ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
71
Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, застав- ляющие его заниматься той или другой деятельностью.
Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких
операций.
Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его дея- тельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть
близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость придает им человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.
Управление действием и его контроль происходит путём сопоставления получаемых результатов с целью (образом цели). В психологической теории деятельности рассматривают два вида деятельности –
внешняя
деятельность
(предметная) и
внутренняя
(умственная, психическая). Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
72
3.2. Познавательные психические процессы. Ощущение
Ощущение, восприятие и мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя любой предмет, любое явление, человек должен анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.
Структура приёма информации включает следующие этапы:
Р - ОЧ - НИ - ГМ - ОЩ - ЦОВ - ЭП - ОП - М - ОС - ВН
Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (В) должно быть направлено на прием и понимание информации.
Анатомо-физиологические основы ощущений
Рецепторы и анализаторы
Ощущение
– это познавательный психический процесс, это отражение в сознании
отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на
органы чувств. С помощью ощущений отражаются основные внешние
признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов
(мышечные ощущения, боль и др.).
Органы чувств
- это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий
определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения,
И. П. Павловназвал
анализатором.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
I — периферический отдел, или рецептор, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс, их называют
органами чувств. Органы чувств отличаются повышенной чувствительностью и приспосабливаются для восприятия определенных раздражителей.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
73
II — чувствительные нервы (афферентные, или центростремительные проводящие
пути), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора.
III — центр анализатора — специализированный участок коры мозга.
Ответная реакция передается по эфферентному нерву.
В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат
физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Предметы, воздействуя своими физическими свойствами на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа - рецептора - нервный процесс возбуждения.
Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора,
физиологический процесс
превращается в
психический процесс -
ощущение
Человек осознает то, что на него воздействует, отражает качества предметов и явлений -
ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи
. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т. д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.
Чувствительность и ее измерение
Чувствительность
- способность реагировать на сравнительно слабые или
незначительно отличающиеся друг от друга воздействия. Чувствительность зависит и от типа нервной системы. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обнаруживают большую чувствительность (В. М. Теплов).
Представительство различных видов ощущений в коре головного мозга зависит от их значимости. Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Существует два основных метода измерения ощущений: прямой и косвенный.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 24
Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель
(кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущений прикосновения можно использовать эстезиометр. При косвенном
методеиспользуются иные, не словесные способы объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущений.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
74
Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являютсяосновными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.
Понятие о порогах ощущений
Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.
Верхний (абсолютный) порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться (человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 с). Абсолютныйпорог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом (так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 с). На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.
Разностный порог ощущения (порог различения) - та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 с воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.
Виды ощущений
1.
Экстерорецептивные ощущения
отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.
С помощью слуховых
ощущений он воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д.
Обонятельные ощущения помогают различать распространённые в воз- духе летучие вещества и запахи.
Вкусовые - определяют качественные особенности принимаемой пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
75
Тактильные
ощущения совместно с мышечно-двигательными ощущениями. Они составляют осязание, с помощью которого человек воспринимает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
2
. Интерорецептивные ощущения
отражают состояние внутренних органов.
Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение челове- ческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вес- тибулярного анализатора.
Ощущения ускорения отражают развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3.
Проприоцептивные ощущения
- это ощущения, отражающие движе- ние нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.
Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.
Свойства ощущений
Адаптация
- повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Адаптация, по своему воздействию на чувствительность, бывает:
Адаптация с частичным снижением чувствительности к сильному
раздражителю (например, снижение слуха при длительном прибывании в шумном помещении);
Адаптация с полной потерей чувствительности к постоянно действующему
раздражителю (например, полная потеря чувствительности к часам на руке, очкам, серьгам и т.п.);