ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
109
Авторитарный стиль
- в отношениях руководителя с подчиненными пре- обладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;
Либеральный стиль
- руководитель ограничивается убеждением, угова- риванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность.
Каждый в работе предоставлен сам себе.
Закономерной связи между эффективностью работы коллектива и применяемым стилем руководства не выявлено. Выбор стиля руководства определяется конкретной ситуацией.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
110
Содержание темы 4 «Эмоционально-волевая и
мотивационная сферы личности»
Тема 4.1. Эмоции и чувства человека
Тема 4.2. Понятие о воле
Тема 4.3. Мотивационная сфера личности

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
111
4.1. Эмоции и чувства человека
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. Эмоции и чувства - психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами. В работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова установлена физиологическая основа протекания эмоций и чувств. К. Д. Ушинский и А. С.
Макаренко обосновали психолого-педагогические аспекты этих процессов.
Эмоции (от лат. emovere, фр. Emotion - потрясаю, волную) - переживания индивида, связанные с реакциями на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деятельностью. Возникли они в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя. Л.С. Выготский отмечал, что «у людей эмоций изолируется от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу психического. По А.Н. Леонтьеву эмоции носят ситуативный характер и выражают оценочное личное отношение, а так же идеаторный характер, т.е. способны предвосхитить события, которые ещё реально не наступили. Причём не любые события вызывают эмоции, а лишь те, которые связаны с потребностями и
мотивами субъекта. Они являются проявлением того, насколько потребности субъекта удовлетворяются или не удовлетворяются.
Различают низшие эмоции и высшие эмоции - чувства.
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и
оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Собственно эмоции
, в отличие от аффектов - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.
Чувства - еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое
отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
112 чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.
С одной стороны, эмоции и чувства как целостный психический процесс представляют собой неделимое единство физиологического и психического: во- первых, наблюдаются внешние физиологические реакции (изменения мимики, цвета кожных покровов лица, дыхания, работы сердца, желудочно-кишечного тракта, интонаций голоса, артикуляции), а во-вторых, формируются внутренние состояния психики, называемые субъективными переживаниями.
Телесными проявлениями эмоциональных переживаний являются:

мимика — изменение положения губ, бровей;

пантомимика — жесты и поза;

вокальная мимика — тон голоса;

вегетативные реакции — изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснение, побледнение, дрожь, потоотделение.
С другой стороны, понятия «эмоции» и «чувства» отчетливо разграничиваются.

Во-первых, эмоции и чувства, с точки зрения теории отражения и гносеологии, являются различными ступенями развития эмоциональной формы отражения действительности (эмоции свойственны человеку и животным, а чувства — приобретение человека).

Во-вторых, деление понятий «эмоции» и «чувства» имеет большое методологическое значение для науки и психолого-педагогических целей по формированию личности.

В-третьих, эмоции (страх, ярость, жажда, голод) сближаются с инстинктами, И. П. Павлов связывал их с деятельностью подкорковых центров.

Чувстваже, особенно такие, как патриотизм, любовь, ненависть, товарищество, дружба, доблесть, честность, совесть, И. П. Павлов считал чисто человеческими эмоциями и связывал их с функцией коры больших полушарий головного мозга. Высшие эмоции социально обусловлены и связаны с общественными отношениями, складываются исторически.
Особенности чувств человека
1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию
(чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
113 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература.
3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»).
4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства).
5. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.
6. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью.
Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает.
7. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.
Функциональное назначение эмоций и чувств
Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций.
Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избегания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).
Функция «эмоционального памятника», т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
114
Многообразие эмоций и чувств человека
Классификации эмоций и чувств
Б. И. Додонов предлагает следующую классификацию эмоций:
альтруистические — возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
коммуникативные — возникают на основе потребности в общении;
глорические (от лат. gloria — слава) — связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
практические — вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
пугнические (от лат. pugna — борьба) — в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
романтические — в основе лежит стремление ко всему необычному;
гностические (от греч. gnosis — знание) — связаны с познавательной деятельностью личности;
эстетические — возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы;
гедонические — связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
акизитивные (от фр. acguisition — приобретение) – эмоции связанные с приобретением предметов комфорта, быта, эмоциисвязанные с накоплением материальных ценностей.
Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления.
По сложности: простые (страх, гнев) и сложные (чувство долга, патриатизма).
По содержанию: интеллектуальные (удивление, заинтересованность),
моральные (сочувствие, стыд, чувство гордости) и эстетические
(восхищение).
По влиянию на деятельность: стенические (азарт, вдохновение) и
астенические (апатия, печаль).
По силе проявления: настроения, страсти, аффекты, стрессы, депрессии.
Простые чувства — это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга).
Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.
Сложные (высшие) чувстваморальные, интеллектуальные, эстетические
(по содержанию). Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
115 систему (природу). Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей, тогда как низшие чувства связаны с удовлетворе- нием или неудовлетворением органических потребностей в виде пищи, воды, тепла и т.д.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24