ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 441
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
52 ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления.
Таким образом, по мнению теоретиков социального научения, социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации у окружению, складываются в результате наблюдений за моделями поведения родителей, учителя, товарищей по играм, героев романов и телевизионных фильмов. Так, по мнению Бандуры (1965 г), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учётом того, насколько благоприятны могут быть для человека результаты такого подражания.
Итак, личность – это результат взаимодействия между индивидуумом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и с окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях и какое его
поведение окажется наиболее оптимальным, адекватным.С позиции бихевиоризма
личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу устойчивого поведения.
Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее, обучающее существо, запрограммированное на те или иные реакция, действия, поведение.
Позднее один из последователей Дж. Уотсона Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение человека определяется своими последствиями. Скиннер сформулировал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
принцип оператного обуславливания
– поведение живых организмов определяется последствиями, к которому оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявляет тенденцию повторять данный поведенческий акт, не предавать ему значение или же избегать его повторения в дальнейшем.
Психосоциальная концепция развития личности
Теория разработана известным психологом Эриком Эриксоном (р. 1902), американский психолог, немецкого происхождения, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие
"групповая идентичность"
, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
эгоидентичность
, чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
53 характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет (таблица 4).
На 1-ой стадии младенчества
главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется
базовое доверие к миру.
Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства
связана с формированием
автономии и
независимости
, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие "автономии" и "стыда". Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.
На 3-ей стадии
,
в возрасте 3-5 лет, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется
чувство предприимчивости, инициативы
, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, "ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4 стадия)
ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает опыт человеческой культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он
верит в свои силы,
уверен, спокоен
, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
54 стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.
В подростковом возрасте (5 стадия)
формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности,
находит свое
"Я", признание себя со стороны окружающих.
В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое "Я", не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство "не признания себя" со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-ой стадии (молодость)
для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется
чувство близости, единства,
сотрудничества, интимности с определенными людьми
. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии:
личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о
детях, удовлетворена собой и жизнью
. Если не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет (8-я стадия)
происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
55
переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое "Я" в духовных
раздумьях о прожитых годах
. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек
"принимает" себя
и свою жизнь
, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если "принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.
Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает:
"Чтобы показать, что то, как решено на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней". Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала".
Переход от одного периода к другому - это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это
критические,
переходные
возрасты,
когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.
Негативизм - это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т. е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования взрослого, а отношением ребенка к взрослым.
Упрямство - реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал.
Строптивость - бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненность и резкость критических возрастов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи с изменением его личности и повышением его самостоятельности.
Таблица 4 - Восемь психосоциальных кризисов,
которые должен преодолеть человек, в течение жизни (по Э. Эриксону)
СТАДИЯ
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
ЖЕЛАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ
1. Орально-сенсорная
Доверие — недоверие
Надежда
2. Мышечно-анальная
Автономия — стыд/сомнение
Сила воли
3. Двигательно- генитальная
Инициативность — чувство вины
Целеустремленность
4. Скрытой сексуальности
Трудолюбие — чувство неполноценности
Компетентность
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
56 5. Подростковая
Идентификация — спутанность ролей
Верность
6. Юношеская
Близкие отношения - изоляция
Любовь
7. Зрелость
Генеративность — застой
Забота о молодом поколении
8. Старение/Старость
Целостность «Я» — отчаяние
Мудрость
Психогенетические теории личности
Гуманистическая психология
В начале 60-х годов ХХ века в США возникла гуманистическая психология.
Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и Г. Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя «целостно- динамический подход», Абрахам Маслоу (1908 – 1970) предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста.
А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:
1. Мотивы имеют иерархическую структуру
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимым является соответствующие потребности: тем дальше можно задерживать их реализацию.
3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными
4. С повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
А.Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей:
низших
(дефицитарных) и
высших
(связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания - еда, секс, сон и т.д., 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности - потребность в друзьях и знакомых, 4) потребность в признании
- самоуважении. Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены:
1) желание знать и понимать - когнитивный импульс, 2) эстетическая потребность
- стремление к красоте и гармонии, 3) потребность в самоактуализации - раскрытии личностного потенциала (рис.6).