Файл: Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В каждом случае учитель уточняет задачи воспитания самостоятельно. Объективные показатели готовности воспитанности личности и способности выполнять свою социальную роль - есть критерии самой воспитанности личности. Также критериями служат требование к личности, ее нормы поведения, деятельность в обществе и ее идеалы [15].
В работе со своими коллегами заместитель директора по методической работе, а также классный руководитель держаться следующей системы: работа со взрослыми предполагает руководство и помощь педагогам в планировании, организации и оценке эффективности методического процесса; помощь в повышении «методической» квалификации, а также создание условий для реализации способностей педагогов и координацию методической работы в школе и обществе; деятельность заместителя директора по методической работе и классного руководителя включает работу с детьми и со взрослыми; работа с детьми направлена на развитие личности учащегося; на создание, укрепление и развитие общего коллектива школы; работу со школьным активом; формирование и укрепление традиций школы, а также подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД).
Основное направление методической работы на целый год выбирает методическое объединение классных руководителей, при этом сохраняя остальные компоненты воспитания. По традиции проводятся такие мероприятия, как День Учителя, День Знаний, Посвящение в первоклассники, Международный день Матери, а также Последний звонок и Выпускной вечер. Эти традиции способствуют объединению педагогического коллектива и учеников, усложнению, закреплению и развитию отношений и связей между членами педагогического коллектива; такие мероприятия очень любят и к ним, традиционно, готовятся заранее. Но есть одна сложность: праздник не должен быть похож на тот, что проводили в 2017 году [20].
Изучив детально потребности не только педагогов, но и учащихся, методическое объединение классных руководителей планирует работу обучающих занятий:
-сформулировать цели воспитания;
-составить план методической работы;
-технология КТД;
-программа методической работы (примерная);
-работа с учащимися, которые требующими повышенного внимания со стороны педагогов;
-формы работы с родителями и прочее.
Деятельность по созданию условий для методической работы классных руководителей имеет некоторые направления в образовательном учреждении.
Одной из самых главных задач педагога является организация развивающей и воспитывающей деятельности. Эта задача является самой важной и основной, ведь там, где нет организации, царит хаос и стихийные обстоятельства. А в таких условиях личность развиваться не может.
Вторым объектом, на который должен обратить внимание классный руководитель - организация и развитие коллектива.
Третьей задачей классного руководителя в методической работе является создание условий для проявления внутренних сил учащегося, помощь в становлении его личности, обогащение его интересов и способностей.
План методической работы имеет определенную структуру. Эта структура плана классных руководителей заключается в следующем: Характеристика школьного коллектива. Состав класса и его общая характеристика: количество, отдельно мальчиков и девочек, познавательный уровень и общее развитие обучающихся, их работоспособность и успеваемость, интерес к общим делам, наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога) [25].
Связь класса с общим коллективом школы: выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, вносит ли предложения для улучшения жизни школа.
Сплоченность: есть ли актив класса, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений в коллективе, наличие группировок в коллективе, ценностные ориентации.
Методические задачи. Методические задачи в классе состоят из методических задач школы и методических задач, ставящиеся перед собой классным руководителем на текущий учебный год. Их должно быть сформулировано не менее трех или четырех. Жизнедеятельность коллектива.
Работа с родителями. Индивидуальная работа со школьниками. Такой продуманный план методической работы классного руководителя оказывает реальную помощь в организации воспитывающей деятельности, координации усилий педагогов, школьников и родителей в создании условий для развития и коллектива, а также личности каждого учащегося.
Функции классного руководителя заключаются в создании условий для комфортной и успешной жизнедеятельности учащихся, в содействии их развитию, в становлении их духовности и помощи в постижении жизненного смысла. Основываясь на этом, классный руководитель выполняет ряд функций, в частности: аналитическую, организационно-координирующую, прогностическую и коммуникативную.
Деятельность классного руководителя – это основной механизм реализации индивидуального подхода к учащимся. Данная деятельность обусловлена современными задачами, которые педагог ставит перед собой. Классный руководитель осуществляет деятельность следующего содержания: общественное развитие ребенка, сохранение его индивидуальности и раскрытие его потенциальных способностей.
Классному руководителю необходимо осуществлять изучение личности воспитанника, его личных склонностей и интересов. Педагог в этой роли призван создавать благоприятную атмосферу и морально-психологический климат для каждого отдельно взятого ребенка в группе. Классный руководитель должен направлять и провоцировать самовоспитание и саморазвитие личности учащегося. В обязанности классного руководителя входит координация деятельности учителей-предметников с целью интеллектуального, нравственного развития своих воспитанников и осуществления помощи в учебе [28].
Педагог, занимающийся классным руководством, должен содействовать получению дополнительного образования учениками через кружки, клубы, секции, которые организовываются непосредственно в школе или в учреждениях дополнительного образования. В обязанности классного руководителя входит организация методической деятельности в классе, соответствующей возрастным интересам, национальным традициям и требованиям реальной жизни. Построение содержания жизнедеятельности классного коллектива зависит именно от классного руководителя. Забота о здоровье и безопасности вверенных педагогу детей, участие в диспансеризации учащихся, пропаганда здорового образа жизни являются неотъемлемой частью работы классного педагога. Классный руководитель работает в очень тесном контакте с родителями учащихся, ведет индивидуальную работу с родителями по коррекции ошибок семейного воспитания, организует совместную деятельность детей и родителей, занимается повышением педагогической культуры родителей [7].
Сформулируем основные функции, которые определяют вышеперечисленное содержание деятельности классного руководителя: аналитико-прогностическая, организационно – координирующая, коммуникативная, предупредительно – профилактическая, охранно-защитная, коррекционная.
Рис. 5 Функции управления
Рассмотрим некоторые функции подробнее. Аналитическая функция включает в себя: получение и обработку индивидуальной информации об учениках, уровне их психофизического развития, социальном окружении и семейной ситуации, в которой они находятся; изучение и анализ развития личности отдельного ребенка и коллектива в целом; анализ и объективная оценка уровня воспитанности учащихся; изучение и анализ методического потенциала педагогов, работающих с классом; изучение и анализ влияния окружающей среды на уровень воспитанности учащихся. Прогностическая функция, частично строится на результатах функции аналитической и включает: предвидение результатов методического воздействия на учащихся; прогнозирование индивидуального уровня развития школьников; прогнозирование процесса формирования коллектива и его деятельности; построение модели методической деятельности в классе; составление планов методической работы в классном коллективе.
Организационно-координирующая функция заключается в непосредственной или опосредованной помощи воспитанникам и заключается в следующем: помощь в организации разнообразной общественной деятельности воспитанников; помощь учащимся в организации учебной работы; организация работы органов детского самоуправления с целью привития основных навыков самоорганизации, ответственности и умения принимать решения; содействие в получении учащимися дополнительного, в том числе внешкольного образования; создание благоприятных условий для самовоспитания, саморазвития личности ребенка; психологическое просвещение воспитанников совместно со школьным психологом; организация тесного взаимодействия с семьями учеников; защита законных прав и свобод своих учеников; организация взаимодействия с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, сотрудниками библиотеки, медицинскими работниками школы, стимулирование и поддержка совместной творческой и инновационной деятельности воспитанников, родителей и педагогов, работа в составе педагогического совета и в совещаниях; помощь в профессиональном самоопределении выпускников; организация различных внеурочных мероприятий; ведение классной документации, в том числе классного журнала, учет посещаемости, личных дел, плана своей работы; участие в оптимизации материально-бытовых условий для развития учеников и их творческой активности [14].
Коммуникативная функция, является одной из самых важных в деятельности классного руководителя и зависит от личных коммуникативных навыков педагога. Данная функция включает: помощь в формировании и регулировании межличностных отношений в среде воспитанников; содействие в построении благоприятных взаимоотношений между учителем и учеником, между учителем и родителями, между родителями и учениками; помощь воспитанникам в установлении отношений с социумом; коррекция поведения учащихся; установление и поддержание положительного психологического климата в коллективе.
Передовой педагогический опыт - это «золотой фонд» педагогической практики, который питает саму практику и считается «питательной средой» педагогической науки. Не будь педагогического опыта, изученного, обобщенного, популярного и внедренного, все понадобилось бы начинать заново.
Педагогическая практика - та база, на которую дальнейшие поколения воспитателей накладывают, наслаивают свое, свежее, неординарное, что характеризует состояние педагогической реальности в настоящее время. Таковым образом, педагогический опыт - понятие не застывшее, раз и навсегда, а многократно развивающееся, совершенствуемое, углубляемое. Сущность современного педагогического опыта можно определить как индивидуализированную педагогическую систему, стабильно приводящую к глубоким последствиям в учебно-воспитательном процессе.
Передовой педагогический опыт - это свежие неординарные формы, способы, средства, приемы педагогической работы, обнаруженные и переработанные в ходе креативного поиска путей и средств увеличения качества и производительности процесса изучения, воспитания и становления учащихся.
Передовой опыт - это профессиональное внедрение воспитателем собственных мощных качеств. Совместно с тем передовой опыт - не только педагогические новации. Изучая передовой опыт, невозможно проходить мимо ежедневной, малозаметной работы тех воспитателей, «секрет» успеха которых в систематическом воплощении в жизнь главнейших дидактических и методических основ и инструкций, как новых, так и обычных, обширно употребляемых. Такой опыт сложно увидеть, проследить его эффективность. Но он нередко считается основой больших учебно-воспитательных эффектов. Работа профессионала, учителя, не создавшего ничего нового, но умело использующего достигнутое для успешного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть предметом исследования для тех, кто еще не достиг требуемого уровня в собственной работе. При выборе опыта (новаторского или же просто положительного), намеченного к исследованию и изучению, чрезвычайно важно расценить его особенности, сравнить с собственными возможностями.
Основным при исследовании и анализе современного и положительного опыта считается уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», главный сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование не только организационных форм, способов и методических способов, что обеспечивают успех в работе, но и выявление тех противоречий, на разрешение которых ориентированы поиски и использующиеся педагогические средства.
Учителям, особенно новичком педагогической работы, изучающим передовой педагогический опыт, очень важно пробраться в «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: разобраться в системе подготовки к занятиям, проанализировать его перспективно-тематические проекты, ассортименты учебно-производственных работ, графики движения и загрузки учащихся, инструкционно-технологическую и иную учебную документацию, дидактические материалы, проекты уроков и их оснащение, конспекты, методические разработки и т. п. [22],