ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Восприятие длительности явлений
. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга
отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стимулов, их
размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши
органы чувств.
Восприятие движения
- это отражение во времени изменений положения объектов
или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его:
характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);
форму (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);
амплитуду (размах) — маленькая, большая;
направление (направо, налево, вверх, вниз);
скорость (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);
продолжительность (краткое, длительное);
ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, пре- рывистое).
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана- лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.
Непреднамеренные - восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) - организованное, целенап- равленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.
Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное вос- приятие окружающей действительности.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
81
Свойства восприятия
Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым ха- рактером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их
свойства
(Табл. 7)
.
Таблица 7 - Свойства восприятия
Предметность
Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Это способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных предметов, относящихся к определённому классу явлений, при этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
Целостность
Восприятие есть всегда целостный образ предмета.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Не данный человеку для восприятия предмет в готовом виде человек может мысленно достроить до целостного образа. Так, если в дверь заглядывает знакомый нам человек, мы легко узнаём его, даже если, в данный момент из-за двери воспринимается только фрагмент его лица.
Структурность
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощу- щений обобщенную структуру.
Константность Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. Это постоянство восприятия, обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что данный предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с «новыми» пред- метами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
82
Осмысленность Восприятие показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Например, строительный кирпич и взрывчатка могут быть с виду совершенно одинаковыми. Но, зная свойства взрывчатки, человек не будет строить из неё дом.
Избирательность Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Апперцепция
Зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них.
Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
Иллюзии восприятия
Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине
пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линейная
и
воздушная перспектива
должны правильно отражаться органами чувств.
Неправильные или искажённые восприятия называются иллюзиями.
Зрительные иллюзии
- это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.
Виды зрительных иллюзий
1)
Иллюзии линейной или воздушной перспективы. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том,
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
83 что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
2)
Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.
3)
Неправильное восприятие величины предмета (объекта).
Например, высокий человек рядом с низким кажется выше, чем он есть на самом деле. Кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают их большие или меньшие по отношению к ним предметы. Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньшим, а далекий - большим своей действительной величины.
Эти иллюзии объясняются законом восприятия, согласно которому ве- личина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
3.4. Познавательные психические процессы. Внимание
Внимание – феномен, которые многие исследователи рассматривают особым образом, отличая его от других психических процессов. Такая позиция может быть объяснена двумя причинами: во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, а открывается как «направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности», т.е. оно рассматривается только как сторона или свойство этой деятельности, а во-вторых, «внимание не имеет своего отдельного продукта. Его результатом является улучшение любой деятельности» (П.Я. Гальперин).
Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных
объектах при одновременном отвлечении от других. Под направленностью понимают прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор её объекта, а также сохранение деятельности на известный промежуток времени. Избирательный характер внимания объясняется тем, что, во-первых, способность мозга к обработке информации ограничена «пропускной способностью канала». Во-вторых, мы можем в какой-то степени управлять объектом внимания. Восприятие событий связано с «уровнем возбуждения», который зависит от интересов личности. В-четвёртых, объект
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
84 внимания есть часть нашего сознания. Во всех случаях внимание переключается на одни стимулы, предпочитая их другим.
Выделим три положения, оказавших существенное влияние на изучение физиологии процесса внимания: 1) положение И.М. Сеченова о том, что внимание человека имеет рефлекторный характер; 2) гипотеза И.П. Павлова, рассматривающая возникновение в мозге очагов оптимального возбуждения в результате ориентировочного рефлекса (рефлекса «что такое?»), которые и вызывают внимание; 3) представление А.А. Ухтомского о неравномерном распределении возбуждения по коре больших полушарий и возможности создания в ней очагов оптимального возбуждения, которые приобретаю
доминирующий характер.
Доминанта
- временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А. Ухтомскому, доминантаявляется физиологической основой внимания.
Индукция
(в нейрофизиологии) - закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная индукция) или в том же участке по прекращении своего действия (последовательная индукция) противоположный нервный процесс или состояние. Говорят о положительной индукции(торможение индуцирует возбуждение) и отрицательной индукции(возбуждение индуцирует торможение).
Качества внимания
Устойчивость- длительность сосредоточения внимания на объекте.
Проявляется в способности человека какое-то время не отвлекаться и не ослаблять внимание. В обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым.
Колебание
внимания– качество внимания обратное по значению устойчивости.
Концентрация (сосредоточенность)- степень сосредоточенности внимания на объекте. Проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах при одновременном отвлечении от других объектов. Человек может сосредоточить своё внимание на чтении интересной книги и не замечать ничего, что происходит вокруг.
Распределение- возможность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
85
Объем- количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Численная характеристика среднего объёма внимания людей 5 – 7 единиц.
Переключение- намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит своё внимание (отвлекается), а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на объекте.
Осознанность отличает переключение от
отвлечения
внимания.
Виды внимания
По уровню осознанности и целенаправленности:
Непроизвольное (непреднамеренное, инстинктивное, основанное на ориентировочном рефлексе);
Произвольное
(преднамеренное, осознанное, волевое и целенаправленное);
Послепроизвольное (всегда возникает только на основе произвольного, когда, вследствие увлечённости деятельностью, волевое усилие необходимое для удержания произвольного внимания исчезает, и внимание поддерживается заинтересованностью при сохранении цели деятельности).
По предмету, материалу деятельности:
Сенсорно-перцептивное (внимание, направленное на восприятие различных раздражителей внешней среды);
Интеллектуальное (внимание, связанное с мыслительной активностью и процессом познания);
Двигательное (кинетическое внимание, связанное с восприятием движения и осуществлением двигательной активности).
По направленности:
Внешне-направленное
(внимание сосредоточено на раздражителях внешней среды);
Внутренне-направленное (внимание человека сосредоточенно на своём психологическом состоянии, переживаниях, мыслях).
По ведущему анализатору:
Зрительное (зрительное внимание необходимо при осуществлении зрительного восприятия);
Слуховое (слуховое внимание необходимо при осуществлении слухового восприятия).
. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга
отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стимулов, их
размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши
органы чувств.
Восприятие движения
- это отражение во времени изменений положения объектов
или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его:
характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);
форму (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);
амплитуду (размах) — маленькая, большая;
направление (направо, налево, вверх, вниз);
скорость (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);
продолжительность (краткое, длительное);
ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, пре- рывистое).
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана- лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.
Непреднамеренные - восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) - организованное, целенап- равленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.
Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное вос- приятие окружающей действительности.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
81
Свойства восприятия
Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым ха- рактером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их
свойства
(Табл. 7)
.
Таблица 7 - Свойства восприятия
Предметность
Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Это способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных предметов, относящихся к определённому классу явлений, при этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
Целостность
Восприятие есть всегда целостный образ предмета.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Не данный человеку для восприятия предмет в готовом виде человек может мысленно достроить до целостного образа. Так, если в дверь заглядывает знакомый нам человек, мы легко узнаём его, даже если, в данный момент из-за двери воспринимается только фрагмент его лица.
Структурность
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощу- щений обобщенную структуру.
Константность Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. Это постоянство восприятия, обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что данный предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с «новыми» пред- метами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
82
Осмысленность Восприятие показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Например, строительный кирпич и взрывчатка могут быть с виду совершенно одинаковыми. Но, зная свойства взрывчатки, человек не будет строить из неё дом.
Избирательность Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Апперцепция
Зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них.
Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
Иллюзии восприятия
Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине
пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линейная
и
воздушная перспектива
должны правильно отражаться органами чувств.
Неправильные или искажённые восприятия называются иллюзиями.
Зрительные иллюзии
- это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.
Виды зрительных иллюзий
1)
Иллюзии линейной или воздушной перспективы. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том,
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
83 что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
2)
Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.
3)
Неправильное восприятие величины предмета (объекта).
Например, высокий человек рядом с низким кажется выше, чем он есть на самом деле. Кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают их большие или меньшие по отношению к ним предметы. Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньшим, а далекий - большим своей действительной величины.
Эти иллюзии объясняются законом восприятия, согласно которому ве- личина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
3.4. Познавательные психические процессы. Внимание
Внимание – феномен, которые многие исследователи рассматривают особым образом, отличая его от других психических процессов. Такая позиция может быть объяснена двумя причинами: во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, а открывается как «направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности», т.е. оно рассматривается только как сторона или свойство этой деятельности, а во-вторых, «внимание не имеет своего отдельного продукта. Его результатом является улучшение любой деятельности» (П.Я. Гальперин).
Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных
объектах при одновременном отвлечении от других. Под направленностью понимают прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор её объекта, а также сохранение деятельности на известный промежуток времени. Избирательный характер внимания объясняется тем, что, во-первых, способность мозга к обработке информации ограничена «пропускной способностью канала». Во-вторых, мы можем в какой-то степени управлять объектом внимания. Восприятие событий связано с «уровнем возбуждения», который зависит от интересов личности. В-четвёртых, объект
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
84 внимания есть часть нашего сознания. Во всех случаях внимание переключается на одни стимулы, предпочитая их другим.
Выделим три положения, оказавших существенное влияние на изучение физиологии процесса внимания: 1) положение И.М. Сеченова о том, что внимание человека имеет рефлекторный характер; 2) гипотеза И.П. Павлова, рассматривающая возникновение в мозге очагов оптимального возбуждения в результате ориентировочного рефлекса (рефлекса «что такое?»), которые и вызывают внимание; 3) представление А.А. Ухтомского о неравномерном распределении возбуждения по коре больших полушарий и возможности создания в ней очагов оптимального возбуждения, которые приобретаю
доминирующий характер.
Доминанта
- временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А. Ухтомскому, доминантаявляется физиологической основой внимания.
Индукция
(в нейрофизиологии) - закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная индукция) или в том же участке по прекращении своего действия (последовательная индукция) противоположный нервный процесс или состояние. Говорят о положительной индукции(торможение индуцирует возбуждение) и отрицательной индукции(возбуждение индуцирует торможение).
Качества внимания
Устойчивость- длительность сосредоточения внимания на объекте.
Проявляется в способности человека какое-то время не отвлекаться и не ослаблять внимание. В обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым.
Колебание
внимания– качество внимания обратное по значению устойчивости.
Концентрация (сосредоточенность)- степень сосредоточенности внимания на объекте. Проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах при одновременном отвлечении от других объектов. Человек может сосредоточить своё внимание на чтении интересной книги и не замечать ничего, что происходит вокруг.
Распределение- возможность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
85
Объем- количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Численная характеристика среднего объёма внимания людей 5 – 7 единиц.
Переключение- намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит своё внимание (отвлекается), а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на объекте.
Осознанность отличает переключение от
отвлечения
внимания.
Виды внимания
По уровню осознанности и целенаправленности:
Непроизвольное (непреднамеренное, инстинктивное, основанное на ориентировочном рефлексе);
Произвольное
(преднамеренное, осознанное, волевое и целенаправленное);
Послепроизвольное (всегда возникает только на основе произвольного, когда, вследствие увлечённости деятельностью, волевое усилие необходимое для удержания произвольного внимания исчезает, и внимание поддерживается заинтересованностью при сохранении цели деятельности).
По предмету, материалу деятельности:
Сенсорно-перцептивное (внимание, направленное на восприятие различных раздражителей внешней среды);
Интеллектуальное (внимание, связанное с мыслительной активностью и процессом познания);
Двигательное (кинетическое внимание, связанное с восприятием движения и осуществлением двигательной активности).
По направленности:
Внешне-направленное
(внимание сосредоточено на раздражителях внешней среды);
Внутренне-направленное (внимание человека сосредоточенно на своём психологическом состоянии, переживаниях, мыслях).
По ведущему анализатору:
Зрительное (зрительное внимание необходимо при осуществлении зрительного восприятия);
Слуховое (слуховое внимание необходимо при осуществлении слухового восприятия).