ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
104
3.8. Понятие о речи и языке
Речь – один из психологических познавательных процессов человека, связанный с
использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и
последующей переработке разнообразной информации, а так же обмена информации, а также
для обмена ею с другими людьми.
Есть несколько частных определений речи. В одних из них речь понимается как знание и умение человека пользоваться только естественными языками. В других определениях под речью понимаются всевозможные средства выражения человеком
своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. В последнем случае в определение речи входит не только использование естественных, но также искусственных языков и, кроме того, таких средств выражения психологии человека и оказания влияния на других людей, которые вообще не связаны с естественными и искусственными языками. Это, например, невербальные средства общения, к которым относятся жесты, мимика, пантомимика.
Естественные языки – это те языки, на которых с древнейших времен говорят люди различных национальностей, проживающие в разных частях земного шара. Эти языки возникли естественным путем (не были специально придуманы или изобретены для решения какой-либо профессиональной задачи).
Наряду с естественными языками существуют так называемые
искусственные языки, которые не используются людьми для общения в быту и используются только профессионалами в той или иной сфере деятельности для профессионального общения друг с другом. Это, например, язык математики, язык музыки и ряд других подобных языков.
Язык и речь человека тесно связаны друг с другом. Язык – это система
символов, которые несут в себе определенную информацию. Сами по себе символы, составляющие язык, по форме могут быть никак не связаны с содержанием, которое они выражают.
Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам. Есть несколько тысяч современных, естественных, живых языков – таких, на которых говорят люди, ныне живущие на Земле. Более тысячи разновидностей насчитывают и так называемые мертвые языки, на которых когда-то говорили люди, но которыми современники уже не пользуются.
Речь представляет собой способность и умение пользоваться языком. Без знания языка речь существовать не может.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
105
Виды и функции речи
1) Внешняя речь (звуковая речь) – общение между людьми при помощи звукового языка или различных технических устройств. Внешняя речь делится на устную, письменную и аффективную.
А)
Устная речь
протекает в меняющихся условиях, отличается сокращённым количеством слов и простотой грамматической конструкции. Выделяют диалогическую и монологическую устную речь.
Диалогическая – речь, при которой в равной степени активны все участники, возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.
Монологическая – развёрнутая и связная речь, предъявляет высокие требования к говорящему, требует тщательного подбора слов и оборотов.
Б)
Письменная речь
отличается чётким замыслом, имеет сложную смысловую программу. В письменной речи отсутствуют внеязыковые средства передачи информации (жесты, мимика, вокализация и т.п.), поэтому она предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.
В)
Аффективная речь
кроме рациональной информации передаёт эмоциональное состояние человека, отличается отсутствием замысла, простотой и ограниченностью («Ах!», «Ну и ну…» и т.п.).
2) Внутренняя речь – речь, направленная на себя, носит предельно свёрнутый, сокращённый характер. Внутренняя речь является основным средством
человеческого мышления.
Функции речи
Речь человека выполняет знаковую (сигнификативную) функцию, функцию
обобщения, интеллектуальную функцию, коммуникативную функцию.
Знаковая функция
отличает речь человека от коммуникации животных.
Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл.
Функция обобщения
связана с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем существенных признаков (мебель, животные, цвет и пр.).
Интеллектуальная функция
даёт возможность речи быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
106 подсознательных невербализованных процессов к осознанным, логически соразмеренным и соотнесённым.
Коммуникативная функция
– функция передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
Информационную – проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обобщения и обозначения;
Выразительную – помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
Волеизлиятельную – направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Понятие общения
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение.
Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние
одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке; посредством
общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности,
обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную
программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются,
проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Проблема отношений имеет в психологии большое методологическое значение, она в значительной степени освещена в работах В. Н. Мясищева. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных от- ношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса:
общественные отношения и то, что В. Н. Мясищев называл психологическими отношениями
личности. В социальной психологии принята определенная субординация об- щественных отношений.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей - сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
107 определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т. д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 24
Структура общения
Процесс общения условно поделён на три составляющих (по Г.М.Андреевой):
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)
Коммуникатор
- кто (передает сообщение);
Сообщение
- что (передается);
Канал
- как (осуществляется передача);
Аудитория
– кому (направлено сообщение);
Эффективность сообщения
- с каким результатом передается.
Виды и средства общения
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.), что и обусловливает разные виды общения.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентировано как по содержанию, так и по форме называется
формальным.
Неформальное общение
наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба.
Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от
черт личности (направленность на общение, доверие, не замкнутость);
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
108
обладания «техникой» общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т. д.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают
социально ориентированное общение
, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т. д.).
Групповое предметно-ориентированное общение
, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т. д.
Различают
личностно ориентированное общение
, т. е. общение одного человека с другим.
Средства общения видоизменяются и совершенствуются вместе с раз- витием человеческого общества. Их использование зависит от условий, в которых осуществляется деятельность, от степени владения соответствующими средствами.
Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые
системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.).
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков
(знаковых систем). В этой связи различают:
-
Вербальную речевую коммуникацию
;
-
Невербальную коммуникацию
Невербальная знаковая система делится на 1) оптико-кинетическую систему
знаков - жесты, мимика, пантомимика; 2) паралингвистическую систему - качество голоса, его диапазон, тональность пространство и время, размещение лицом друг к другу; движение глаз; 3) экстралингвистическую систему - темп речи, плач, смех, покашливание.
Стили общения и их характеристика
Педагогическое общение
— это профессиональное общение учителя с учащимися
в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для разностороннего
развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в
коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися; во-вторых, как управление общением детей в школьном коллективе.
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
Демократический стиль
- члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;