в рабочем состоянии и проверена.
· Системы пожаротушения в рабочем состоянии
· Система вентиляции грузовых помещений работает исправно.
· Теплоизоляция теплотрасс и источников тепла не нарушена.
· Искрогасители в рабочем состоянии
· Электрооборудование трюмов в рабочем состоянии или же отключено ( если есть необходимость), кабельные трассы в исправном состоянии.
· Приняты меры по предотвращению попадания в трюм жидкостей гидравлической системы закрытия трюмов и пр.
Контроль за правильной подготовкой судна, экипажа и грузовых помещений к погрузке, обеспечением инструктажа экипажа и соблюдением противопожарного режима на судне, возлагается на капитана
Погрузка и выгрузка груза осуществляются под контролем судовой администрации.
Персонал, привлеченный к грузовым операциям, должен иметь соответствующее свидетельство, подтверждающее факт специальной подготовки по перевозке опасных грузов, опыт в обработке опасных грузов и должен быть проинструктирован на рабочем месте по безопасным приемам работы с грузом, действиям в аварийных ситуациях и мерам по оказанию первой помощи.
На палубе должно быть установлено временное ограждение, оборудованное знаками безопасности и предупредительными надписями «ВЗРЫВОПАСНО»,
«СИЛЬНЫЙ ОКИСЛИТЕЛЬ» и пр., плакатами, запрещающими курение и нахождение посторонних в зоне проведения грузовых операций. Плакаты и предупредительные надписи должны быть расположены в видных местах у границ опасной зоны, у трапа, аппарели, входа в грузовые помещения.
Перед началом грузовых операций весь груз должен быть тщательно осмотрен представителями судна совместно с представителями терминала.
К перевозке запрещается принимать:
· Грузовые места с наличием следов утечки или россыпи.
· Грузовые места с отсутствующей или поврежденной маркировкой.
· Контейнеры с дефектами структурных элементов, с вмятинами со стрелкой прогиба более 19 мм, с трещинами и разломами, со значительной коррозией стенок или структурных элементов.
· Контейнеры-цистерны или авто и железнодорожные цистерны с неисправной погрузочно - разгрузочной арматурой, предохранительными клапанами. С поврежденными горловинами или отсутствующими болтами на горловинах, включая перекосы горловин, при отсутствии наружного скоб-трапа и смотровой площадки, а также по истечении срока очередного освидетельствования и пр.
· При несоответствии маркировки содержимому
· Транспортные средства с неисправностями и ненадежным креплением груза.
· Грузовые места, упакованные с несоответствием требованием МКМПОГ по упаковке.
При обнаружении вышеперечисленных недостатков, судовой персонал должен немедленно уведомить представителей порта, а при необходимости, прекратить грузовые операции до устранения неисправностей и нарушений.
Тушение пожаров грузов класса 1.
Фактор времени при пожаре в помещениях с взрывоопасными веществами очень важен. При пожаре таких материалов подать в очаг пожара максимальное количество воды через пожарные стволы, включить систему орошения и, при необходимости, затопить грузовые помещения.
При возникновении пожара в ЗГП, люки которого практически отрыть не-возможно, в месте с подачей воды подавать по стационарной системе химиче-ские и газовые средства пожаротушения с применением воздушно–дыхательных аппаратов. Основные силы направлять туда, где распространение огня может вы-звать взрыв. Одновременно с тушением охлаждать переборки со стороны смеж-ных отсеков водой из пожарных стволов.
Тушение пожаров грузов класса 2
Основная идея тушения горящих газов состоит в следующем: охладить во-дой прилегающие разогретые металлические конструкции (они являются иници-атором воспламенения выходящего газа) затем сбить пламя или дать выгореть полностью всему газу из ёмкости или разливу.
Варианты тушения:
1. Закрыть запорную арматуру, сбить или загасить факел лучше порош-ком.
2. Обеспечить безопасность полного выгорания выходящего газа, охла-ждая окружающие предметы распыленной водой.
3. Сбросить горящую единицу за борт.
4. Применить систему объемного пожаротушения.
5. Охлаждать с максимального расстояния горящий грузовой контейнер или вагон распыленной водой до окончания пожара.
6. Открывать двери контейнера или вагона и тушить пожар уже извест-ными способами.
7. Подавать огнетушащее вещество через окна вагона.
8. Разлитый горящий жидкий газ на открытой палубе (ОП) смыть боль-шим количеством воды, не допуская его разбрызгивания, а под палубой – тушить рекомендуемым средством.
Тушение пожаров грузов класса 3.
Наиболее эффективные средства тушения пожаров ЛВЖ это: пена воз-душно–механическая, распыленная вода, порошковые составы и объемные сред-ства тушения.
Варианты тушения:
1. Тушить пожар рекомендуемым средством.
2. Сбросить горящую грузовую единицу, предварительно охладить её рас-пыленной водой, за борт.
3. Охладить с максимального расстояния горящий контейнер или вагон распыленными струями воды до окончания пожара.
4. Пробить в верхней части контейнера или вагона вблизи горячего места пробить отверстие и через него подавать порошок, воду, пену, периодически плотно закрывая отверстие.
5. Подавать огнетушащее вещество через окна вагона (водяная или пенная атаки).
6. На ОП смывать ЛВЖ большим количеством воды за борт, не допуская разбрызгивания, или тушить пеной.
Тушение пожаров грузов класса 4.
Спектр применения разрешенных и запрещенных огнетушащих средств (РОС и ЗОС) очень широк и четко определен в инструкциях по перевозке соответству-ющих грузов. Наиболее эффективными средствами тушения являются вода, пена, углекислота и инертные газы. Для хорошего смачивания грузов к воде ре-комендуется добавка пенообразователя. Для тушения пожаров грузов раститель-ного и животного происхождения (копра, жмых, рыбная мука) необходимо пом-нить, что недостаточное увлажнение груза может способствовать самовозгора-нию, необходим контроль за этими помещениями. Запрещается тушить водой и воздушно–механической пеной грузы подкласса 4.3.
Варианты тушения пожаров:
1) Тушить пожар рекомендованным средством.
2) Сбросить горящую грузовую единицу за борт.
3) В верхней части контейнера или вагона проделать отверстие и подавать РОС или через окно вагона.
4) Смывать вещество водой на ОП, не допуская разбрызгивания вещества (если можно применять воду).
5) Затопить ЗГП водой (если можно применять воду).
Тушение пожаров грузов класса 5.
При горении большинства грузов класса 5 наиболее эффективным сред-ством является вода. Воду подавать в максимально возможном количестве.
Герметизация помещений результата не дает. Положительный эффект при тушении оказывает охлаждение груза и зоны горения.
При горении грузов подкласса 5.2 или нахождения их вблизи очага пожара возможен их взрыв, в виду чего подача РОС должна осуществляться с возмож-ной интенсивностью. Тушение производить с максимального расстояния, до ликвидации пожара и полного охлаждения груза.
Варианты тушения
1. Тушить пожар рекомендованным средством.
2. Сбросить горящую грузовую единицу за борт.
3. В верхней части контейнера или вагона проделать отверстие и подавать РОС или через окно вагона.
4. Смывать вещество водой на ОП, не допуская разбрызгивания вещества (если можно применять воду).
5. Затопить ЗГП водой (если можно применять воду).
6. Охлаждение и тушение производить с максимального расстояния.
7. Сбросить горящий контейнер за борт.
Тушение пожаров грузов класса 6.