ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
65
Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.
Рубинштейна. В работах С.Л. Рубинштейна обращает на себя внимание, прежде всего, нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция – позиция философа (он вышел из немецкой философской школы), рассматривающего с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос.
Этим он и отличался от большинства современных ему психологов, в первую очередь, обращенных к проблемам экспериментального исследования психики.
Поэтому в центре его концепции, как правило, оказываются, прежде всего, проблемы теологии, познания мира.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип
единства сознания и деятельности
Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
Особое внимание С.Л. Рубинштейн уделял анализу
теории детерминации
психических явлений.
Возражая против механистических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Путь к исследованию целостной личности С.Л.
Рубинштейн нашел в изучении деятельности личности. Важна идея С.Л.
Рубинштейна о том, что
формирование личности и развитие самосознания
человека – это процесс онтологический, а не одномоментальный, т.к. человек рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая различные свои качества, мотивы и стремления.
Совершенно с других позиций предложил оригинальную
концепцию
деятельности
А.Н. Леонтьев. Для Леонтьева центральным понятием стало понятие деятельности. Уже в этой работе А.Н. Леонтьев, рассматривая деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения.
Таким образом, во главу своей методологии А.Н. Леонтьев, как и С.Л.
Рубинштейн, поставил проблему исследования деятельности личности. Особое место учёные уделяли связи между строением деятельности и строением сознания.
Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леонтьев выявил различия между объективным опытом, накопленным в процессе общественного развития и запечатленным в слове, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом. В своей обобщающей работе «Деятельность. Сознание.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
66
Личность» (1975) особое внимание автор уделил системному характеру деятельности, ее внутренним переходам и превращениям. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей.
В работе «Проблемы индивидуальных различий» Б.М. Теплов четко разграничил
задатки
как
природные
предпосылки
становления
способностей и сами способности как психические качества
, необходимые для успешного исполнения деятельности. Исходя из этого, он доказывал, что любую деятельность следует анализировать с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. В своих исследованиях Б.М. Теплов наряду со способностями выделил
одаренность
, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности. В последний период жизни Теплов открыл новую главу в исследовании психофизических основ индивидуальных различий. Отправным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной системы. Б.М. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа
дифференциальной
психофизиологии
, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку. Особенно значимая роль в развитии исследований, проводимых этой школой, принадлежит В.Д. Небылицыну (1930-
1972), который, к сожалению, не смог довести до конца начатые работы.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
67
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24

Тема 3 «Психология деятельности и познавательных
процессов»
Тема 3.1. Психологическая характеристика деятельности
Тема 3.2. Познавательные психические процессы. Ощущение
Тема 3.3. Познавательные психические процессы. Восприятие
Тема 3.4. Познавательные психические процессы. Внимание
Тема 3.5. Познавательные психические процессы. Память
Тема 3.6. Познавательные психические процессы. Мышление
Тема 3.7. Познавательные психические процессы. Воображение
Тема 3.8. Понятие о речи и языке

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
68
3.1. Психологическая характеристика деятельности
В обыденном понимании под деятельностью понимают различного рода активность человека. В психологии под деятельностью понимается внутренняя психическая и внешняя практическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью и направленная на преобразование окружающей действительности. Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность — категория социальная, она носит общественный характер.
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели,
осознает мотивы, побуждающие его к активности.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития лич- ности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в дея- тельности. Здесь же происходит и формирование сознания.
Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регу- лируемый. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, на- правленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение
(педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.
Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.
Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может пресле- довать в ней общественно значимые цели, а может и достигать результатов, не одобряемых людьми.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее об-
щественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.
Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
69
Учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Строение деятельности человека
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравнозначных уровней. Верхний уровень – это уровень особых
видов деятельности. Затем следует уровень действий. Далее уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.
Центральное место в строении деятельности занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, в которой отражён образ желаемого результата. Действия могут быть внешние (предметные) и внутренние (умственные).
Предметные действия – это действия направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определённых движений и, как правило, из трёх относительно простых движений: взять, переместить, опустить. Кроме того, в психологии принять выделять ещё и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т.д. Во всех случаях для успешности выполнения предметного действия необходима координация движений и согласованность их друг с другом.
Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность человека часто делится на перцептивную, мнемическую, мыслительную.
Следующий уровень структуры деятельности – операции. Каждое действие состоит из системы операций, подчинённых определённой цели. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Операции возникают в результате подражания или путём автоматизации действий. В процессе развития деятельности действия постепенно преобразуются в автоматизированные операции – навыки. Навыки – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.
Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействие навыков или переносом навыков.
Возможны два крайних случая при переносе навыков:
1. Задачи разные, но ошибочно рассматриваются человеком как одинаковые. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
70 2. Задачи правильно оцениваются как сходные, наблюдается положительный перенос или индукция навыков.
Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности, называются умениями. Умения всегда опираются на знания и информацию, полученную от предмета. Навыки и умения как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.
Навыки и умения могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Особенности деятельности человека
Деятельность имеет свои особенности.
Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.
Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.
Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных един- ством цели, к которой стремится человек в данном виде деятельности, и на- правленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.
Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма отдель- ных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, рас- полагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют дея- тельности.
Структура деятельности
Деятельность имеет свою
структуру:
мотивы, способы и приемы дея- тельности, цель и результат.