ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 2 1 по сравнению с Америкой и содержит некоторые внуrрен
ние варианты. Эти несколько направлений мысли могут быть классифицированы следующим образом:
1 .
Приоритет "зрелого стратегического партнерства" с
Америкой, что для некоторых приверженцев этой идеи яв
лялось на самом деле термином, под которым зашифрован глобальный кондоминиум.
2.
Акцент на "ближнее зарубежье" как на объект основно
го интереса России, при этом одни отстаивают некую модель экономической инте грации при доминировании Москвы, а друmе также рассчитывают на возможную реставрацию неко
торого имперского контроля с созданием т аким образом дер
жавы, более способной уравновесить Америку и Европу.
3 .
Контральянс, предполагающий создание чего-то вро
де евразийской антиамериканской коалиции, преследую
щей цель снизить преобладание Америки в Евразии.
Хотя первая идея первоначально доминировала среди членов новой правящей команды президента Ельцина, вто
рой вариант снискал известность в политических кругах вскоре после первой идеи частично как критика геополити
ческих приоритетов Ельцина; третья идея возникла не
сколько позже, где-то в середине
90- х годов, в качестве реакции на растущие настроения , что геостратегия постсо
ветской России неясна и не работает. Как это случается, все три варианта оказались неуклюжими с исторической точки зрения и разработанными на основе весьма фантасмагори
ческих взглядов на ньmешние мощь, международный поте н
циал и интересы России за рубежом.
Сразу же после крушения Советского Союза первоначаль
ная позиция Ельцина отображала всегда лелеемую, но никог
да не достигавшую полного успеха концепцию русской поли
тической мысли, выдвигаемую "прозападниками" : Россия
государство западного мира - должна быть частью Запада и должна как можно больше подражать Западу в своем разви
тии. Эта точка зрения поддерживалась с амим
Ельциным и его министром иностранных дел, при этом Ельцин весьма не
двусмысленно осуждал русское имперское наследие. Высту
пая в Киеве
19 ноября
1 990 г. и высказывая мысли, которые украинцы и чеченцы смогли впоследствии обернуrь против него же, Ельцин красноречиво заявил :
1 22
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
"Россия не стремится стать центром чего-то вроде новой империи . . . Россия лучше других понимает пагубность такой роли, поскольку именно Россия долгое время иг
рала эту роль . Что это дало ей? Стали ли русские сво
боднее? Богаче? Счастливее? .. История научила нас, что наро д
, который правит другими народами, не может быть счастливым "
Сознательно дружественная позиция, занятая Западом, особенно Соединенными Штатами, в отношении нового рос
сийского руководства ободрила постсоветских "прозападни
ков" в российском внешнеполитическом истеблишменте.
Она усилила его проамериканские настроения и соблазнила членов этого истеблишмента. Новым лидерам льстило быть накоротке с высшими должностными лицами, формулирую
щими политику единственной в мире сверхдержавы, и они легко впали в заблуждение, что они тоже лидеры сверхдержа
вы. Когда американцы запустили в оборот лозунг о "зрелом стратегическом партнерстве" между Вашингтоном и Моск
вой, русским показалось, что этим бьm благословлен новый демократический американо-российский кондоминиум, при
шедwий на смену бывшему соперничеству.
Этот кондоминиум будет глобальным по масштабам.
Таким образом Россия будет не только законным правопре
емником бывшего Советского Союза, но и де-факто партне
ром в мировом устройстве, основанном на подлинном ра
венстве . Как не устают заявлять российские лидеры, это означает не только то, что остальные страны мира должны признать Россию равной Америке, но и то, что ни одна гло
бальная проблема не может обсуждаться или решаться без участия и/или разрешения России. Хотя открыто об этсм не говорилось, в эту иллюзию вписьmается также точка зрения , что страны Центральной Европы должны каким-то образом остаться , или даже решить остаться , регионом, политичес
ки особо близким России . Роспуск В аршавского договора и
СЭВ не должен сопровождаться тяготением их бывших членов к НАТО или даже только к ЕС .
Западная помощь тем временем позволит российскому правительству провести реформы внутри страны, исклю
чить вмешательство государства в экономику и создать ус
ловия для укрепления демократических институтов. В осста
новление Россией экономики, ее специальный статус равноправного партнера Америки и просто ее привлека-
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 23 тельность побудят недавно образовавшиеся независимые го
сударства- благодарные России за то, что она не угрожает им, и все более осознающие выгоды некоего союза с ней - к самой тесной экономической, а затем и политической ин
теграции с Россией, расширяя таким образом пределы этой страны и увеличивая ее мощь.
Проблема с таким подходом заключается в том, что он лишен внешнеполитического и внутриполитического реа
лизма. Хотя концепция "зрелого стратегического партнер
ства" и ласкает взор и слух, она обманчива. Америка никог
да не намере валась делить власть на земном шаре с Россией , да и не могла делать этого, даже если бы и хотела. Новая
Россия бьmа просто слишком слабой, слишком разоренной
75 годами правления коммунистов и слишком отсталой социально, чтобы быть реальным партнером Америки в мире. По мнению В ашингтона, Германия , Япония и Китай по меньшей мере так же важны и влиятельны. Более того, по некоторым центральным геостратегическим вопросам, представляющим национальный интерес Америки, - в Ев
ропе, на Ближнем Востоке и на Дальнем Востоке - устрем
ления Америки и России весьма далеки от совпадения . Как только неизбежно начали возникать разногласия - из-за диспропорций в сфере политической мощи, финансовых затрат , технологических новшеств и культурной притяга
тельности - идея "зрелого стратегического партнерства" стала казаться дутой , и все больше русских считают ее вьщ
винутой специально для обмана России .
Возможно, этого разочарования можно бьmо бы избежать, если бы Америка раньше, во время американо-российского "медового месяца", приняла концепцию расширения
НА
ТО и одновременно предложила России "сделку, от которой не
возможно отказаться", а именно - особые отношения со
трудничества между Россией и НАТО. Если бы Америка чет
ко и решительно приняла концепцию расширения альянса с оговоркой, что Россия будет каким-либо образом включена в этот процесс, можно бьmо бы, вероятно, избежать возникше
го у Москвы впоследствии чувства разочарования "зрелым партнерством", а также прогрессирующего ослабления поли
тических позиций "прозападников" в Кремле.
Временем сделать это бьmа вторая половина
1993 года, сразу же после того, как Ельцин в августе подтвердил, что стремление Польши присоединиться к трансатлантическому альянсу не противоречит "интересам России" . Вместо этого
1 24
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА администрация Клинтона, тогда все еще проводившая полити
ку "предпочтения России", мучилась еще два года, в течение которых Кремлъ "сменил rтастинку" и стал все более враж
дебно относиться к появляющимся, но нере шител ьным сиmа
лам о намерении Америки расширить НАТО. К
1996 году, когда В ашинггон решил сделать расширение НАТО централь
ной задачей п олитик и Америки по созданию более крупного и более безопасного евроатла нтич еского сообщества, русские встали в жесткую оппозицию. Следовательно,
1 993 год можно считать годом упущенных исторических возможностей.
Нельзя не признать, что не все тревоги России в отноше
нии расширения НАТО лишены законных оснований или вызваны недоброжелательством. Некоторые противники рас
ширения НАТО, разумеется, особенно в российских военных кругах, воспользовались менталитетом времен холодной вой
ны и рассматривают расширение НА ТО не как неотъемле
мую часть собственного развития Европы, а скорее как про
движение к rраницам России возглавляемого Америкой и все еще враждебного альянса. Некоторые представители россий
ской внешнеполитической элиты - большинство из кото
рых на самом деле бьmшие советские должностные лица - упорствуют в давней геостратегической точке зрения, что
Америке нет места в Евразии и что расширение НАТО в большей степени связано с желанием американцев расши
рить свою сферу влияния . В пекоторой степени их оппози
ция связана с надеждой, что не связанные ни с кем страны
Центральной Европы однажды вернутся в сферу геополити
ческого влияния Москвы, когда Россия "поправится".
Но многие российские демократы также боялись, что расширение НА ТО будет означать, что Россия останется вне
Европы, подверmется политическому остракизму и ее бу
дут считать недостойной членства в институтах европейс
кой цивилизации . Отсутствие культурной безопасности усу
губляло политические страхи , что сделало расширение
НАТО похожим на кульминацию давней политики Зап ада, направленной на изолирование России, чтобы оставить ее одну
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 16
_.,. уязвимой для различных ее врагов. Кроме того, российские демократы просто не смогли понять ни глубины возмущения населения Центральной Европы более чем по
лувековьхм господством Москвы, ни глубины их желания стать частью более крупной евроатлантической системы.
С другой стороны, возможно, что ни разочарования, ни ослабления российских "прозападников" избежать бьmо
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 25 нельзя. Новая российская элита, не единая сама по себе, с президентом и его министром иностранных дел, неспособны
ми обеспечить твердое геостратегическое лидерство, не могла четко определить, чего новая Россия хочет в Европе, как не могла и реалистично оценить имеющиеся ограничения, свя
занные со слабостью России. Российские демократы, ведущие политические схватки, не смогли заставить себя смело заявить, что демократическая Россия не против расширения трансат
лантического демократического сообщества и хочет входить в него. Мания получить одинаковый с Америкой статус в мире затруднила политической элите отказ от идеи привилегиро
ванного геополитического положения России не только на территории бьmшего Советского Союза, но и в отношении бьmших стран - сателлитов Центральной Европы.
Такое развитие обстановки сыграло на руку национали
стам, которые к
1 994 году начали вновь обретать голос, и милитаристам, которые к тому времени стали критически важными для Ельцина сторонниками внутри страны . Их все более резкая и временами угрожающая реакция на чаяния населения стран Центральной Европы лишь усилила реши
мость бывших стран-сателлитов - помнящих о своем лишь недавно обретенном освобождении от господства России - получить безопасное убежище в НАТО.
Пропасть между В ашинггоном и Москвой углубилась еще больше из-за нежелания Кремля отказаться от всех завоеванных Сталиным территорий. Западное обществен
ное мнение, особенно в Скандинавских странах , а также и в Соединенных Штатах бьmо особо встревожено двусмыс
ленным отношением России к Прибалтийским республи
кам . Признавая их независимость и не заста вляя их стать членами СНГ, даже демократические российские руководи
тели периодически прибегали к угрозам, чтобы добиться льгот для крупных сообществ русских колонистов, которых преднамеренно поселили в этих странах во времена правле
ния Сталина. Обстановка бьmа еще больше омрачена под
черкнутым нежеланием Кремля денонсировать секретное германо-советское соглашение
1939 года, которое проло
жила дорогу насильственному включению этих республик в состав Советского Союза. Даже через пять лет после распа
да Советского Союза представители Кремля настаивали (в официальном заявлении от
1 0 сентября
1 996 г. ) , что в
1 940 году Прибалтийские государства добровольно "присо
единились" к Советскому Союзу.
1 26
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Российская постсоветская элита явно ожидала, что Запад поможет или, по крайней мере, не будет мешать восстановле
нию главенствующей роли России в постсоветском простран
стве. Поэтому их возмутило желание Запада помочь получив
шим недавно независимость постсоветским странам укре
питься в их самостоятельном политическом существовании.
Даже предупреждая, что "конфронтация с Соединенными
Штатами . . . - это вариант, которого следует избежать", высо
копоставленные российские аналитики, занимающиеся воп
росами внешней политики США, доказъmали (и не всегда ошибочно), что Соединенные Штаты добиваются "реоргани
зации межгосударственных отношений во всей Евразии . . . что
бы в результате на континенте было не одно ведущее государ
ство, а много средних, относительно стабильных и умеренно сильных . . . но обязательно более слабых по сравнению с Со
единенными Штатами как по отдельности, так и вместе"
4•
В этом отношении Украина имела крайне важное значе
ние. Все большая склонность США, особенно к
1 994 году, придать высокий приоритет американо-украинским отно
шениям и помочь Украине сохранить свою недавно обре
тенную национальную свободу рассматривалась многими в
Москве - и даже "прозападниками" - как политика, наце
ленная на жизненно важные для
России интересы, связан
ные с возвращением Украины в конечном счете в общий загон. То, что Украина будет со временем каким-то образом "реинтегрирована" , остается доrматом веры многих из рос
сийской политической элиты
5•
В результате геополитичес-
4
Богатуров А. и
Кременюк В.
Американцы сами никогда не остановятся // Независимая газета. - 1 996. - 28 июня.
5
Например, даже главный советник Ельцина Дмитрий Рюри
ков, которого процитировал "Интерфакс" (20 ноября 1 996 г.), считает Украину "временным феноменом", а московская "Общая газета" ( 1 0 декабря 1 996 г.) сообщила, что "в обозримом будущем события в восточной части Украины могут поставить перед
Россией весьма трудную задачу. Массовые проявления недоволь
ства .. . будут сопровождаться призывами или даже требованиями, чтобы Россия забрала себе этот регион. Довольно многие в Мос
кве будут готовы поддержать такие планы" . Озабоченность стран
Запада намерениями России явно не стала меньще из-за притяза
ний России на Крым и Севастополь и таких провокационных действий, как преднамеренное включение в конце 1 996 года Се
вастополя в ежевечерние телевизионные метеосводки для россий
ских городов.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 27 кие и исторические сомнения России относительно само
стоятельного статуса Украины лоб в лоб столкнулись с точ
кой зрения США, что имперская Россия не может быть демократической .
Кроме того, имелись чисто внутренние доводы, что "зре
лое стратегическое партнерство" между двумя "демократи
ями" оказалось иллюзорным.
Россия бьmа слишком отсталой и слишком уж опустошенной в результате комму
нистического правления , чтобы представлять собой жизне
способного демократического партнера
Соединенных
Штатов .
И эту основную реальность не могла затушевать высокопарная риторика о партнерстве. Кроме того, постсо
ветская Россия только частично порв
�
а с проптым. Почти все ее "демократические" лидеры - даЖе если они искрен
не разачаравались в советском прошлом - бьmи не только продуктом советской системы, но и бывшими высокопос
тавленными членами ее правящей элиты. Они не бьmи в проптом диссидентами, как в Польше или Чешской Респуб
лике . Ключевые институты советской власти - хотя и сла
бые, деморализованные и коррумпированные - остались.
Символом этой действительности и того, что коммунисти
ческое прошлое все еще не разжало своих объятий, являет
ся исторический центр Москвы: продолжает существовать
Мавзолей Ленина. Это равнозначно тому, что постна
цистской Германией руководили бы бывшие нацистские "гауляйтеры" среднего звена, которые провозглашали бы де
мократические лозунги, и при этом мавзолей Гитлера про
должал стоять в центре Берлина.
Политическая слабость новой демократической элиты усу
гублялась самим масштабом экономического кризиса в Рос
сии. Необходимость широких реформ - чтобы исключить государство из экономики - вызвала чрезмерные ожидания помощи со стороны Запада, особенно США. Несмотря на то что эта помощь, особенно со стороны Германии и США, по
степенно достигла больших объемов, она даже при самых луч
ших обстоятельствах все равно не могла способствовать быс
трому экономическому подъему. Возникшее в результате социальное недовольство стало дополнительной поддержкой для растущего круга разочарованных критиков, которые утвер
ждают, что партнерство с Соединенными Штатами бьmо об
маном, выгодным США, но наносящим ущерб России.
Короче говоря , в первые годы после крушения Советско
го Союза не существовало ни объективных, ни субъектив-