Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, следует признать, что у прокуратуры и СМИ могут быть различные задачи в процессе освещения того или иного события. Кроме того, при взаимодействии со СМИ, органам прокуратуры недостаточно исходить из презумпции добропорядочности СМИ.

Перечень принципов, на которых должна основываться деятельность прокуратуры по взаимодействию со СМИ, может выглядеть следующим образом.

Главным и основополагающим принципом в деятельности прокуратуры по взаимодействию со СМИ является общеотраслевой принцип законности. Данный принцип можно признать конституционным принципом, без строгого соблюдения которого невозможно построение правового и демократического общества. Надзирая за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов на территории Российской Федерации, прокуратура, в свою очередь, должна выстраивать свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами.

Также одним из главных принципов деятельности прокуратуры в целом и по взаимодействию со СМИ является принцип гласности . Он означает, что прокуратура должна доводить сведения о результатах своей деятельности до граждан. Информирование населения о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории прямо предписано в качестве одной из задач деятельности прокуратуры со СМИ в п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 г. № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью». При этом принцип гласности не является безграничным. При освещении деятельности органов прокуратуры необходимо помнить про ограничения, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством в части охраны прав и свобод граждан, деятельности СМИ, а также положений законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Не менее важным при взаимодействии со СМИ выступает принцип объективности. Данный принцип означает, что прокуратура должна предоставлять для сведения общественности только проверенную информацию, со ссылкой на источники ее получения и проверки. Как указано в п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России № 296, распространяемые прокуратурой

сообщения
должны быть выверенными, объективными и не содержать информации ограниченного доступа, в том числе конфиденциального характера.

Следует также выстраивать работу по взаимодействию со СМИ на основе принципа взаимодействия (сотрудничества) . Прокуратуре необходимо проявлять инициативу во взаимодействии со СМИ. В выстраивании отношений прокуратуры и СМИ на местах (на уровне прокуратуры субъекта и районной прокуратуры) важна роль руководителя. На наш взгляд, необходимо, чтобы прокурор выстраивал взаимодействие со СМИ, исходя из конкретных потребностей населения, специфики региона.

При взаимодействии со СМИ необходимо придерживаться принципа независимости, беспристрастности и профессионального нейтралитета. Независимость прокуроров при взаимодействии со СМИ выражается, прежде всего, в том, что прокуроры в своей деятельности руководствуются исключительно Конституцией РФ и федеральным законодательством. Никто не вправе требовать от прокуроров принятия какого-либо решения или освещения определенного рода информации в СМИ. Беспристрастность означает, что прокурор должен взаимодействовать со СМИ, не обращая внимания на форму собственности СМИ, принадлежности его государству или частному лицу.

Немаловажным принципом взаимодействия со СМИ становится оперативность. Необходимо доводить до граждан сведения о результатах деятельности прокуратуры незамедлительно.

Так, по нашему мнению, прокурор должен по возможности в режиме реального времени реагировать на резонансные события на поднадзорной территории. Следует признать крайне положительным опыт прокуратуры Чеченской Республики. Материалы о результатах проведения прокурорских проверок, приемов граждан, участия прокуратуры во всех заседаниях правительства и парламента, результатах рассмотрения дел в судах размещается незамедлительно, в день проведения соответствующего мероприятия.

Важным принципом выступает также компетентность соответствующего прокурора, который

взаимодействует со СМИ. При взаимодействии со СМИ на конкретном уровне (например, субъекта или района) необходимо представлять информацию только по тем вопросам, которые входят в компетенцию соответствующего прокурора. Недопустимо давать комментарий относительно действий и решений других лиц, только если это не сопряжено с осуществлением прокурором надзорных полномочий.

Отдельного внимания заслуживает принцип методической основы построения взаимодействия органов прокуратуры со СМИ . Прокуратура РФ включает в свою систему образовательные и научные учреждения и органы. К их числу, в частности, относятся: Университет прокуратуры РФ и его филиалы, НИИ Генеральной прокуратуры РФ при Университете прокуратуры РФ. Данные организации занимаются разработкой научных основ деятельности органов прокуратуры РФ. Деятельность органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ должна строиться, в том числе с учетом рекомендаций, данных Университетом прокуратуры РФ.

Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить следующее. Средства массовой информации сегодня выступают важнейшим институтом гражданского общества. Не стоит забывать и о том, что грамотное выстраивание взаимодействия органов прокуратуры со СМИ, налаживание каналов обратной связи позволит качественно повысить уровень надзорной деятельности, а также приобрести дополнительные рычаги воздействия на окружающую действительность.

  1. Правозащитная деятельность прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту не только от посторонних лиц, но и от родителей, лиц, их заменяющих, родственников в случае злоупотребления своими правами. При этом, защиту прав ребенка осуществляет, в том числе прокурор.

В Приказе Генерального прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 №Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи№ определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном
воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Действия прокурора по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ; ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в
суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Реализуется также защита прав несовершеннолетних в деятельности прокурора при осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей.

Так, согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защищая права и интересы несовершеннолетних в исполнительном производстве прокурор, может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) путем обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, независимо от того, участвовал прокурор в рассмотрении дела на предыдущих стадиях процесса или нет.

Кроме того, осуществляя надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, прокурор реализует свои процессуальные полномочия по своевременности привлечения злостных должников к уголовной и административной ответственности.

Таким образом, граждане имеют право обратиться в прокуратуру района с заявлениями о защите прав несовершеннолетних.

25.Формирование правовой культуры как результат правозащитной деятельности прокуратуры РФ: общая характеристика.

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать