Файл: Перевозка опасных веществ на судах (навалом, в упаковке) (в т ч. включая ознакомление с разделом С 49 Кодекса Федеральных правил сша).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным огнетушащим веществом являются распыленная вода и воз-душно-механическая пена, специальные порошки.

Варианты тушения пожаров:

1) Тушить пожар рекомендованным средством.

2) Сбросить горящую грузовую единицу за борт.

3) В верхней части контейнера или вагона проделать отверстие и подавать РОС или через окно вагона.

4) Смывать вещество водой на ОП, не допуская разбрызгивания вещества (если можно применять воду).

5) Затопить ЗГП водой (если можно применять воду).

6) Затопить контейнер или вагон водой.
Тушение пожаров грузов класса 8 и 9
Варианты тушения пожаров:

1) Тушить пожар рекомендованным средством.

2) Сбросить горящую грузовую единицу за борт.

3) В верхней части контейнера или вагона проделать отверстие и подавать РОС или через окно вагона.

4) Смывать вещество водой на ОП, не допуская разбрызгивания вещества (если можно применять воду).

5) Затопить ЗГП водой (если можно применять воду).

6) Затопить контейнер или вагон водой.


РАЗДЕЛ 9. Аварийные мероприятия. Предотвращение загрязнения моря

с судов
Как показывают статистические исследования, большая часть аварий на морском флоте ( более 80 % ) происходит по вине человека.

В основном - это нарушения технологического процесса, пренебрежение правилами техники безопасности, ошибки в принятии решений и т. д. , и т. п..
Однако, если у экипажа выработать определенный стереотип поведения в экстремальных ситуациях, четко определить его действия, то многих аварийных ситуаций можно избежать или свести к минимуму их последствия.
Планирование аварийных мероприятий предназначено, прежде всего, для обеспечения готовности экипажа к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основная цель планов аварийных мероприятий заключается в том, чтобы дать четкие указания экипажу в отношении мер, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях или для их предотвращения.
Ещё одной целью такого планирования является обеспечение своевременности и адекватности действий экипажа с учетом масштаба и характера происшествия, для предотвращения угрозы или опасного развития ситуации.
Главной целью в предотвращении чрезвычайных ситуаций и в готовности к действию в таких ситуациях должно быть создание и внедрение действенной и эффективной системы, которая позволит минимизировать риск для человеческой жизни, морской среды и имущества.
Наиболее важной частью аварийного планирования является обучение и подготовка экипажа к действиям в чрезвычайных ситуациях для выработки у людей уверенности и осмысленности действий в таких ситуациях.

Обучение и подготовка экипажа должны осуществляться через регулярные промежутки времени. Должна быть обеспечена регистрация всех производимых на борту тренировок и учений.

Можно выделить семь основных направлениё в подготовке экипажа к действиям в чрезвычайных ситуациях:

. Пожар,

    • Повреждение судна,

    • Загрязнение окружающей среды,

    • Угроза безопасности судна и его экипажу (пиратство, терроризм).

    • Несчастные случаи с судовым персоналом.

    • Инциденты с грузом.

    • Аварийная помощь другим судам.



Подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на борту судна, попадает под приведенную выше классификацию. Так, например, группа ситуаций «Повреждения судна» может иметь подразделение на следующие виды ситуаций, которые требуют принятия дополнительных мер :


·  Столкновение.

·  Посадка на мель.

·  Штормовые повреждения.

·  Повреждения корпуса и конструкций и т. д.
Для того, чтобы стандартизировать мероприятия и оказать помощь экипажу при возникновении различных инцидентов с опасными грузами, ИМО разработан «Кодекс аварийных мероприятий для судов, перевозящих опасные грузы». В Кодексе содержится около 100 различных схем действий в зависимости от типа груза.

Кодекс состоит из 5-и частей:

Введение, содержание необходимые разъяснения по пользованию Кодексом и терминологию.

Список веществ и материалов, для которых определены аварийные мероприятия.

Групповые планы аварийных мероприятий (EmS), в которых даются рекомендации в отношении оборудования, средств и действий экипажа.

Характерные особенности классов опасности, в которых приведены основные свойства грузов, опасности, рекомендации по действиям в случае инцидентов с грузом. Этот раздел кодекса необходимо использовать совместно с EmS.

Список аварийных мероприятий, содержащий номера и обозначения схем аварийных мероприятий для каждого вида груза.

Планы аварийных мероприятий, сгруппированные по классам опасности. Каждая схема имеет свой номер, состоящий из цифры, обозначающей основной класс опасности и номера серии. Например, 4.2-05 означает 5-ю схему для класса опасности 4.2. Причем меньший номер серии для каждого класса, используется для более опасных грузов.

Детальное знание опасностей, связанных с обработкой того или иного груза на борту судна, определяется требованиями СМОЛАС – 74 ( часть VII, правило 5, пункт 5.):

«… Каждое судно, перевозящее опасные грузы, должно иметь на борту соответствующую документацию об опасных свойствах груза и о его размещении на борту. Манифест на опасные грузы и детальный грузовой план, содержащий информацию о классе опасности груза и его размещении на борту, могут быть использованы в качестве такой документации. Копии такой документации должны быть предоставлены соответствующим службам и портовым властям до отхода судна…»

В большинстве планов аварийных мероприятий в качестве основных действий при россыпях или разливах грузов на палубу предусмотрено скатывание палубы значительным количеством забортной воды. В некоторых случаях предусматривается сброс в море опасного груза в упаковке. Следует помнить, что сброс веществ, представляющих угрозу морской среде, регламентируется Приложением III к МАРПОЛ 73/78. ( правило 7, п.1).


«….Сброс вредных веществ, перевозимых в упаковке, ЗАПРЕЩЕН, исключая случаи аварийного сброса, который осуществляется для обеспечения безопасности судна и экипажа….».

В планах Кодекса содержатся также рекомендации по использованию защитной одежды и специальных материалов для уборки разливов или россыпей груза.

ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАЩИТНОЙ ОДЕЖДЫ ОЗНАЧАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ, ЗАЩИТНОГО КОМБИНЕЗОНА, ПЕРЧАТОК, КАСКИ И ЗАЩИТНЫХ ОЧКОВ.

В тех случаях, когда аварийные планы требуют защиты органов дыхания, рекомендуется использовать дыхательные аппараты.



Во всех случаях приоритет должны иметь действия, направленные на защиту человеческой жизни, окружающей среды и судна.


Дополнительная информация:

·  Планы и диаграммы, сведения о судне

·  Информация о балласте и бункере

·  Контактные адреса абонентов

·  Эксплуатационные руководства

·  Сведения о грузе

·  Информация об остойчивости судна
·  И т. д.
Такие действия называются первоначальными и являются общими для всех судов, независимо от типа судна и перевозимого на них груза. Первоочередность этих действия должна приниматься во внимание при разработке планов аварийных мероприятий и процедур, связанных с последующими действиями.

В планах должно также быть оговорена последовательность оповещения береговых служб о возникновении на борту чрезвычайной ситуации, при этом должны учитываться:

·  Интересы судна.

·  Интересы прибрежного государства.

·  Интересы порта.

Схема действий в чрезвычайных ситуациях

Тренировки и учения по предотвращению загрязнения

Пожалуй, довольно специфическим и немаловажным, является планирование мероприятий по борьбе с утечками или россыпями груза и аварийными выбросами паров груза. Руководство операциями по борьбе с выбросами токсичного газа и протечками груза целиком и полностью лежит на старших офицерах.


Должны быть разработаны планы, учитывающие возможные случаи возникновения таких ситуаций. Более того, судно должен иметь на борту соответствующее оборудование, предназначенное для предотвращения распространения протечек груза и ликвидации их последствий.

В соответствии с международными и национальными требованиями каждое судно должно иметь «Оперативный план по борьбе с загрязнением моря нефтью». Главной целью данного плана является оказание помощи персоналу в действиях при аварийных разливах или сбросе грузов.

План должен:

·  Быть реалистичным, практичным и простым в использовании

·  Быть понятным для персонала как на судне, так и на берегу.

·  Регулярно оцениваться, пересматриваться и обновляться.

·  Одобрен Администрацией.

«План» должен включать по меньшей мере:

·  Процедуры для старшего комсостава по оповещению заинтересованных береговых служб об инциденте.

·  Перечень организаций или лиц, с которыми должна быть установлена связь.

·  Подробное описание действий, которые должны быть предприняты экипажем судна для уменьшения сброса нефти или управления сбросом.

·  Процедуры и пункт связи на судне с для координации действий экипажа с действиями береговых служб.

План должен давать ясное, четкое руководство, позволяющее капитану определить, требуется ли передавать сообщение прибрежному государству.

В общем случае сообщение прибрежному государству требуется всякий раз, когда происходит:

·  Аварийный сброс груза для обеспечения безопасности судна и людей.

·  Эксплуатационный сброс, если количество сброшенных вредных веществ и интенсивность сброса превышает допустимые нормы.

·  Повреждение, выход из строя или поломка судна, которые могут повлиять на безопасность других судов (посадка на мель, столкновение, пожар, взрыв, повреждение конструкции, затопление, смещение груза и пр.)

·  Повреждение, выход из строя или поломка судовых систем и механизмов, которые приведут к нарушению безопасности мореплавания ( судовая силовая установка, рулевая машина, навигационное оборудование)

На борту судна должен находиться необходимый инвентарь и оборудование для борьбы с разливами груза. При стоянке судна в порту, перед началом грузовых операций, все вышеперечисленное оборудование должно быть подготовлено к немедленному использованию.