Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не реже одного раза в полугодие надзирающий прокурор обязан проводить анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в поднадзорных следственных подразделениях.

Завершающим этаном прокурорского надзора за органами предварительного расследования является надзор за законностью их действий и решений при окончании производства по уголовным делам.

Под надзором прокурора находится деятельность органов дознания и предварительного следствия, связанная с прекращением уголовных дел (уголовного преследования).

Прокурор даст согласие дознавателю на прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК), в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК), связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст. 28.1 УПК), в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 427 УПК). В остальных случаях дознаватель прекращает подследственные ему дела при наличии к тому оснований самостоятельно, без согласования своего решения с прокурором. Однако законность таких решений тоже входит в предмет надзора прокурора. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор его безотлагательно отменяет и со своими указаниями возвращает в орган дознания для продолжения расследования.

Следователь, прекращая уголовное дело (уголовное преследование), направляет прокурору только копию постановления. Признав такое постановление следователя незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его своим мотивированным постановлением с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию (ч. 1 ст. 214 УПК). Постановление вместе с материалами дела он незамедлительно направляет руководителю следственного органа.


К полномочиям прокурора относится утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, поступившему к нему после завершения расследования (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК). Прокурор, прежде чем утвердить указанные процессуальные акты, обязан изучить материалы дела, убедиться, что выводы следователя (дознавателя) соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, что квалификация содеянного является правильной, что доказательная база является достаточной для рассмотрения дела в суде.

При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, прокурор выносит мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения или обвинительного акта.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, прокурор возвращает дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его следователю (дознавателю) для производства дополнительного расследования либо его прекращения, прокурор утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) и дело направляет в суд (п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). При этом установив, что к моменту направления дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК ней речь идет о сроке подготовки поступившего дела в суд для рассмотрения его в судебном заседании), прокурор вправе при наличии оснований возбудить перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей до 30 суток (п. 8 ч. 2 ст. 37, п. 2.1 ст. 221, ч. 2.1 ст. 226 УПК).



Важной составляющей правомочий прокурора является его обязанность тщательного и всестороннего рассмотрения в порядке ст. 124 УПК жалоб участников процесса на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования

Подобного рода жалобы, поступающие в суд, рассматриваются с обязательным участием прокурора в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК. При подготовке к участию в судебном заседании прокурор обязан изучить материалы проверки либо уголовного дела, по которым обжалуются решение или действия должностных лиц органов расследования. В случае выявления нарушений закона он незамедлительно принимает меры к устранению, отмене незаконных решений до рассмотрения в суде указанных жалоб.

Организацияработыоргановпрокуратурыпонадзорузаисполнениемзаконоворганами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере осуществляют органы прокуратуры всех уровней. Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным ему прокурорам обеспечивать качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом о прокуратуре и УПК.

В Генеральной прокуратуре РФ функции организации и надзора за исполнением законов осуществляет не одно, а несколько подразделений: Главное управление по надзору за следствием, Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, Управление по надзору за расследованием особо важных дел и ряд других управлений.

В прокуратурах областного и районного звена имеются аналогичные структурные подразделения (отделы, отделения, группы).

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур осуществляют контроль за организацией и исполнением надзора
в рассматриваемой сфере подчиненными прокурорами (прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур). Оказывают им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.

В органах прокуратуры проводится постоянный мониторинг результатов надзора и состояния законности в рассматриваемой сфере. Так, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах раз в полугодие проводится анализ состояния надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Такой же анализ проводится в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ.

Нижестоящие прокуроры в докладных записках по итогам работы за год информируют Генеральную прокуратуру РФ о состоянии работы по соблюдению конституционных прав граждан при производстве дознания и предварительного следствия по уголовным делам.

Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК, рассматриваются на коллегиях, оперативных и координационных совещаниях, научно-консультативных советах.

О спорных или вызывающих затруднение вопросах применения УПК, требующих решения на федеральном уровне, прокуроры лично информируют Генеральную прокуратуру РФ.


23. Взаимодействие прокуратуры со СМИ при реализации правозащитной деятельности: правовая регламентация, основные формы, полномочия прокурора.

Одним из важных направлений деятельности прокуратуры России является взаимодействие со средствами массовой информации. Оно позволяет эффективно решать различные задачи

  • оперативно информировать население о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории, реагировать на факты нарушения закона, осуществлять обратную связь с населением.

Рассмотрим вопрос о том, на каких принципах должно строиться взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации.

В юридической литературе можно встретить следующий перечень принципов взаимодействия прокуратуры со СМИ:

  • общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач;

  • безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия;

  • учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию;

  • нахождения объекта приложения совместных усилий по взаимодействию вне партнеров;

  • поэтапного достижения согласия между партнерами (должно происходить постепенное продвижение от изначально определенной сферы согласия к все более конфликтным темам, проблемам, зона взаимопонимания должна постоянно расширяться; необходимо различать этапы, стадии «взаимодействия»: ознакомительный этап; «пилотный»; разовый; пробный проект; долговременное сотрудничество).

Некоторые принципы носят спорный характер.