Файл: Перевозка опасных веществ на судах (навалом, в упаковке) (в т ч. включая ознакомление с разделом С 49 Кодекса Федеральных правил сша).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 3. Опасности, возникающие при обработке и транспортировке
опасных грузов.
Токсичность
Вдыхание небольшого количества нефтяного газа может привести к состоянию «опьянения», головной боли, раздражению глаз.
При вдыхании значительного количества газа может наступить смерть (летальный исход).
Влияние этих газов зависит от индивидуальных особенностей человека. Оценка производится по ПДК (предельно допустимой концентрации).
Например, для бензина ПДК=300 ррm (ppm=parts per million), что соответствует 2% от НПВ.
Но этот критерий запрещается использовать применительно к газовым смесям, содержащим бензол или сероводород.
Чтобы войти в трюм, где раньше перевозился бензол, концентрация газа должна составлять 1% от НПВ или менее.
ПДК любого груза указывается в карте данных о грузе.
Для оценки опасности воздействия вредных химических веществ на человека и окружающую среду имеются санитарные нормы и различные переносные и стационарные приборы.
Отравления могут быть:
Влияние на здоровье человека (санитарные нормы)
концентрации» (ПДК=TLV) относится к воздействию вредного вещества при 8 часах работы в сутки, 42 часах в неделю без ухудшения состояния здоровья.
В последнее время все более употребим термин «предельно допустимая продолжительность воздействия» (ПДПВ=PEL) или «допустимое кратковременное воздействие» (ДКВ=STEL)(15мин).
Под ПДК подразумевается «средневзвешенная продолжительность воздействия» (СПВ=TWA).
Иногда приводятся летальные дозы (ЛД) и концентрации (ЛК) с индексом 50. Это означает, что при экспериментах на животных 50% из них погибает.
Для 4 классов опасности:
Эти сведения приводятся в карте данных о грузе (Cargo Date Sheet) в разделе HEALTH DATA.
В этой карте указываются меры оказания помощи при воздействии жидкости на кожу и глаза, при вдыхании паров и попадании жидкости в желудок.
Эффекты воздействия на человека приводятся раздельно: для жидкости и для паров. Также приводятся последствия острого и хронического воздействия токсичности.
Ядовитые и раздражающие вещества общего действия
Углеводороды имеют низкую токсичность при попадании в рот, но появляется ощущение дискомфорта и тошнота.
Во время рвоты могут появиться серьезные последствия для легких – особенно, если в пищевод попадут высоколетучие нефтепродукты, такие как бензины и керосины. Контакт с кожей может вызвать раздражение и обезжиривание кожи, что может привести к дерматитам.
Нефтяной газ оказывает токсичное воздействие в зависимости от основных углеводородных компонентов от раздражения глаз до летального исхода.
Запахи, которые имеют смеси нефтяного газа, очень разнообразны и могут притупить обоняние. Поэтому не стоит судить об отсутствии газа по отсутствию запаха.
Ароматические углеводороды включают бензол, толуол и ксилол.
Эти вещества содержатся во многих обычных нефтяных грузах, таких как бензины, газолиновые присадочные компоненты, лигроины, растворители, заменители скипидара, уайт-спириты и сырая нефть.
Влияние опасных свойств ароматических углеводородов на организм человека до конца не изучено – участники грузовых работ должны принимать меры по защите кожи и глаз в первую очередь (очки, перчатки – как минимум). Концентрации, время воздействия и последствия можно найти в п. 16.3 ISGOTT.
Кислородная недостаточность
В атмосфере Земли содержится 78% азота, 21% кислорода и 1% - других газов.
Человек вдыхает 21% кислорода, 0,03% - углекислого газа, а выдыхает 16% кислорода и 4% - СО2 (об.).
В состоянии покоя в среднем человек потребляет 20 л кислорода в час.
При снижении % содержания кислорода в окружающей воздушной среде уменьшается парциальное давление кислорода, появляются дефекты дыхательного аппарата – наступает кислородное голодание: понижается внимание, появляется одышка, мышечная слабость и т.д.
За 1 час человек выдыхает 22,6 л СО2 (в состоянии покоя). При 3-4% СО2 в воздухе появляется головная боль, шум в ушах, замедленный пульс.
При падении уровня содержания кислорода до 16% все люди испытывают болезненные ощущения, наступает слабость – люди не в состоянии подняться по вертикальному трапу.
При содержании кислорода менее 10% наступает потеря сознания, и если пострадавшего не вынести на свежий воздух и не сделать искусственное дыхание, наступает смерть.
Если в помещении кислорода менее 5%, то потеря сознания наступает внезапно – пострадавший успевает сделать только судорожный вдох. При задержке реаниматора более, чем на несколько минут, происходит необратимое поражение мозга, даже если жизненные функции организма постепенно восстанавливаются.
Низкое содержание кислорода следует ожидать в помещениях после инертизации, высыхания свежеокрашенных защитных покрытий.
В помещениях длительное время без вентиляции кислород может быть израсходован на образование ржавчины (это процесс медленного окисления).
Необходимо знать свойства перевозимого груза: например, талловое масло нетоксично, но газ, выделяемый этим маслом, может вытеснить или поглотить кислород в танке.
Ни при каких обстоятельствах не следует разрешать вход в помещение с недостаточным содержанием кислорода без дыхательных аппаратов до тех пор, пока данное помещение не будет провентилировано, а замеры содержания кислорода будут устойчиво показывать 21%.
Заряд статического электричества
По степени образования заряда статического электричества грузы делятся на:
В России применяется термин «удельное объемное сопротивление» Ом м (в международной практике – обратная единица «удельная объемная проводимость» пика Сименс/метр=p S/m).
Нефть и нефтепродукты считаются опасными при сопротивлении 105 Ом м.
Продукты органической нефтехимии могут иметь сопротивление от 106 до 1013 Ом м.
Если проводимость менее 50 пико Сименс/м, то вещества считаются аккумулирующими статическое электричество.
Сименс/м является обратной единицей удельного объемного сопротивления и применяется в мировой практике чаще, чем Ом м.
Приставка «пико» заменяет 10-12, т.к. Сименс/м является крупной единицей измерения (для сравнения вспомним ед. Фарада: микрофарад, пикофарад и т.д.).
Вступление в химическую реакцию
По степени опасности вступления в химическую реакцию грузы делятся на 4 группы:
1-я группа – смешение с другим грузом, водой или контакт с незащищенными деталями конструкции судна могут привести к катастрофическим последствиям (это относится и к другим судам, береговым объектам и к человеку).
2-я группа – возникшая реакция приводит к нагреванию груза более 50°С при начальной температуре 20°С, с выделением газа и дальнейшим повышением температуры до 70°С.
3-я группа – контакт с материалами конструкции судна и остатками других грузов может привести к порче груза, а при смешении с другим грузом может привести к порче обоих грузов или одного из них.
4-я группа – грузы теряют свое качество по причине полимеризации, разложения или окисления.
Загрязнение окружающей среды
По опасности загрязнения окружающей среды жидкие грузы делятся на 4 категории: А(X), В(Y), С(Z) и D(OS). Именно этим грузам отводится около половины требований Конвенции МАРПОЛ.
Пожарная опасность
По степени пожарной опасности химические жидкие грузы подразделяются на 3 категории по температуре вспышки:
Пожарная безопасность на судне сводится в основном к разделению источников огня и источников воспламенения. Если невозможно разделить источники огня, то принимаются меры по предотвращению проникновения воспламеняющихся концентраций газов.
РАЗДЕЛ 4. Классификация, упаковка и маркировка опасных грузов.
Классификация опасных грузов по МКМПОГ
Система классификации опасных грузов, разработанная и одобренная ООН, преследует 2 цели:
Во-первых, четко разграничить, какие грузы представляют опасность при их транспортировке, а какие - нет.
Во-вторых, обозначить в общих чертах какой тип ( типы) опасности присущи данному веществу или готовой продукции.
Существует набор стандартных тестов и процедур, определяющих степень опасности или риска, возникающих при транспортировке тех или иных веществ или грузов.
Все опасные грузы разделены на 9 основных групп или классов опасности, которые отображают основную опасность или риск, возникающий при обработке данного груза.
Дополнительные виды опасностей или рисков, связанные с обработкой некоторых грузов, классифицируются как вторичные (Secondary) или второстепенные (Subsidiary) опасности.
Некоторые классы опасности дополнительно разделены на подразделы (Divisions), которые определяют степень опасности вещества или груза более полно.
Каждый класс опасности или подраздел обозначается специальным символом в форме ромба.
Все опасные грузы имеют транспортные наименования и номер ООН.
Номер ООН - это номер, присвоенный «Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов ООН» конкретному веществу или изделию.
Транспортным наименованием опасного груза является его наименование, указанное в «Перечне опасных грузов (Dangerous Goods List - DGL)»). Если опасный груз не указан в списке DGL ММОГ или Рекомендациях ООН, ему присваивается термин Н.У.К. (не указанное конкретно) — Not Otherwise Specified (N.O.S). Будучи опасным, груз должен классифицироваться согласно опасности (по заявке грузоотправителя или акту лабораторных испытаний).
Перечень опасных грузов (Dangerous Goods List - DGL) указан в 1 томе конвенции ММОГ (редакция 2002 года), в котором приведены требования к перевозке опасных грузов в упаковке на морских судах.
Требования касаются номеров ООН и транспортных наименований грузов, их классов и групп упаковки, размещения и разделения на судне, требований к подготовке и перевозке опасных грузов и аварийным мероприятиям.
опасных грузов.
Токсичность
Вдыхание небольшого количества нефтяного газа может привести к состоянию «опьянения», головной боли, раздражению глаз.
При вдыхании значительного количества газа может наступить смерть (летальный исход).
Влияние этих газов зависит от индивидуальных особенностей человека. Оценка производится по ПДК (предельно допустимой концентрации).
Например, для бензина ПДК=300 ррm (ppm=parts per million), что соответствует 2% от НПВ.
Но этот критерий запрещается использовать применительно к газовым смесям, содержащим бензол или сероводород.
Чтобы войти в трюм, где раньше перевозился бензол, концентрация газа должна составлять 1% от НПВ или менее.
ПДК любого груза указывается в карте данных о грузе.
Для оценки опасности воздействия вредных химических веществ на человека и окружающую среду имеются санитарные нормы и различные переносные и стационарные приборы.
Отравления могут быть:
-
острые – от одноразовой дозы и -
хронические – как последствия длительного накопления (концентрации) опасного вещества.
Влияние на здоровье человека (санитарные нормы)
концентрации» (ПДК=TLV) относится к воздействию вредного вещества при 8 часах работы в сутки, 42 часах в неделю без ухудшения состояния здоровья.
В последнее время все более употребим термин «предельно допустимая продолжительность воздействия» (ПДПВ=PEL) или «допустимое кратковременное воздействие» (ДКВ=STEL)(15мин).
Под ПДК подразумевается «средневзвешенная продолжительность воздействия» (СПВ=TWA).
Иногда приводятся летальные дозы (ЛД) и концентрации (ЛК) с индексом 50. Это означает, что при экспериментах на животных 50% из них погибает.
Для 4 классов опасности:
ЛД50 в желудок (LD50) | 15 | 15-150 | 151-5000 | более 5000 | мг/кг живого веса |
ЛД50 на кожу (LD50) | 100 | 100-500 | 501-2500 | более 2500 | мг/кг живого веса |
ЛК50 в воздухе (LC50) | 500 | 501-5000 | 5001-50000 | более 50000 | мг/м3 |
Эти сведения приводятся в карте данных о грузе (Cargo Date Sheet) в разделе HEALTH DATA.
В этой карте указываются меры оказания помощи при воздействии жидкости на кожу и глаза, при вдыхании паров и попадании жидкости в желудок.
Эффекты воздействия на человека приводятся раздельно: для жидкости и для паров. Также приводятся последствия острого и хронического воздействия токсичности.
Ядовитые и раздражающие вещества общего действия
Углеводороды имеют низкую токсичность при попадании в рот, но появляется ощущение дискомфорта и тошнота.
Во время рвоты могут появиться серьезные последствия для легких – особенно, если в пищевод попадут высоколетучие нефтепродукты, такие как бензины и керосины. Контакт с кожей может вызвать раздражение и обезжиривание кожи, что может привести к дерматитам.
Нефтяной газ оказывает токсичное воздействие в зависимости от основных углеводородных компонентов от раздражения глаз до летального исхода.
Запахи, которые имеют смеси нефтяного газа, очень разнообразны и могут притупить обоняние. Поэтому не стоит судить об отсутствии газа по отсутствию запаха.
Ароматические углеводороды включают бензол, толуол и ксилол.
Эти вещества содержатся во многих обычных нефтяных грузах, таких как бензины, газолиновые присадочные компоненты, лигроины, растворители, заменители скипидара, уайт-спириты и сырая нефть.
Влияние опасных свойств ароматических углеводородов на организм человека до конца не изучено – участники грузовых работ должны принимать меры по защите кожи и глаз в первую очередь (очки, перчатки – как минимум). Концентрации, время воздействия и последствия можно найти в п. 16.3 ISGOTT.
Кислородная недостаточность
В атмосфере Земли содержится 78% азота, 21% кислорода и 1% - других газов.
Человек вдыхает 21% кислорода, 0,03% - углекислого газа, а выдыхает 16% кислорода и 4% - СО2 (об.).
В состоянии покоя в среднем человек потребляет 20 л кислорода в час.
При снижении % содержания кислорода в окружающей воздушной среде уменьшается парциальное давление кислорода, появляются дефекты дыхательного аппарата – наступает кислородное голодание: понижается внимание, появляется одышка, мышечная слабость и т.д.
За 1 час человек выдыхает 22,6 л СО2 (в состоянии покоя). При 3-4% СО2 в воздухе появляется головная боль, шум в ушах, замедленный пульс.
При падении уровня содержания кислорода до 16% все люди испытывают болезненные ощущения, наступает слабость – люди не в состоянии подняться по вертикальному трапу.
При содержании кислорода менее 10% наступает потеря сознания, и если пострадавшего не вынести на свежий воздух и не сделать искусственное дыхание, наступает смерть.
Если в помещении кислорода менее 5%, то потеря сознания наступает внезапно – пострадавший успевает сделать только судорожный вдох. При задержке реаниматора более, чем на несколько минут, происходит необратимое поражение мозга, даже если жизненные функции организма постепенно восстанавливаются.
Низкое содержание кислорода следует ожидать в помещениях после инертизации, высыхания свежеокрашенных защитных покрытий.
В помещениях длительное время без вентиляции кислород может быть израсходован на образование ржавчины (это процесс медленного окисления).
Необходимо знать свойства перевозимого груза: например, талловое масло нетоксично, но газ, выделяемый этим маслом, может вытеснить или поглотить кислород в танке.
Ни при каких обстоятельствах не следует разрешать вход в помещение с недостаточным содержанием кислорода без дыхательных аппаратов до тех пор, пока данное помещение не будет провентилировано, а замеры содержания кислорода будут устойчиво показывать 21%.
Заряд статического электричества
По степени образования заряда статического электричества грузы делятся на:
-
аккумулирующие статическое электричество -
не аккумулирующие статическое электричество
В России применяется термин «удельное объемное сопротивление» Ом м (в международной практике – обратная единица «удельная объемная проводимость» пика Сименс/метр=p S/m).
Нефть и нефтепродукты считаются опасными при сопротивлении 105 Ом м.
Продукты органической нефтехимии могут иметь сопротивление от 106 до 1013 Ом м.
Если проводимость менее 50 пико Сименс/м, то вещества считаются аккумулирующими статическое электричество.
Сименс/м является обратной единицей удельного объемного сопротивления и применяется в мировой практике чаще, чем Ом м.
Приставка «пико» заменяет 10-12, т.к. Сименс/м является крупной единицей измерения (для сравнения вспомним ед. Фарада: микрофарад, пикофарад и т.д.).
Вступление в химическую реакцию
По степени опасности вступления в химическую реакцию грузы делятся на 4 группы:
1-я группа – смешение с другим грузом, водой или контакт с незащищенными деталями конструкции судна могут привести к катастрофическим последствиям (это относится и к другим судам, береговым объектам и к человеку).
2-я группа – возникшая реакция приводит к нагреванию груза более 50°С при начальной температуре 20°С, с выделением газа и дальнейшим повышением температуры до 70°С.
3-я группа – контакт с материалами конструкции судна и остатками других грузов может привести к порче груза, а при смешении с другим грузом может привести к порче обоих грузов или одного из них.
4-я группа – грузы теряют свое качество по причине полимеризации, разложения или окисления.
Загрязнение окружающей среды
По опасности загрязнения окружающей среды жидкие грузы делятся на 4 категории: А(X), В(Y), С(Z) и D(OS). Именно этим грузам отводится около половины требований Конвенции МАРПОЛ.
-
Категория А(X): при сбросе в море вещества представляют значительную опасность для здоровья морских ресурсов и здоровья человека. Эти вещества биоаккумулируемые, опасны при содержании в воде менее 1 ррm, некоторые из них – от 1 до 10 ррm. Пляжи закрываются. -
Категория В(Y): биоаккумулируемые, но сохраняют свои свойства не более одной недели, приводят морские живые организмы в непригодность к употреблению в пищу. Умеренно токсичны для живых морских организмов при содержании в воде 1-10 ррm, некоторые 10-100 ррm. -
Категория С(Z): вещества малотоксичные для морских живых организмов – от 10 до 100 ррm, некоторые – от 100 до 1000 ррm –по дополнительным факторам. -
Категория D(OS): вещества практически нетоксичны для живых организмов моря, не очень опасны для здоровья человека: ЛД50 от 5 до 50 мг/кг. На дне вызывают появление осадков с высокой потребностью в кислороде. Незначительно ухудшают экологи моря.
Пожарная опасность
По степени пожарной опасности химические жидкие грузы подразделяются на 3 категории по температуре вспышки:
особо опасные температура вспышки -18°С и ниже |
постоянно опасные от -18°С до +23°С |
опасные при повышенной температуре от +23°С до +61°С |
Пожарная безопасность на судне сводится в основном к разделению источников огня и источников воспламенения. Если невозможно разделить источники огня, то принимаются меры по предотвращению проникновения воспламеняющихся концентраций газов.
РАЗДЕЛ 4. Классификация, упаковка и маркировка опасных грузов.
Классификация опасных грузов по МКМПОГ
Система классификации опасных грузов, разработанная и одобренная ООН, преследует 2 цели:
Во-первых, четко разграничить, какие грузы представляют опасность при их транспортировке, а какие - нет.
Во-вторых, обозначить в общих чертах какой тип ( типы) опасности присущи данному веществу или готовой продукции.
Существует набор стандартных тестов и процедур, определяющих степень опасности или риска, возникающих при транспортировке тех или иных веществ или грузов.
Все опасные грузы разделены на 9 основных групп или классов опасности, которые отображают основную опасность или риск, возникающий при обработке данного груза.
Дополнительные виды опасностей или рисков, связанные с обработкой некоторых грузов, классифицируются как вторичные (Secondary) или второстепенные (Subsidiary) опасности.
Некоторые классы опасности дополнительно разделены на подразделы (Divisions), которые определяют степень опасности вещества или груза более полно.
Каждый класс опасности или подраздел обозначается специальным символом в форме ромба.
Все опасные грузы имеют транспортные наименования и номер ООН.
Номер ООН - это номер, присвоенный «Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов ООН» конкретному веществу или изделию.
Транспортным наименованием опасного груза является его наименование, указанное в «Перечне опасных грузов (Dangerous Goods List - DGL)»). Если опасный груз не указан в списке DGL ММОГ или Рекомендациях ООН, ему присваивается термин Н.У.К. (не указанное конкретно) — Not Otherwise Specified (N.O.S). Будучи опасным, груз должен классифицироваться согласно опасности (по заявке грузоотправителя или акту лабораторных испытаний).
Перечень опасных грузов (Dangerous Goods List - DGL) указан в 1 томе конвенции ММОГ (редакция 2002 года), в котором приведены требования к перевозке опасных грузов в упаковке на морских судах.
Требования касаются номеров ООН и транспортных наименований грузов, их классов и групп упаковки, размещения и разделения на судне, требований к подготовке и перевозке опасных грузов и аварийным мероприятиям.