ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 35 несмотря на свою приверженность марксизму-ленинизму, подцержал мистический акцент евразийства на особой ду
ховной и миссионерской роли русского народа на обшир
ных пространствах Евразии, доказывая , что России предо
ставлены таким образом как уникальная культурная роль, так и весьма выгодное географическое положение для того, чтобы играть руководящую роль в мире.
Более умеренный и прагматичный вариант евразийства бьш вьщвинут и руководителем Казахстана Нурсултаном
Назарбаевым . Столкнувшись в своей стране с расколом между коренными казахами и русскими переселенцами, число которых почти одинаково, и стремясь найти форму
лу, которая могла бы как-нибудь ослабить давление Моск
вы, направленное на политическую интеграцию, Назарбаев выдвинул концепцию "Евразийского союза" в качестве аль
тернативы безликому и неэффективному СIП'. Хотя в его варианте отсутствовало мистическое содержание, свой
ственное более традиционному евразийскому мышлению, и явно не ставилась в основу особая миссионерская роль рус
ских как лидеров Евразии, он бьш основан на той точке зрения , что Евразия - определяемая географически в гра
ницах, аналогичных границам Советского Союза, - пред
ставляет собой органичное целое, которое должно также иметь и политическое измерение.
Попытка дать "ближнему зарубежью" наивысший при
оритет в российском геополитическом мышлении бьша в пекоторой степени оправданна в том плане, что некоторый порядок и примирение между постимперской Россией и недавно образовавшимися независимыми государствами бьши абсолютно необходимыми с точки зрения безопасно
сти и экономики . Однако несколько сюрреалистический оттенок большей части этой дискуссии придали давнишние представления о том, что политическое "объединение" быв
шей империи бьшо некоторым образом желательным и осу
ществимым, будь оно добровольным (по экономическим соображениям) или следствием в конечном счете восстанов
ления Россией утраченной мощи, не говоря уже об особой евразийской или славянской миссии России.
В этом отношении в часто проводимом сравнении с ЕС игнорируется ключевое различие: в ЕС , хотя в нем и нали
чествует особое влияние Германии, не доминирует какое
либо одно государство, которое в одиночку затмевало бы остальные члены ЕС , вместе взятые, по относительному
1 36
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
ВIШ, численности населения или по территории. Не явля
ется ЕС также и наследником какой-то национальной им
перии, освободившиеся члены которой подозревали бы, что под "интеграцией" закодировано возрожденное подчине
ние. И даже в этом случае легко представить себе, какой бьm а бы реакция европейских стран, если бы Германия официально заявила, что ее задача заключается в укрепле
нии и расширении ее руководящей роли в ЕС , как это про
звучало в сентябре
1 995 года в официальном заявлении
России, цитировавшемся выше.
В аналогии с ЕС есть еще один недостаток. Открытые и относительно развитые экономические системы западноев
ропейских стран были готовы к демократической интегра
ции, и большинство западноевропейцев видели ощугимые экономические и политические выгоды в такой интеграции.
Менее богатые страны Западной Европы также могли выиг
рать от значительных дотаций .
В противоположность этому недавно обретшие независимость государства видели в Рос
сии политически нестабильное государство, которое все еще лелеяло амбиции господствования, и препятствие с экономической точки зрения их участию в мировой эконо
мике и доступу к крайне необходимым иностранным инве
стициям.
Оппозиция идеям Москвы в отношении "интеграции" бьmа особенно сильной на Украине. Ее лидеры быстро по
няли, что такая "интеграция" , особенно в свете оговорок
России в отношении законности независимости Украины, в конечном счете приведет к потере национального сувере
нитета. Кроме того, тяжелая рука России в обращении с новым украинским государством: ее нежелание признать границы Украины, ее сомнения в отношении права Украи
ны на Крым, ее настойчивые притязания на исключитель
ный экстерриториальный контроль над Севастополем - все это придало Пробудившемуся украинскому национализму явную антирусскую направленность .
В процессе самоопре
деления во время критической стадии формирования ново
го государства украинский народ, таким образом, переклю
чилея от традиционной антипольской или антирумынской позиции на противостояние любым предложениям России, направленным на бОльшую интеграцию стран СНГ, на со
здание особого славянского сообщества (с Россией и Бела
русью) , или Евразийского союза, разоблачая их как импер
ские тактические приемы России.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 37
Решимости Украины сохранить свою независимость спо
собствовала поддержка извне. Несмотря на то что первона
чально Запад, и особенно Соединенные Штаты, запоздал признать важное с точки зрения геополитики значение су
ществования самостоятельного украинского государства, к середине 90-х годов и США, и Германия стали твердыми сторонниками самостоятельности Киева.
В июле 1 996 года министр обороны США заявил : "Я не могу переоценить значения существования Украины как самостоятельного государства для безопасности и стабильности всей Европы" , а в сентябре того же года канцлер Германии, невзирая на его мощную поддержку президента Ельцина, пошел еще даль
ше, сказав, что "прочное место Украины в Европе не может больше кем-либо подвергаться сомнению . . . Больше никто не сможет оспаривать независимость и территориальную целостность Украины" . Лица, формулирующие политику
США, также начали называть американо-украинские отно
шения "стратегическим партнерством", сознательно ис
пользуя то же выражение, которое опред елял о американо
российские отношения .
Как уже отмечалось, без Украины реставрация империи, будь то на основе СНГ или на базе евразийства, стала бы нежизнеспособным делом. Империя без Украины будет в конечном счете означать, что Россия станет более "азиатс
ким" и более далеким от Европы государством. Кроме того, идея евразийства оказалась также не очень привлекатель
ной для граждан только что образовавшихся независимых государств Средней Азии, лишь некоторые из которых же
лали бы нового союза с Москвой . Узбекистан проявил осо
бую настойчивость, поддерживая противодействие Украи
ны любым иреобразованиям СНГ в наднациональное образование и противясь инициативам России, направлен
ным на усиление СНГ.
Прочие члены СНГ также настороженно относятся к намерениям Москвы, проявляя тенденцию сгруппироваться вокруг Украины и Узбекистана, чтобы оказать противодей
ствие или избежать давления Москвы, направленного на более ,тесную политическую и военную интеграцию. Кроме того, почти во всех недавно образовавшихся государствах углублялось чувство национального сознания , центром вни
мания которого все больше становится заклеймение подчи
нения в прошлом как колониализма и искоренение все
возможного наследия той эпохи. Таким образом, даже уяз-
1 3 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА вимый с этнической точки зрения Казахстан присоединил
ся к государствам Средней Азии в отказе от кириллицы и замене ее латинским алфавитом, как это ранее сделала Тур
ция. В сущности, для препятствования попыткам России ис
пользовать СНГ как инструмент политической интеrрации к середине 90-х годов неофициально сформировался скры
то возглавляемый Украиной блок, включающий Узбекистан,
Туркменистан, Азербайджан и иногда Казахстан, Грузию и
Молдову.
Настойчивость Украины в отношении лишь оrраничен
ной и главным образом экономической интеrрации лишила понятие "Славянский союз" какого-либо практического смысла. Распространяемая некоторыми славянофилами и получившая известность благодаря поддержке Александра
Солженицьmа идея автоматически потеряла геополитичес
кий смысл, как только была отвергнута Украиной. Это ос
тавило Беларусь наедине с Россией; и это также подразуме
вало возможное разделение
Казахстана, поскольку заселенные русскими его северные районы могли потенци
ально стать частью этого союза. Такой вариант, естествен
но, не устраивал новых руководителей Казахстана и просто усилил антирусскую направленность казахского национа
лизма. Для Беларуси "Славянский союз" без Украины озна
чал не что иное, как включение в состав России, что также разожгло недовольство националистов.
Внешние препятствия на пути политики в отношении "ближнего зарубежья" были в значительной степени усиле
ны важным внутренним оrраничивающим фактором: на
строениями русского народа. Несмотря на риторику и воз
буждение политической элиты по поводу особой миссии
России на территории бывшей империи, русский народ - частично от явной усталости, но и из здравого смысла - проявил мало энтузиазма по отношению к честолюбивым проrраммам реставрации империи.
Русские одобряли открьrrые rраницы, свободу торговли, свободу передвижения и особый статус русского языка, но политическая иитеrрация, особенно если она была связана с затратами или требовала проливать кровь, вызьmала мало эн
тузиазма.
О распаде Союза сожалели, к его восстановлению относились благосклонно, но реакция общественности на вой
ну в Чечне показала, что любая политика, связанная с приме
нением чего-то большего, чем экономические рычаги и/или политическое давление, поддержки народа не получит.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 39
Короче говоря, геополитическая несостоятельность при
оритета ориентации на "ближнее зарубежье" заключалась в том, что Россия бьmа недостаточно сильной политически, чтобы навязывать свою волю, и недостаточно привлекатель
ной экономически, чтобы соблазнить новые государства.
Давление со стороны России просто заставило их искать больше связей за рубежом, в первую очередь с Западом, в некоторых случаях также с Китаем и исламскими государ
ствами на юге. Когда Россия пригрозила создать свой воен
ный блок в ответ на расширение НАТО, она задавала себе болезненный вопрос: "С кем?" И получила еще более болез
ненный ответ: самое большее - с Беларусью и Таджикис
таном.
Новые государства, если хотите, бьmи все больше склон
ны не доверять даже вполне оправданным и необходимым формам экономической интеграции с Россией, боясь воз
можных политических последствий .
В то же время идеи о якобы присущей России евразийской миссии и о славянс
кой загадочности только еще больше изолировали Россию от Европы и в целом от Запада, продлив таким образом постсоветский кризис и задержав необходимую модерниза
цию и вестернизацию российского общества по тому прин
ципу, как это сделал Кемаль Ататюрк в Турции после рас
пада Оттоманской империи. Таким образом, акцент на "ближнее зарубежье" стал для
России не геополитическим решением, а геополитическим заблуждением.
Если не кондоминиум с США и не "ближнее зарубежье", тогда какие еще геостратегические варианты имелись у
России? Неудачная попытка ориентации на Запад для дос
тижения желательного глобального равенства "демократи
ческой России" с США, что больше являлось лозунгом, нежели реалией, вызвала разочарование среди демократов, тогда как вынужденное признание, что "реинтеграция" ста
рой империи бьmа в лучшем случае отдаленной перспекти
вой, соблазнило некоторых российских геополитиков поиг
рать с идеей некоего контральянса, направленного против гегемонии США в Евразии.
В начале 1 996 года президент Ельцин заменил своего ориентированного на Запад министра иностранных дел
Козырева более опытным, но ортодоксальным Евгением
Примаковым, специалистом по бывшему Коминтерну, дав
ним интересом которого бьmи Иран и Китай. Некоторые российские обозреватели делали предположения, что ори-
1 40
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ентация Примакова может ускорить попыrки создания но
вой "антигегемонистской" коалиции, сформированной вок
руг этих трех стран с оrромной геополитической ставкой на оrраничение преобладающего влияния США в Евразии.
Некоторые первые поездки и комментарии Примакова уси
лили такое впечатление. Кроме того, существующие связи между Китаем и Ираном в области торговли оружием, а также склонность России помочь Ирану в его попьrrках получить больший доступ к атомной энерmи, казалось, обеспечивали прекрасные возможности для более тесного политического диалога и создания в конечном счете альян
са. Результат мог, по крайней мере теоретически, свести вместе ведущее славянское государство мира, наиболее во
инственное в мире исламское государство и самое крупное в мире по численности населения и сильное азиатское госу
дарство, создав таким образом мощную коалицию.
Необходимой отправной точкой для любого такого контр
альянса бьшо возобновление двусторонних китайско-рос
сийских отношений на основе недовольства политической элиты обоих государств тем, что США стали единственной сверхдержавой. В начале 1 996 года Ельцин побывал с визи
том в Пекине и подписал декларацию, которая недвусмыс
ленно осуждала глобальные "гегемонистские" тенденции, что, таким образом, подразумевало, что Россия и Китай вступят в союз против Соединенных Штатов. В декабре
1 996 года премьер-министр Китая Ли Пен нанес ответный визит, и обе стороны не только снова подтвердили, что они против международной системы, в которой "доминирует одно государство", но также одобрили усиление существу
ющих альянсов. Российские обозреватели приветствовали такое развитие собьrrий, рассматривая его как положитель
ный сдвиг в глобальном соотношении сил и как надлежа
щий ответ на поддержку Соединенными Штатами рас
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 16
ширения НАТО. Некоторые даже ликовали, что российско
китайский альянс будет для
США отповедью, которую они заслужили.
Однако коалиция России одновременно с Китаем и Ира
ном может возникнуть только в том случае, если Соединен
ные Штаты окажутся настолько недальновидными, чтобы вызвать антагонизм в Китае и Иране одновременно. Безус
ловно, такая возможность не исключена, и действия США в 1 995-1 996 годах почти оправдывали мнение, что Соеди
ненные Штаты стремятся вступить в антагонистические от-
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 4 1 ношения и с Тегераном, и с Пекином. Однако ни Иран, ни
Китай не бьши готовы связать стратегически свою судьбу с нестабильной и слабой Россией. Оба государства понимали, что любая подобная коалиция, как только она выйдет за рамки векоторой иреследующей определенную цель такти
ческой оркестровки, может поставить под угрозу их выход на более развитые государства с их исключительными воз
можностями по инвестициям и столь необходимыми пере
довыми технологиями. Россия могла предложить слишком мало, чтобы быть по-настоящему достойным партнером по коалиции антигегемонистской направленности.
Лишенная общей идеологии и объединенная лишь "ан
тигегемонистскими" чувствами, подобная коалиция будет по существу альянсом части стран "третьего мира" против наиболее развитых государств. Ни один из членов такой коалиции не добьется многого, а Китай в особенности рис
кует потерять огромный приток инвестиций.
Для
России
аналогично - "призрак российско-китайского альянса . . . резко увеличит шансы, что она снова окажется почти отре
занной от западной технологии и капиталов"
8, как заметил один критически настроенный российский геополитик.
Такой союз в конечном счете обречет всех его участников, будь их два или три, на длительную изоляцию и общую для них отсталость.
Кроме того, Китай окажется старшим партнером в лю
бой серьезной попытке России создать подобную "антигеге
монистскую" коалицию. Имеющий большую численность населения, более развитый в промытленном отношении, более новаторский, более динамичный и потенциально вы
нашивающий определенные территориальные планы в от
ношении России Китай неизбежно присвоит ей статус млад
шего партнера, одновременно испытывая нехватку средств
(а возможно, и нежелание) для помощи России в преодоле
нии ее отсталости. Россия, таким образом, станет буфером между расширяющейся Европой и экспансионистским Ки
таем.
И наконец, некоторые российские эксперты по между
народным делам продолжали лелеять надежду, что патовое состояние в интеграции Европы, включая, возможно, внут-
8
Богатуров А.
Современные отношения и перспективы взаи
модействия России и Соединенных Штатов
11
Независимая газе
та.
-
1 996.
-
28 июня.