ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
92
Рис. 7. Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями.
Индивидуальные различия памяти у людей
В целом успешность памяти любого человека зависит:

от степени завершенности действий запоминания; ^

от интересов и склонностей личности;

от отношения личности к той или иной деятельности;

от эмоционального настроя;
В психологии широко изучены индивидуальные особенности памяти людей. Так, человек с
наглядно-образным типом памяти
особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.
При
словесно-логическом типе памяти
лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.
При
эмоциональном типе памяти,
прежде всего, сохраняются и вос- производятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой
феноменальной па-
мятью
. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А. Р. Лурия описал один из таких случаев с известным
«мнемонистом» Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел,
Память
мышление
Смысловая
Механическа я восприятие
Образная движения
Двигательная цель
Произвольная
Непроизвольная установка
Долговременная
Кратковременна я эмоции
Эмоциональна я

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
93 слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.
Эйдетизм- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Память в целом и конкретного человека в частности, имеет свои особен- ности, свидетельствующие о ее
продуктивности.
Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
Точность - характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.
Готовность - одна из важнейших характеристик памяти, свидетельству- ющая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно ис- пользовать всю запечатленную информацию.
3.6. Познавательные психические процессы. Мышление
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений окружающего мира. В мышлении психика человека совершает мощный качественный скачок в познании и преобразовании мира, так как мышление человека оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.
Мышление познавательный психический процесс, наиболее обобщенная и
опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между по-
знаваемыми объектами.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
94
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно
ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту).
Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно
гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания.
Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как процесса, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.
Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками - философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.
Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями:
 через исследование мышления его законов путем логического ана- лиза;
 через его исследование с точки зрения психических функций чело- века, процессов, протекающих в нервной системе;
 через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.
Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической.
Эвристика
– наука о закономерностях мыслительного
поиска.
Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано никакой гипотезы.
При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.
Для решения подавляющего большинства задач требуется привлечение теоретических знаний, обобщений. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений.
Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.
Я. Гальперину):


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
95
I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие ав- томатизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.
IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.
V. Формирование действий во внутренней речи.
Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную
интериоризацию
действий - это переход мышления
«извне внутрь».
Функции мышления
Обобщенность и опосредованность мышления
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Обобщённости
способствует то, что мышление носит знаковый характер,
выражается словом. «Всякое слово (речь) уже обобщает» (В.И. Ленин).
Благодаря
опосредованности
оказывается возможным познать то, что
непосредственно в восприятии не дано. Мышление также дает возможность
установить
связи и отношения между предметами
, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для ре- гуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром. Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
96 правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и проте- кает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Основные мыслительные операции и их функции
Мышление в отличие от других психических процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Мышление включает ряд логических
операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Анализ
– расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие элементы с последующим их сравнением.
Синтез
– построение целого из аналитически заданных частей, операция, осуществляющая аналитическое мысленное воссоединение частей, признаков, свойств некое единое целое, в мысленный объект.
Сравнение
– операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление общности или различности между ними.
Обобщение
(классификация, категоризация) – мысленное объединение предметов и явлений в классы, на основе установленных у них общих свойств, осуществляется на основе операции сравнения.
Конкретизация
(операция обратная обобщению)
– установление конкретных предметов, ситуаций, входящих в общий класс.
Абстракция
– это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует (например, мебель,
цвет, наука и пр.)
Формы мышления и их взаимосвязь
Кроме рассмотренных операций имеются ещё формы мышления.
Понятие
– отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятия отличаются от представлений своим обобщением и отвлечением от конкретного предмета. Понятие тесно связано со словом и выступает в качестве значения слова. Содержание понятий раскрывает суждение.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
97
Суждение
– основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Это мысленное действие, отражающее связи между предметами и явлений. Суждения бывают общие (обо всех представителях данного класса предметов или явлений, например, «все металлы не горят»); частные (о некоторых представителях данного класса явлений, например, «некоторые деревья зимой зелёные»); единичные (об одном представителе данного класса предметов или явлений, например, «Светлов
Петр – студент третьего курса физико-математического факультета НГТУ»).
Суждение относится к довольно простым формам мыслительной деятельности.
Умозаключение
– выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключения представляют собой довольно сложную форму мыслительной деятельности.
Различают умозаключения индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогия – такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного изучения всех условий.
Индукция – способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных факторов к общему выводу.
Дедукция – способ мышления, осуществляющийся в обратном направлении индукции, т.е. от общего представления к умозаключению об единичных, частных факторах.
Виды мышления
Различают следующие виды мышления
1. По форме:
наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами;
наглядно-образное – состоит в том, что процесс мышления в нём непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без непосредственного восприятия реальности совершаться не может;
словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
2. По характеру решаемых задач:
теоретическое – познание законов, правил.
практическое
(эмпирическое)
– подготовка физического преобразования действительности.