Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Соотношение правозащитной и правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность – это вид юридической деятельности по охране права, обеспечению законности и правопорядка, связанный с профилактикой и предупреждением правонарушений, не исключающий применение юридических санкций.
Правозащитная деятельность – это самостоятельный вид юридической деятельности, направленный на положительное изменение ситуации с нарушением прав человека, в ходе которой могут быть реализованы меры защиты. Несмотря на самостоятельный характер каждой категории, понятия защиты права и охраны прав, свобод и законных интересов взаимосвязаны.
Прежде всего, это выражается в том, что на практике правозащитные отношения порождают возникновение правоотношений правоохранительного характера. К примеру, вышестоящая судебная инстанция, проверяя доводы, изложенные в жалобе стороны по поводу неправомерного поведения судьи в ходе процесса, может отменить несправедливый и незаконный обвинительный приговор и применить к судье соответствующие меры юридической ответственности. Таким образом, правоохранительная деятельность как элемент правоохранительной системы необходимо понимать особый вид государственной или санкционированной государством юридической деятельности, осуществляющий охрану права, обеспечение законности и правопорядка, защиту прав с помощью предупреждения его нарушений, применения юридических мер воздействия при неуклонном соблюдении установленного порядка. Однако существующее в юридической науке расхождение во мнениях по поводу понятий «охрана прав человека», «защита прав человека», «правоприменительная деятельность», «правоохранительная деятельность» свидетельствует о наличии сложной научной проблемы, требующей самостоятельного глубокого осмысления и решения.
10. Основные особенности (характерные уникальные черты) правозащитной деятельности прокуратуры РФ, отличающие её от правозащитной деятельности других государственных органов в России.
Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.
В Законе о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.
Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций.
Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:
-надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
-надзор за исполнением законов судебными приставами;
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.
Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).
11. Соотношение Правозащитная деятельность прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской̆ Федерации
Соотношение прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляет собой согласованную деятельность, направленную на достижение единых целей и объединяющую использование имеющихся у них информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий.
Рассматривая вопросы взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, следует иметь в виду, что первый институт в силу характера своих функций осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, составляет единую централизованную систему, имеет достаточную техническую оснащенность и многочисленный штат хорошо подготовленных, высококвалифицированных работников. Это позволяет рассматривать органы прокуратуры как систему, способную эффективно выявлять правонарушения, пресекать их, принимать необходимые меры воздействия на правонарушителей.
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации предопределяет последовательное разрешение следующих задач: оперативное выявление правонарушений; эффективная реализация системы комплексных мер по пресечению установленных отклонений от требований закона; предупреждение и профилактика любых антиобщественных действий и антиобщественного поведения; повышение осведомленности населения и органов власти о характере и специфике правозащитной деятельности прокуратуры и Уполномоченного. Эффективное взаимодействие позволяет им формировать информационную базу о состоянии соблюдения и исполнения законодательства и мерах, предпринимаемых указанными субъектами по устранению и предупреждению правонарушений; действовать согласованно как на стадии планирования, так и в процессе исполнения плановых мероприятий, своевременно корректировать планы работы; избегать дублирования в работе, проведении мероприятий, уже выполненных другим органом; повышать качество и эффективность контрольно-надзорных и иных действий (мероприятий), например, более полно устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; повышать профессиональный уровень своих сотрудников посредством совершенствования их знаний в сфере правозащитной деятельности и личной правовой культуры; достигать большей открытости, доверительности между работниками органов прокуратуры и представителями гражданского общества.
12. Принцип законности в деятельности органов прокуратуры при реализации правозащитной деятельности.
Принцип законности — это всеобщий принцип, но для прокуратуры он имеет особое значение. Законность составляет предмет прокурорского надзора. На обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность органов прокуратуры. Это главная цель организации и деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ.
Этот принцип определяет систему функций прокуратуры, выделяя в качестве главной функцию надзора. Поэтому, осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, а также выполняя иные функции, установленные федеральными законами, прокуроры сами должны служить образцом уважительного отношения к закону и неукоснительного его соблюдения в своей деятельности. Малейшее нарушение прокурорскими работниками законности не только подрывает авторитет прокуратуры, но и наносит ущерб укреплению законности.
Из принципа законности вытекает целый ряд требований к прокурорам. Например, прокурор обязан: глубоко знать законы; выявлять все обстоятельства совершенных правонарушений, ибо дефицит таких сведений препятствует правильному применению закона; правильно квалифицировать выявленные нарушения законности, поскольку только надлежащая квалификация действий субъектов позволяет четко определить все связанные с ними правовые последствия; применять действенные меры по устранению нарушений законности, причин, их вызывающих, условий, способствующих их совершенствованию. Каждое действие прокурора, каждый его акт реагирования должны быть основаны на законе, совершаться в формах, установленных законом.
13. Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры при реализации правозащитной деятельности.
Принцип независимости — это принцип организации и деятельности прокуратуры, означающий, что в своей деятельности прокуроры реализуют предоставленные им полномочия независимо от каких бы то ни было физических и юридических лиц, основываясь на убеждениях, вытекающих из четкого знания закона и конкретно складывающейся оперативной обстановки.