ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
98 3. По времени, структурности и уровня протекания мыслительного процесса:
интуитивное – минимально осознанное, отличается быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов решения мыслительной задачи.
аналитическое (рациональное) – все этапы решения мыслительной задачи чётко представлены в сознании мыслящего человека, развёрнуто во времени.
4. По степени новизны и оригинальности:
репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по предложенному алгоритму.
продуктивное (творческое) – связано с открытием принципиально нового знания, с генерализацией собственных оригинальных идей, связано с открытием нового для индивида решения.
Индивидуальные качества мышления
Интеллектуальное развитие личности определяется уровнем развитости качеств мышления.
Любознательность и пытливость – стремление узнать как можно больше и доскональнее, стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности.
Самостоятельность мышления – умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли.
Критичность мышления – объективная оценка себя и других.
Глубина мышления – способность анализировать, сравнивать, находить существенное.
Гибкость мышления – умение находить нетрадиционные пути решения задачи, способность к поиску разнообразных вариантов решения.
Пытливость мышления – потребность всегда искать наилучшее мышление, любознательность, стремление к знаниям, открытость новому.
Оригинальность мышления – необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
Широта мышления – способность мыслить не ограниченно.
Прогностичность мышления – умение на основании каких-либо данных выдвигать гипотезы, наиболее точно отражающие истину.
Целеустремлённость мышления – умение объект мышления сделать основной целью деятельности, это стремление к достижению цели деятельности.
Ясность мышления – способность к чётким и точным формулировкам понятий, суждений, умозаключений, обоснований.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
99
Быстрота мышления – способность принимать обдуманные решения в кратчайшие сроки.
Высокое развитие вышеназванных качеств мышления проявляется в творческом мышлении личности.
Творческое мышление
– это необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Обычно, если в прошлом определённый способ мышления человека при решении некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его в дальнейшем придерживаться данного способа мышления.
Происходит возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных причин мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи.
Все указанные качества индивидуальности мышления изменяются с возрастом, а в экспериментальных условиях поддаются коррекции. В педагогической психологии изучается влияние характера обучения на формирование типов мышления личности (Табл. 8).
Таблица 8 - Схема формирования типов мышления
в зависимости от характера обучения
Тип обучения
Характер умственных
Операций
Тип мышления
Алгоритмное обучение
Описательно- объяснительное обучение
Проблемно- поисковое обучение
Точное копирование преподавателя и учебника
Полусамостоятельное осмысливание.
Преобразование и усвоение учебного материала
Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний
Репродуктивное стандартное мышление
Полусамостоятельное репродуктивно- вариативное мышление
Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
100
3.7. Познавательные психические процессы. Воображение
Воображение относится к «универсальным» психическим процессам.
Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся а создании
новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в
предшествующем опыте. Специфичность воображения заключается в переработке прошлого опыта. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счёт обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями. Продуктом или результатом процесса воображения являются
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 24
образы воображения
В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, оно не сковано задачей оценки правильности того, что создаёт наше сознание и самосознание. Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении – меньше.
Восприятие и воображение роднит наглядность образов, каждый образ воображения или восприятия можно отнести к зрительному, слуховому, тактильному, вкусовому, обонятельному и т.д. виду.
Функции воображения
Воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности, социального взаимодействия и познания. Воображение, как своеобразная форма отражения действительности
- осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
- способствует предвосхищению будущего;
-
«оживляет» то, что было ранее;
- даёт возможность представлять действительность в образах;
- позволяет регулировать познавательные процессы и состояния человека;
- формирует внутренний план действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами;
- даёт возможность планировать и программировать деятельность, составлять программы, оценивать их правильность и процесс реализации;
- является мощным средством саморегуляции.
Таким образом, к основным функциям воображения можно отнести:
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
101 1. Целеполагание – будущий результат деятельности создаётся в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого.
2. Предвосхищение – моделирование будущего, положительных или отрицательных последствий за счёт обобщения прошлого опыта, установления причинно-следственных связей.
3. Комбинирование и планирование – создание образа желаемого будущего за счёт соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с аналитико- синтетическими результатами деятельности мышления.
4. Замещение действительности – силой своего воображения человек способен переносится в ситуацию, в которой он лишён возможности действовать или находиться в реальности, замещая тем самым реальную действительность воображаемой.
5. Проникновение во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого
(переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным понимание его внутреннего мира, что служит основой для межличностного общения и коммуникации.
Виды воображения
Воображение делится на непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное), фантазии, грёзы и мечту, творческое
(продуктивное) и воссоздающее (репродуктивное).
Непроизвольное
(пассивное, непреднамеренное)
воображение –
это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представ- лений.
Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают са- мопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Примером непроизвольного воображения являются галлюцинации – фантастические видения, не имеющие, по-видимому, никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат болезненного соматического состояния или нарушения нормальной деятельности психики.
Произвольное
(активное, преднамеренное)
воображение
– создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
102 построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название
фантазии
Грёзы
– фантазии, рисующие в его воображении оторванные от действительности картины идеального видения будущего человека. Грезит, как правило, человек в полудремотном состоянии сниженного сознания при спонтанном течении образов воображения.
Мечта
– образ желаемого будущего. Особенностью мечты является по- строение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не смогут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и час- тностями;
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для мечтающей личности;
стремлением соединить мечты с чувством уверенности в её осуще- ствимости, со страстным стремлением к претворению её в дей- ствительность.
Мечта от грёз отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью.
Творческое
(продуктивное)
воображение
— это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, при- бегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем, в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, пони- мание им окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее
(репродуктивное)
воображение
— это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше им не воспринимался. Например, если человек никогда не видел моря, но прочитал описание его в книге, он может себе представить его в более или менее ярких и полных образах.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
103
Способы создания образов воображения
С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:
Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр
(конь с головой мужчины) и др.
Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета, а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. Например, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.
Схематизация – заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи.
Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.
Заострение – это подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».
Типизация – это выделение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто этот приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений
Онегин – это собирательные образы типичных представителей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках – это отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта, смелость и пр.