ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 453
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
86
3.5. Познавательные психические процессы. Память
Трудно представить, как бы развивалось человечество, если бы не обладало такой психической функцией, как память. Не случайно древние греки матерью всех муз считали богиню Мнемозину. По имени этой богини активность, связанная с запоминанием, называется мненической активностью, а процессы запоминания, сохранения, воспроизведения информации – мнемическим процессами.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее
опыта и составляет сущность познавательного психического процесса памяти.
Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Часто память рассматри- вается как отражение прошлого опыта. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Различают следующие
процессы памяти
Запоминание - запечатление в сознании человека полученной инфор- мации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение отно- сительно длительного периода времени.
Узнавание - сопровождающее процессы памяти явление психики, по- зволяющее им более эффективно функционировать, проявляется в осознании чувства знакомости информации.
Воспроизведение - активизация закрепленного ранее содержания психики.
Воспроизведение самый сложный по осуществлению процесс памяти.
Процессы памяти подвержены явлениям интерференции и реминисценции.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 24
Реминисценция -
отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, часто более полное и точное, чем воспроизведение следующее сразу после заучивания.
Иногда реминисценция проявляется в неожиданном воспроизведении давно заученной информации, казавшейся забытой. Особенно ярко явление реминисценции проявляется у детей, поэтому учителю необходимо помнить, что требовать у учащихся полных и точных ответов нового, только что изученного материала, нельзя.
Трудности при воспроизведении информации часто связаны с явлением
интерференции.
Явление интерференции проявляется в виде проактивного
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
87
торможения, ретроактивного торможения и торможения по механизму отрицательной
индукции:
Проактивное торможение
- ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, предшествующая запоминанию деятельность как бы «тормозит» процесс заучивания.
Ретроактивное торможение
– ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, осуществляемой после заучивания, последующая деятельность как бы «стирает» следы заученной ранее информации.
Торможение по механизму отрицательной индукции
– это ухудшение воспроизведения материала под воздействием посторонних раздражителей.
Негативные последствия при воспроизведении, вследствие явления интерференции можно снизить или устранить
во-первых, правильной организацией рабочего места,
во-вторых, правильной организацией работы по заучиванию и отдыха,
в-третьих, помнить о том, что схожий материал больше подвержен интерференции (например, при подготовки к занятиям, гуманитарные предметы необходимо чередовать с естественнонаучными или точными).
Причины явлений интерференции и реминисценции - в психическом утомлении от процесса заучивания. Отдых способствует подсознательной
«доработке» материала и активизирует процессы памяти.
Физиологические основы памяти
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не про- ходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней след в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различиезаключается лишь в том, что при восприятии центральные
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
88 физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецеп- торов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных
процессов.
Теоретические подходы к исследованию памяти
Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения и на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили
ассоциативные теории памяти
. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних их них влечёт за собой воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением
пространственно-временных связей предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи отражают
противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые - причинно-следственные
отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно
И.П. Павлову, ассоциации представляют собой ни что иное, как временную связь, которая
возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких
раздражителей.
Исследования памяти в рамках нейронных теорий
. Наиболее распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процессах памяти - кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов.
Долговременное же хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. Следовательно, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Таким образом, кратковременный процесс, который продолжается не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.
Исследования памяти в рамках биохимических теорий
В 1964 г. Г.
Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку
ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, то
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
89 логично было предположить, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. Доказано, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов индивидуальной памяти, связанной с приобретённым в течение жизни опытом человека, а ДНК может быть хранилищем генетической, наследственной памяти.
Ещё одной группой исследований памяти являются
социально-
генетические.
Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928 г) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти. Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт центральную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку.
Социальную теорию памяти развивали советские психологи. Идея социальной природы памяти развёрнута в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия. В
1930 г. у этих учёных вышла работа «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Выгодский и Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер. Также учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования. Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.
А.Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» (1931 г.) анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности. Учёный предостерегает от натуралистического подхода к проблеме памяти, он говорит о том, что в основе запоминания не могут лежать те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении.
Виды памяти
Одна из первых классификаций видов памяти принадлежит П.П.Блонскому, который выделяет 4 вида памяти, которые отражают характер психической активности человека:
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
90
«Память-воображение» – это образная память.
«Память-привычка» – это моторная память.
«Память-рассказ» - это логическая память, память-мышление.
«Аффективная память» - память чувств.
На рис. 7 классификация видов памяти отражает взаимосвязь памяти с другими
психическими образованиями человека.
Рис. 7. Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями
Наиболее распространённой и полной считается следующая классификация видов памяти:
1. В зависимости от специфики запоминаемого материала различают наглядно- образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную и другие виды памяти.
Наглядно-образная - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы.
Словесно-логическая - память на смысл изложения, его логику, соот- ношение между элементами получаемой в словарной форме информации.
Двигательная - память на движения.
Эмоциональная - память на переживания.
2. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смыс- ловую память.
Механическая - память, основанная на повторении материала без его осмысливания. Это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Память
мышление
Смысловая
Механическа я восприятие
Образная движения
Двигательная цель
Произвольная
Непроизвольная установка
Долговременная
Кратковременна я эмоции
Эмоциональна я
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
91
Логическая (смысловая) память - вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
3. В зависимости от степени осознанности процесса запоминания и целей
деятельности различают произвольную и непроизвольнуюпамять.
Непроизвольная память - запоминание без специальной установки.
Однако этому виду памяти свойственна избирательность: непроизвольно лучше запоминается то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью и актуальными потребностями человека, с целями и задачами его деятельности
(П.И.Зинченко и А.А. Смирнов).
Произвольнаяпамять - память, основанная на запоминании со спе- циальной установкой, с применением волевого усилия и осознания цели запоминания. Генезис произвольной памяти рассмотрен в работах Л.С.Выготского и А.Н. Леонтьева. Учёными было сделано важнейшее в изучении памяти открытие: переход биологических форм памяти к высшим специфическим формам является результатом длительного и сложного процесса культурно- исторического развития.
4. Важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов – способность удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В зависимости от длительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Кратковременная память - это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.
Долговременная - память длительного сохранения информации. В долговременной памяти информация оказывается только после многократного повторения.
Оперативная - вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности. Это сохранение материала после его запечатления на определённое время, необходимое для выполнения задачи.