Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что и старается из года в год решить правительство страны [3, С. 182].
Рис. 7. Система государственной поддержки экспорта в России [1]
На рис. 7 предоставлена система государственной поддержки экспорта в России, которая имеет за цель увеличения доли российских товаров на международном рынке. Ключевую роль в этой системе играет Минэкономразвития России и Минфин. Кроме того, стоит обратить внимание и на Минпромторг, который субсидирует процентные ставки по экспортным кредитам, а «Внешэкономбанк» страхует их от политических и экономических рисков.
Но, несмотря на это, стимулирование экспорта в России необходимо ориентировать на снижение налогового и долгового бремя. К примеру, для экспортеров, особенно несырьевых секторов бизнеса, необходимо вводить дополнительные налоговые пошлины, которые помогут им увеличить рекапитализацию прибыли и увеличить свои объемы продаж на международном рынке.
Кроме того, при оценке состояния экспорта России стоит оценивать тенденции на международном рынке, которые имеют, больше всего негативное влияние для отечественных производителей и их позиций на международной торговой арене [4]:
1. Основным направлением конкурентной борьбы является не конкуренция национальных экономик, а конкуренция ТНК, которые функционируют на глобальной основе благодаря использованию оптимальных комбинаций факторов производства и размещения элементов технологических цепочек в наиболее подходящих странах.
2. Ключевое значение для успешного участия в международной торговле приобретают не классические разовые торговые сделки, а развитие сотрудничества в рамках устойчивых цепочек создания стоимости, которые основаны на регулярных поставках в сочетании с инвестированием и другими формами сотрудничества.
3. Современная международная торговля перестала быть, прежде всего, каналом реализации «избыточных» и приобретения «дефицитных» ресурсов. Сейчас она является неотъемлемой частью современного бизнеса и служит, прежде всего, расширению рынков сбыта и оптимизации использования ресурсов.
4. Участие в международной торговле и прежде всего в экспорте является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности предприятий – только наиболее эффективные предприятия могут экспортировать.
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ
Можно сделать вывод:
1. На сегодняшний день механизмы финансового стимулирования национального экспорта стали важнейшими составляющими национальной системы стимулирования экспорта. В условиях глобализации крупные компании ведут острую конкурентную борьбу за выход на новые рынки сбыта и удержание позиций на уже завоеванных рынках. Учитывая новые реалии на мировом рынке, государства стремятся оказать надежную поддержку национальным экспортерам.
2. Экспорт капитала характерен для развитых государств, имеющих развитый и достаточно насыщенный внутренний рынок. В последние годы Россия так же стала участвовать в международном движении капитала. Объем российского экспорта капитала в экономику европейских государств достаточно небольшой. Одним из его приоритетных направлений считается инвестирование в страны постсоветского пространства. Таким образом, может быть произведен взаимозачет долговых обязательств стран перед Россией выплатой своим имуществом.
3. Министерство финансов является исполнительным органом государственного управления. То есть, оно отвечает за непосредственную реализацию финансовой политики страны. Частью финансовой системы являются налоговая и таможенная подсистема, руководство в которых осуществляется Федеральной налоговой и Федеральной таможенной службами. На региональном и муниципальном уровне существуют соответствующие организации, осуществляющие распределение финансов и контроль над их расходованием. Они отчитываются перед вышестоящими структурами. Так же в их сферу деятельности входит составление бюджета на будущие периоды, его согласование с центральными органами власти.
4. Изучение финансовых инструментов стимулирования экспорта на российском рынке – достаточно сложная и важная область, которая связана с такими элементами, как:
Выделим предложения по совершенствованию экономического механизма стимулирования экспорта в РФ:
1. Главной целью исследования в дальнейшем станет рассмотрение и анализ финансовых инструментов
, которые непосредственно влияют на экспорт российской продукции и услуг, а так же разработка мер по совершенствованию оптимального инструмента финансирования. Данные факторы являются важным индикатором для внешней и внутренней экономики и финансов, а также для ряда других видов деятельности государства. Поэтому дальнейшее исследование вопроса финансовых инструментов стимулирования экспорта на российском рынке будет построено на анализе деталей и статистики в данной сфере для дальнейшего заключения об эффективности каждого существующего финансового инструмента и определения изъянов для менее эффективных. Также нахождение областей экономической системы, которые имеют низкий уровень экспорта и разработка мероприятий для стимулирования их экспортной деятельности, в случае получения выгоды для предприятия и государства в целом.
2. Российская экономика сталкивается с проблемой, которую необходимо решить путем стимулирования экспорта в секторе малого и среднего бизнеса. Суть в том, что на 5 крупнейших корпораций России приходится более 65% всего экспорта страны. Если взять 30 крупнейших корпораций России – это цифра достигнет свыше 85%, что в сумме говорит о наличие на международном рынке лишь крупнейших компаний страны. Но, если проанализировать динамику объема экспорта по компаниям и секторам в других развитых стран, то мы заметим, что во многих странах Еврозоны свыше 50% от общей доли экспорта приходится на представителей МСП, что говорит о высоком уровне стимулирования экспорта среди мелких предпринимателей. В свою очередь, такая доля МСП в экспорте говорит и о высоком представительстве на международном рынке, что не скажешь про общий российский бизнес. С учетом такой тенденции, существуют различные государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, как программы МСП корпорации и МСП банка, но, в их структуру стоит вписать новые стимулирующие инструменты, которые позволят предоставить дополнительные льготы и субсидии тем начинающим предпринимателям, которые нацелены на производство товаров и услуг внутри страны. Но их реализация и сбыт будет происходить на рынках других стран мира, что позволит улучшить общую динамику платежного баланса России.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА
2.1 Организация финансового стимулирования экспорта за рубежом
Одним из наиболее важных структурных элементов политики поддержки национального товаропроизводителя является государственная политика стимулирования экспорта.
Зарубежный опыт поддержки экспорта (на примере Канады). На основе анализа мирового опыта можно сделать вывод, что большинство стран осуществляют стимулирование и регулирование внешнеэкономической деятельности на макроуровне и на мезоуровне. За рубежом поддержка экспорта представляет из себя целую систему взаимоувязанных и взаимодействующих между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых можно отнести специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, профильные министерства и ведомства и т.д. [3].
Канада является индустриально развитым государством. В связи с этим в Канаде, как и в большинстве государств мира с экспортно-ориентированными экономиками, нет законодательного выделения различных категорий бизнеса в отдельную категорию, нуждающуюся в поддержке экспорта.
Меры поддержки экспорта можно разделить на две основных группы. Первая группа - это меры, оказываемые на федеральном уровне, вторая группа - это меры, оказываемые на региональном уровне.
В системе внешнеэкономической деятельности Канады, главным государственным органом является Министерство иностранных дел и международной торговли (МИДиМТ). Его главная задача - определить торговую политику Канады, которая включает в себя подготовку международных договоров с учетом интересов заинтересованных ведомств и министерств, а также развитие методов регулирования внешнеэкономической деятельности, которые вытекают из международных обязательств и интересов Канады. В Министерстве иностранных дел и международной торговли Канады большое внимание уделяется созданию мер, которые направлены на поддержку инвестиций, туризма, а также на поддержку канадского экспорта товаров и услуг. Данными проблемами занимаются специализированные департаменты по регионам мира.
Основной целью торговой части Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, является активное содействие улучшению внешнеэкономической деятельности страны по направлениям, где имеется неиспользованный потенциал. Также, в рамках Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, существуют две специальные службы, деятельность которых направлена на содействие внешнеторговой деятельности - «Сборная Канады» (Team Canada) и Служба торговых уполномоченных (Trade Commissioners Service).
Премьер-министр является главой Сборной Канады, его сопровождают премьеры провинций, представители правительства и деловых кругов (туда включаются представители 8-10 отраслей, которые заинтересованы в развитии долговременного инвестиционного и торгового сотрудничества с данной страной-партнером). Данная команда может помочь установить деловые отношения с главными лицами в правительстве и деловом сообществе страны, а также дать новый толчок отношениям с партнёрами по бизнесу [1].
Также значительную помощь канадским экспортёрам оказывают торговые миссии во главе с Министром международной торговли. В торговые миссии приглашаются представители коммерческих структур (от 4-8 отраслей, которые заинтересованы в расширении торгово-инвестиционных связей со страной-партнером).
Для предприятий сахарной отрасли Украины стимулирование экспорта включает любые меры, которые направлены на обеспечения стабильного развития и реализации экспортного потенциала отрасли, в частности:
- беспрепятственное возвращение НДС экспортерам;
- обеспечение разработки технических и санитарных норм экологичности производственных процессов и стандартов продукции в соответствии с международными требованиями за счет средств государственного бюджета или международных грантов;
- привлечение инвестиций для модернизации технико-технологической базы отрасли;
- полноценного применения системы квотирования;
- поддержание конкурентоспособного реального курса валюты, который формирует адекватные ценовые стимулы;
- создание механизма финансовой поддержки экспорта, прежде всего, кредитование, гарантирование и страхование экспортных поставок и кредитов улучшения инфраструктурной и социальной базы (квалифицированная рабочая сила), предоставление информативно-консультативных услуг, содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за границей, субсидирование научно-исследовательских работ.
В число новых индустриальных стран входит Китайская Народная Республика. Мир вынужден говорить об «китайском экономическом чуде», и, как это делается всегда, искать причину его появления. Содержание «чуда» заключается в том, что КНР, начиная с конца 70-х лет, демонстрирует чрезвычайно высокие темпы развития экономики, которые в 2 раза превышают темпы развития промышленно развитых стран. Причем темпы экономического развития были не только высокими, а и стабильно возрастающими. Например, если 1980-1990 годах среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, то 1990-2000 годах этот показатель возрос еще на три пункта. На протяжении 1980-2000 года ВВП возрос в четыре раза и в 2000 году превысил один триллион долларов США. По оценкам международных экспертов, до 2025 года производство ВВП в Китае будет составлять 6-7 триллионов долларов.
Рис. 7. Система государственной поддержки экспорта в России [1]
На рис. 7 предоставлена система государственной поддержки экспорта в России, которая имеет за цель увеличения доли российских товаров на международном рынке. Ключевую роль в этой системе играет Минэкономразвития России и Минфин. Кроме того, стоит обратить внимание и на Минпромторг, который субсидирует процентные ставки по экспортным кредитам, а «Внешэкономбанк» страхует их от политических и экономических рисков.
Но, несмотря на это, стимулирование экспорта в России необходимо ориентировать на снижение налогового и долгового бремя. К примеру, для экспортеров, особенно несырьевых секторов бизнеса, необходимо вводить дополнительные налоговые пошлины, которые помогут им увеличить рекапитализацию прибыли и увеличить свои объемы продаж на международном рынке.
Кроме того, при оценке состояния экспорта России стоит оценивать тенденции на международном рынке, которые имеют, больше всего негативное влияние для отечественных производителей и их позиций на международной торговой арене [4]:
1. Основным направлением конкурентной борьбы является не конкуренция национальных экономик, а конкуренция ТНК, которые функционируют на глобальной основе благодаря использованию оптимальных комбинаций факторов производства и размещения элементов технологических цепочек в наиболее подходящих странах.
2. Ключевое значение для успешного участия в международной торговле приобретают не классические разовые торговые сделки, а развитие сотрудничества в рамках устойчивых цепочек создания стоимости, которые основаны на регулярных поставках в сочетании с инвестированием и другими формами сотрудничества.
3. Современная международная торговля перестала быть, прежде всего, каналом реализации «избыточных» и приобретения «дефицитных» ресурсов. Сейчас она является неотъемлемой частью современного бизнеса и служит, прежде всего, расширению рынков сбыта и оптимизации использования ресурсов.
4. Участие в международной торговле и прежде всего в экспорте является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности предприятий – только наиболее эффективные предприятия могут экспортировать.
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ
Можно сделать вывод:
1. На сегодняшний день механизмы финансового стимулирования национального экспорта стали важнейшими составляющими национальной системы стимулирования экспорта. В условиях глобализации крупные компании ведут острую конкурентную борьбу за выход на новые рынки сбыта и удержание позиций на уже завоеванных рынках. Учитывая новые реалии на мировом рынке, государства стремятся оказать надежную поддержку национальным экспортерам.
2. Экспорт капитала характерен для развитых государств, имеющих развитый и достаточно насыщенный внутренний рынок. В последние годы Россия так же стала участвовать в международном движении капитала. Объем российского экспорта капитала в экономику европейских государств достаточно небольшой. Одним из его приоритетных направлений считается инвестирование в страны постсоветского пространства. Таким образом, может быть произведен взаимозачет долговых обязательств стран перед Россией выплатой своим имуществом.
3. Министерство финансов является исполнительным органом государственного управления. То есть, оно отвечает за непосредственную реализацию финансовой политики страны. Частью финансовой системы являются налоговая и таможенная подсистема, руководство в которых осуществляется Федеральной налоговой и Федеральной таможенной службами. На региональном и муниципальном уровне существуют соответствующие организации, осуществляющие распределение финансов и контроль над их расходованием. Они отчитываются перед вышестоящими структурами. Так же в их сферу деятельности входит составление бюджета на будущие периоды, его согласование с центральными органами власти.
4. Изучение финансовых инструментов стимулирования экспорта на российском рынке – достаточно сложная и важная область, которая связана с такими элементами, как:
-
экономика страны; -
финансовое состояние государства; -
внешняя и внутренняя политика для развития экспортной деятельности страны; -
финансовая поддержка национального экспорта на сегодняшний день и в размере определенного промежутка времени для определения тенденций и особенностей экспортной деятельности на территории Российской Федерации.
Выделим предложения по совершенствованию экономического механизма стимулирования экспорта в РФ:
1. Главной целью исследования в дальнейшем станет рассмотрение и анализ финансовых инструментов
, которые непосредственно влияют на экспорт российской продукции и услуг, а так же разработка мер по совершенствованию оптимального инструмента финансирования. Данные факторы являются важным индикатором для внешней и внутренней экономики и финансов, а также для ряда других видов деятельности государства. Поэтому дальнейшее исследование вопроса финансовых инструментов стимулирования экспорта на российском рынке будет построено на анализе деталей и статистики в данной сфере для дальнейшего заключения об эффективности каждого существующего финансового инструмента и определения изъянов для менее эффективных. Также нахождение областей экономической системы, которые имеют низкий уровень экспорта и разработка мероприятий для стимулирования их экспортной деятельности, в случае получения выгоды для предприятия и государства в целом.
2. Российская экономика сталкивается с проблемой, которую необходимо решить путем стимулирования экспорта в секторе малого и среднего бизнеса. Суть в том, что на 5 крупнейших корпораций России приходится более 65% всего экспорта страны. Если взять 30 крупнейших корпораций России – это цифра достигнет свыше 85%, что в сумме говорит о наличие на международном рынке лишь крупнейших компаний страны. Но, если проанализировать динамику объема экспорта по компаниям и секторам в других развитых стран, то мы заметим, что во многих странах Еврозоны свыше 50% от общей доли экспорта приходится на представителей МСП, что говорит о высоком уровне стимулирования экспорта среди мелких предпринимателей. В свою очередь, такая доля МСП в экспорте говорит и о высоком представительстве на международном рынке, что не скажешь про общий российский бизнес. С учетом такой тенденции, существуют различные государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, как программы МСП корпорации и МСП банка, но, в их структуру стоит вписать новые стимулирующие инструменты, которые позволят предоставить дополнительные льготы и субсидии тем начинающим предпринимателям, которые нацелены на производство товаров и услуг внутри страны. Но их реализация и сбыт будет происходить на рынках других стран мира, что позволит улучшить общую динамику платежного баланса России.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА
2.1 Организация финансового стимулирования экспорта за рубежом
Одним из наиболее важных структурных элементов политики поддержки национального товаропроизводителя является государственная политика стимулирования экспорта.
Зарубежный опыт поддержки экспорта (на примере Канады). На основе анализа мирового опыта можно сделать вывод, что большинство стран осуществляют стимулирование и регулирование внешнеэкономической деятельности на макроуровне и на мезоуровне. За рубежом поддержка экспорта представляет из себя целую систему взаимоувязанных и взаимодействующих между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых можно отнести специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, профильные министерства и ведомства и т.д. [3].
Канада является индустриально развитым государством. В связи с этим в Канаде, как и в большинстве государств мира с экспортно-ориентированными экономиками, нет законодательного выделения различных категорий бизнеса в отдельную категорию, нуждающуюся в поддержке экспорта.
Меры поддержки экспорта можно разделить на две основных группы. Первая группа - это меры, оказываемые на федеральном уровне, вторая группа - это меры, оказываемые на региональном уровне.
В системе внешнеэкономической деятельности Канады, главным государственным органом является Министерство иностранных дел и международной торговли (МИДиМТ). Его главная задача - определить торговую политику Канады, которая включает в себя подготовку международных договоров с учетом интересов заинтересованных ведомств и министерств, а также развитие методов регулирования внешнеэкономической деятельности, которые вытекают из международных обязательств и интересов Канады. В Министерстве иностранных дел и международной торговли Канады большое внимание уделяется созданию мер, которые направлены на поддержку инвестиций, туризма, а также на поддержку канадского экспорта товаров и услуг. Данными проблемами занимаются специализированные департаменты по регионам мира.
Основной целью торговой части Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, является активное содействие улучшению внешнеэкономической деятельности страны по направлениям, где имеется неиспользованный потенциал. Также, в рамках Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, существуют две специальные службы, деятельность которых направлена на содействие внешнеторговой деятельности - «Сборная Канады» (Team Canada) и Служба торговых уполномоченных (Trade Commissioners Service).
Премьер-министр является главой Сборной Канады, его сопровождают премьеры провинций, представители правительства и деловых кругов (туда включаются представители 8-10 отраслей, которые заинтересованы в развитии долговременного инвестиционного и торгового сотрудничества с данной страной-партнером). Данная команда может помочь установить деловые отношения с главными лицами в правительстве и деловом сообществе страны, а также дать новый толчок отношениям с партнёрами по бизнесу [1].
Также значительную помощь канадским экспортёрам оказывают торговые миссии во главе с Министром международной торговли. В торговые миссии приглашаются представители коммерческих структур (от 4-8 отраслей, которые заинтересованы в расширении торгово-инвестиционных связей со страной-партнером).
Для предприятий сахарной отрасли Украины стимулирование экспорта включает любые меры, которые направлены на обеспечения стабильного развития и реализации экспортного потенциала отрасли, в частности:
- беспрепятственное возвращение НДС экспортерам;
- обеспечение разработки технических и санитарных норм экологичности производственных процессов и стандартов продукции в соответствии с международными требованиями за счет средств государственного бюджета или международных грантов;
- привлечение инвестиций для модернизации технико-технологической базы отрасли;
- полноценного применения системы квотирования;
- поддержание конкурентоспособного реального курса валюты, который формирует адекватные ценовые стимулы;
- создание механизма финансовой поддержки экспорта, прежде всего, кредитование, гарантирование и страхование экспортных поставок и кредитов улучшения инфраструктурной и социальной базы (квалифицированная рабочая сила), предоставление информативно-консультативных услуг, содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за границей, субсидирование научно-исследовательских работ.
В число новых индустриальных стран входит Китайская Народная Республика. Мир вынужден говорить об «китайском экономическом чуде», и, как это делается всегда, искать причину его появления. Содержание «чуда» заключается в том, что КНР, начиная с конца 70-х лет, демонстрирует чрезвычайно высокие темпы развития экономики, которые в 2 раза превышают темпы развития промышленно развитых стран. Причем темпы экономического развития были не только высокими, а и стабильно возрастающими. Например, если 1980-1990 годах среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, то 1990-2000 годах этот показатель возрос еще на три пункта. На протяжении 1980-2000 года ВВП возрос в четыре раза и в 2000 году превысил один триллион долларов США. По оценкам международных экспертов, до 2025 года производство ВВП в Китае будет составлять 6-7 триллионов долларов.