ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
57
5. Потребность в развитии личности, в осуществлении в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Рис. 6. Иерархическая пирамида потребностей личности (по А. Маслоу)
Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие
(гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего, усиливает ощущение полноты жизни.
Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции «полностью функционирующей личности», предложенной К. Роджерсом, и понятию
«реализации смысла жизни» В. Франкла.
В течение жизни на основе разнообразного опыта общения с другими людьми у человека формируется представление о самом себе. Карл Рэнсом Роджерс
(Carl Ransom Rogers) (1902–1987) называет эту систему представлений «реальное - я». Также человек склонен представлять себя в идеальном образе. К этому
«идеальному – я» человек стремится приблизить «реальное – я». Еще, по-мнению
Роджерса, человеку необходимо испытывать самоуважение, которое невозможно
5.
См.
ниже
4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства.
3. Социальные потребности.
Потребность в контактах с др.
людьми, в другом человеке это
потребность в общении
выражается очень сильно.
2. Потребности в надежности.
Стремление к материальной надежности, здоровью, обеспеченности в старости.
1.Физиологические потребности.
Низшие управляемые органами человека потребности, как дыхания, пищеварения, потребности в самозащите.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
58 без уважения окружающих людей. Чтобы окружающие люди одобряли и уважали нас, мы стремимся демонстрировать социально одобряемое поведение, порой скрывая свои истинные чувства, мысли, потребности. В результате начинается разлад внутри «реального – я», формируемого внешней средой.
Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше равновесия, согласия, конгруэнтности между «реальным – я» человека и его мыслями чувствами и поведением.
Конгруэнтность
– это соответствие переживания, сознания и его настоящего содержания. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей. Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, т.е. вершины
«самоактулизации».
«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:
1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней.
2. Принятие других и себя.
3. Профессиональная увлеченность любимым делом.
4. Автономность, независимость от социальной среды
5. Способность к пониманию других людей: внимание, доброжелательность к людям.
6. Постоянная новизна, открытость новому, свежесть оценок.
7. Различие цели и средств, зла и добра.
8. Спонтанность, естественность поведения.
9. Чувство юмора.
10. Саморазвитие, проявление своих способностей.
11. Готовность к решению новых проблем, к осознанию трудностей.
Теории развития интеллекта
Когнитивная психология
Представители когнитивистикой ориентации отдают предпочтение
развитию интеллектуально-познавательной сферы психики. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола – знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, приводить сравнения, принимать решения, встающие перед ним каждую минуту.
Основные исследования в данном направлении посвящены целостному характеру интеллекта личности. Познавательная система человека рассматривается


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
59 аналогично компьютеру, т.е. психика – это система для переработки информации.
Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, утверждают представители когнитивного направления. Этот подход к изучению личности состоит в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем её, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения.
Дж. Келли (1955) рассматривает личность как исследователя, стремящегося и контролировать себя и окружающий мир. На основе этого личность способна
предвидеть будущие события. По используемым человеком иррациональным
идеям или конструктам можно определить потребности и ценности человека.
Альберт Эллис (1913-2007)выделил ряд иррациональных представлений, которые являются причиной неадекватных поступков человека. Вот некоторые из них:

«Главное, заставить всех, с кем приходится сталкиваться, полюбить себя».

«Важно всегда проявлять компетентность, вести себя в соответствии обстоятельствам».

«Важно доводить до успешного конца любое начинание».

«Жизнь – это катастрофа, если события разворачиваются не так, как предполагалось».

«Людей, желающих нам зла, надо всегда порицать и наказывать».

«Против суровой жизненной реальности всегда можно найти эффективное средство».
Подобные представления покоятся на заложенных в каждом из нас глубинных потребностях (потребность рассчитывать на поддержку, потребность быть любимым, проявлять свою компетентность), их удовлетворение необходимо для душевного равновесия. Но, порой, мы приписываем этим потребностям чрезмерное значение, что приводит к эмоциональным расстройствам и тревоге.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (Piaget) (9.08.1896 – 16.09.1980) изучал закономерности развития мышления ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремиться понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта общения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.
Когнитивные теории личности исходят из понимания человека, как понимающего, анализирующего, поскольку человек находиться в мире


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
60 информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:
1. Самонаблюдение.
2. Мысли.
3. Чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.
Внешне похожие поступки могут быть разными, так как мысли и чувства их мотивирующие были иными.
Зарубежные теории личности представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Зарубежные теории личности
Теория
Представители
Предмет
изучения
Бихевиоризм
20гг ХХ в. США
Дж. Уотсон,
Э.Торндайн,
Б.Скиннер,
А.Бандура
Поведение, система реакций личности в ответ на стимулы внешней среды
Психоанализ
Сер. ХХ в, Австрия,
США
1. Фрейдизм
2. Индивидуальная
психология
3. Аналитическая
психология
1. З. Фрейд
(1856 – 1939)
2. А. Адлер
(1870 – 1937)
3. К. Юнг
(1875 – 1961)
1.Бессознательное. Мысли и поведение человека по большей части имеют бессознательную природу.
2. Социальный интерес личности и способность к сотрудничеству
3. Коллективное бессознательное, архетипы
Гештальтпсихология
Нач. ХХ в. Германия
М. Вертгеймер,
К.Левин, В.Кёллер.
Целостные структуры психики
Когнитивная
психология
70-е гг. ХХ в.
А. Эллис, Дж.Келли,
Ж.Пиаже,
Познавательные психические процессы
Гуманистическая
психология
50-е гг. XX в, США
К. Роджерс, А.Маслоу,
В.Франкл
Личность и индивидуальность

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
61
2.3. Представления о личности в отечественной
психологии
Понятие «личность»
Личность – одна из самых сложных категорий в психологии. Введение в психологию понятия «личность» - означает, что психические явления исходят из реальной жизни человека, его взаимоотношений с материальным миром.
Личность – это конкретный человек взятый в системе его устойчивых, социально- обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. По определению
С.Л. Рубинштейна, личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. А.Н. Леонтьев, личность представляет собой целостное образование особого рода, личность не обусловлена генотипически, личностью не родятся, личностью становятся, личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития.
В понятие
«личность»
в отечественной психологии вкладываются следующие взгляды:
1. Личность – является субъектом социальным отношений: она определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Личность – это «единица» в системе общественных отношений (В.Н. Мясищев).
2. Личность – неотделима от деятельности. В ходе развития личности отдельные ее деятельности вступают между собой в
иерархические
отношения
(А.Н. Леонтьев), например, студент – общение, учеба, спорт, самообслуживание, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, игровая деятельность и т.д. Эти деятельности распределены по степени важности, у каждой личности индивидуальная иерархическая структура деятельностей. Эта иерархия деятельностей образует мотивы человека.
Мотив
– это побуждение к деятельности, то ради чего я действую. Совокупность устойчивых мотивов определяет ценности личности, ее убеждения, направляет активность человека и называется
направленностью личности.
Итак, отечественная наука представляет собой деятельностный подход к
личности, ведущие отечественный психологи утверждают, что путь к научному пониманию личности лежит в изучении ее деятельностей, а именно основных мотивов и направленности личности.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
62
Структура личности
Личность неповторима в своей индивидуальности, нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Вопросы структуры личности исследуются постоянно, каждая личность обладает: чертами характера, темперамента, интересами, привычками, особенностями познавательных процессов. Исследованиями структуры личности занимались: С.Л. Рубинштейн,
В.Н. Мясищев, А.В. Леонтьев, А.Г. Ковалев и др.
А.Г. Ковалев выделил следующие структурные компоненты личности:
1. Направленность – то, что человек хочет его потребности и интересы, направленность задает основные тенденции поведению человека.
2. Способности.
3. Характер – как синтез отношений и способов поведения.
4. Самоконтроль – свойства саморегуляции, связанные с осознанием личностью себя.
С.Л. Рубинштейн в психологической структуре личности различал:
1. Направленность.
2. Способности.
3. Темперамент – как генотипическое свойство нервной системы.
4. Характер – как социально-обусловленная совокупность черт.
5. Самосознание.
А.Н. Леонтьев, считал, что личность – это социальная сущность человека, поэтому темперамент, характер, способности, знания не входят в состав личности – они являются лишь условиями формирования личности.
Структура личности по К.К. Платонову представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Иерархическая структура личности по К.К. Платонову
Название
подструктуры
К данной
подструктуре
относятся
Соотношение
биологического
и социального
Направленность
Убеждения
Мировоззрения
Личностные смыслы
Интересы
Социальный уровень
Биологического почти нет
Опыт
Умения
Знания
Навыки
Социально- биологический уровень

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
63
Привычки
Социального больше
Структура форм отражения
Особенности познавательных процессов:
Речь
Воображение
Мышление
Восприятие
Биосоциальный уровень
Биологического больше
Подструктура биологически конституциональных свойств
Баланс процессов возбуждения и торможения
Половые, возрастные свойства
Биологический уровень
Социальное почти отсутствует
Таким образом, по мнению отечественных психологов, ядром, стержнем внутреннего мира личности является
направленность.
Соотношение понятий индивид, личность, субъект, индивидуальность
в отечественной психологии
Индивид
– понятие введено в психологию, для человека обозначения вида homosaprehs. Индивид включает в себя генотип, особенности темперамента, биологическую силу потребностей, особенности конституций тела. Термин применяется, для характеристики биологической сущности человека.
Субъект
– это человек, как носитель своей активности, человек – источник преобразования внешнего мира. Субъект проявляется в намерениях, потребностях
(ощущение нужды в чем-либо), мотивах, установках (готовность действовать, в соответствии с закрепившимися представлениями), целях, ценностях, т.е. в значении деятельности для самого человека.
Личность
- это человек, как носитель сознания (К.К. Платонов), это психологическое новообразование, формирующееся, в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельностей. (А.Н. Леонтьев).
Личность
– это человек с достаточно высоким уровнем сознания и самосознания, способный к регуляции своего поведения и деятельности: взятие ответственности и планированию.
Индивидуальность
– это неповторимость, своеобразие каждого человека.
Индивидуальность одной личности может проявляться ярко, другой – незаметно.
Индивидуальность психологическая выражается в особенностях темперамента, чертах характера, в особенностях отношения человека к себе, другим людям, труду, миру, вещам, в типичном поведении человека, его мотивах, потребностях, интересах, целях, ценностях и т.д.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
64
Российская психология во второй половине ХХ века
А.Ф. Лазурский (1874 - 1917), Б.М. Бехтерев (1857-1927), М.Я Басов (1892-
1931), Л.С. Выготский (1896-1934), С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Б.Г. Ананьев
(1907-1972), В.Н. Мясищев (1893-1973), А.Н Леонтьев (1903-1979) и др. закладывали основы комплексного исследования человека, его псифизической природы, его отношений с миром. Одной из крупных теорий отечественной психологии является теория отношений. В исследовании психологии личности
В.Н. Мясищевым был предложен новый подход, названный им
психологией
отношений.
При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.
Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, В.Н.
Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.
Б.Г. Ананьев также выступал за
целостный подход к исследованию
психики
, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека.
Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс. В качестве базового уровня человеческой организации учёный выделял уровень индивида.
Высшая интеграция индивидных свойств, по мнению Б.Г. Ананьева, представлена в темпераменте и задатках. Другой уровень человеческой организации учёный связывает с понятием «субъект». Он включает в себя такие проявления как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, выступая в них в качестве субъекта. Результатом такого вхождения человека в социальный мир становится приобретение им особого социального качества – человек становится личностью.
Б.Г. Ананьев одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Б.Г. Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.