Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.
Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач.
Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства»1. Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону -принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права» Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан»3. Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за сноп законные интересы»4 преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя
«распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждою и борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе
Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определенном этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что
«разные люди, разные общности людей, политические партии, лица,
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных
органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.
26. Деятельность неправительственных правозащитных организаций в РФ и их взаимодействие с прокуратурой РФ: общая характеристика.
Особое место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина занимает прокуратура, основной функцией которой является как надзорная деятельность за законностью реализации нормативно-правовых актов, так и работа в сфере профилактики и предупреждения преступных деяний в природоохранной, экономической, промышленной, строительной, транспортной, образовательной, медицинской и иной деятельности.
В законодательстве РФ о прокуратуре нет четких постановлений и предписаний о принципах и механизмах взаимодействия с правозащитными организациями, тем не менее опыт и практика подобных взаимодействий, накопленные в этой сфере, показывают, что этот недостаток законодательства должен быть восполнен. Процесс взаимодействия органов прокуратуры и правозащитных организаций может осуществляться как на уровне Генеральной прокуратуры, так и на уровне прокуратур субъектов федерации.
Можно назвать основные задачи взаимодействия правозащитных организаций и прокуратуры: получение дополнительного источника информации о состоянии защищенности граждан в их правах и свободах; обеспечение принципа открытости и общественного контроля органов государственной власти институтами гражданского общества; правовое просвещение населения; информирование общественности о деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина
К эффективным механизмам сотрудничества прокуратуры с общественностью можно также отнести помощь в разработке
и реализации комплексных правозащитных программ
Инициатором взаимодействия может выступать сама прокуратура, государственные структуры, ответственные за содействие развитию институтов гражданского общества (Совет при Президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественная палата РФ), общественные правозащитные организации. По мнению специалистов, в процессе взаимодействия с правозащитными организациями прокуратура должна выступать в роли координирующего органа, поскольку именно государство наделено обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина и несет ответственность за их реализацию.
Неправительственные правозащитные организации в свою очередь имеют возможность и право выступать с инициативой организации и реализации совместных
мероприятий с прокуратурой, например, могут организовать совместную проверку исполнения требований законодательства в случае поступления сигнала о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Правозащитники могут выступать с
инициативой проведения профилактических, образовательных и информационно- просветительных мероприятий по своему спектру работы, что немаловажно, поскольку совместная работа общественных организаций и государственного учреждения укрепляет уровень доверия в обществе, стимулирует социальную инициативу и ответственность
27. Правозащитная деятельность прокуратуры РФ при рассмотрении уголовных дел судами: общая характеристика.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства:
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач.
Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства»1. Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону -принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права» Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан»3. Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за сноп законные интересы»4 преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя
«распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждою и борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе
Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определенном этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что
«разные люди, разные общности людей, политические партии, лица,
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных
органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.
26. Деятельность неправительственных правозащитных организаций в РФ и их взаимодействие с прокуратурой РФ: общая характеристика.
Особое место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина занимает прокуратура, основной функцией которой является как надзорная деятельность за законностью реализации нормативно-правовых актов, так и работа в сфере профилактики и предупреждения преступных деяний в природоохранной, экономической, промышленной, строительной, транспортной, образовательной, медицинской и иной деятельности.
В законодательстве РФ о прокуратуре нет четких постановлений и предписаний о принципах и механизмах взаимодействия с правозащитными организациями, тем не менее опыт и практика подобных взаимодействий, накопленные в этой сфере, показывают, что этот недостаток законодательства должен быть восполнен. Процесс взаимодействия органов прокуратуры и правозащитных организаций может осуществляться как на уровне Генеральной прокуратуры, так и на уровне прокуратур субъектов федерации.
Можно назвать основные задачи взаимодействия правозащитных организаций и прокуратуры: получение дополнительного источника информации о состоянии защищенности граждан в их правах и свободах; обеспечение принципа открытости и общественного контроля органов государственной власти институтами гражданского общества; правовое просвещение населения; информирование общественности о деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина
К эффективным механизмам сотрудничества прокуратуры с общественностью можно также отнести помощь в разработке
и реализации комплексных правозащитных программ
Инициатором взаимодействия может выступать сама прокуратура, государственные структуры, ответственные за содействие развитию институтов гражданского общества (Совет при Президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественная палата РФ), общественные правозащитные организации. По мнению специалистов, в процессе взаимодействия с правозащитными организациями прокуратура должна выступать в роли координирующего органа, поскольку именно государство наделено обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина и несет ответственность за их реализацию.
Неправительственные правозащитные организации в свою очередь имеют возможность и право выступать с инициативой организации и реализации совместных
мероприятий с прокуратурой, например, могут организовать совместную проверку исполнения требований законодательства в случае поступления сигнала о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Правозащитники могут выступать с
инициативой проведения профилактических, образовательных и информационно- просветительных мероприятий по своему спектру работы, что немаловажно, поскольку совместная работа общественных организаций и государственного учреждения укрепляет уровень доверия в обществе, стимулирует социальную инициативу и ответственность
27. Правозащитная деятельность прокуратуры РФ при рассмотрении уголовных дел судами: общая характеристика.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства:
-
уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, -
надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
-
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; -
выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; -
требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия; -
давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; -
давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;-
истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом; -
рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
-
-
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; -
рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; -
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;-
при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
-
-
разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; -
отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; -
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; -
передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; -
утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; -
утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; -
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков; -
осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.