ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
моральные
(переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные
(чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Моральные чувства — чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.
Интеллектуальные чувства — отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).
Эстетические чувства — это чувство красоты, восхищения прекрасным.
Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются
стеническими, вторые - астеническими.
Стенические чувства
(от греч. sthenos — сила) — это радость, возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д.; вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, на- пряжение; повышают жизнедеятельность человека.
Астенические чувства
(от греч. asthenos — слабость) — тоска, печаль, уныние, подавленность; вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.
Формы проявления эмоциональной сферы личности
Эмоциональный мир человека чрезвычайно разнообразен и формы его проявления разнообразны.
Настроение — относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность. Настроение
- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Настроение зависит от происходящих в жизни человека событий, деятельности, намеченных планов, предстоящей деятельности, погоды, состояния здоровья, от успехов, известий, общения с окружающими людьми, уровня жизни, быта и пр.
Часто причины настроения не осознаются.
Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, возбуждение, страсть) — кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
116 возбуждения, возникающее в результате фрустрации. Эта мощная эмоциональная реакция -
аффект
- полностью захватывает психику человека и предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом, порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием (старый мудрый совет: прежде чем сделать что- то в состоянии аффекта, нужно мысленно медленно сосчитать до двадцати).
Фрустрация (от лат. frustration – обман, расстройство, разрушение планов)
- эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определенной желаемой цели. Фрустрация возникает в результате какой-либо сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением важных для человека потребностей. Фрустрация обычно сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями: раздражением, подавленностью, озлобленностью, безразличием и т.п.
Это состояние вызывает фрустратор – причина фрустрации, которая вызывает фрустрационную ситуацию. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение. Уровень фрустрации зависит от силы фрустратора, внутренней готовности человека воспринимать и переживать трудности, от способов реагирования на них. Эмоционально незрелые люди это состояние переживают чаще.
Фрустрационная толерантность – это способность человека противостоять жизненным трудностям на основе адекватной оценки фрустрационной ситуации, а также предвидения выхода из неё.
Страсть — вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета
(человека). Страсть может сыграть большую роль в жизни и деятельности человека, если направлена на значительные общественно-ценные цели (страсть к знаниям, изобретательству).
Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения, рая" и "страдания, ада".


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
117
Теории эмоций
Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения
Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих
Дарвин создал биологическую концепцию эмоций
, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Биологическая теория эмоций П. К. Анохина
рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.
Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как
механизм, удерживающий жизненные
процессы в оптимальных границах
и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.
Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым - ведет к отрицательным эмоциям.
Информационная теория эмоций П. В. Симонова.
Наличие потребности составляет обязательное условие возникновения эмоции, но не является единственным и достаточным условием. Эмоция есть отражение мозгом
высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в
данный момент.
Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой
Из данной формулы следует, что:
1) Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена.
Э = П • (Н — С)


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
118
При наличии потребности эмоция не возникает, если система вполне информирована;
2) При дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
3) Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.
П. В. Симонов предложил концепцию, согласно которой
эмоции
возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и
возможностью ее удовлетворения,
т. е.при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.
Эмоция
может рассматриваться как
обобщенная оценка ситуации.
Так,
эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.
Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин. Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым на определенный круг ситуаций или объектов (фобия). Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейро-лингвистического программирования).
Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но, при слишком сильной заинтересованности в результатах, человек испытывает
волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.
Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
.
Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
119 сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем. То есть эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, запускает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию.
Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».
Теория Джеймса-Ланге указывает на связь трех событий:
 внешнего раздражителя,
 поведенческого акта,
 эмоционального переживания.
Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как его прямое производное. Впоследствии выяснили, что указанные физиологические реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма, требующей усиленной мышечной деятельности (при борьбе, бегстве) и наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией.
Положительные эмоции сопровождаются усилением нервных влияний на двигательную (скелетную) мускулатуру; при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, облегчается питание тканей (таким образом, радость молодит).
Физиологическим проявлением печали может стать ее парализующее действие на мышцы, возникновение чувства усталости. Мышцы расслабляются, кровеносные сосуды сжимаются, и ткани обескровливаются. Огорчения очень старят, так как сопровождаются изменениями на клеточном уровне - кожи, волос, ногтей, зубов. Если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.
Таким образом, согласно теории американского психолога Джеймса, эмоции характеризуются ярко выраженными
изменениями в деятельности
внутренних органов
, в состоянии мышц (мимика), это позволяет предположить, что
эмоции представляют
собой
сумму
только
органических ощущений,
вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах, вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.
Теория центрального мотивационного состояния Д. Биндры.
Существует мнение, что эмоции вызываются только силами внешней среды, а