ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 28
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ных предпосьmок для эффективного глобального партнер­
ства. Демократически настроенные "прозападники" просто хотели очень многого, но сделать могли очень мало. Они желали равноправного партнерства - или скорее кондоми­
ниума - с США, относительной свободы действий внутри
СНГ и с геополитической точки зрения "ничьей земли" в
Центральной Европе. Однако их двойственный подход к советской истории, отсутствие реализма во взглядах на гло­
бальную власть, глубина экономического кризиса и отсут­
ствие широкой поддержки во всех слоях общества означали, что они не смогут создать стабильной и подлинно демократической России, наличие которой подразумевает концепция "равноправного партнерства" . России необходи­
мо пройти через длительный процесс политических ре­
форм, такой же длительный процесс стабилизации демократии и еще более длительный процесс социально­
экономических преобразований, затем суметь сделать более существенный шаг от имперского мышления в сторону на­
ционального мышления , учитывающего новые геополити­
ческие реальности не только в Центральной Европе, но и особенно на территории бьmшей Российской империи, преж­
де чем партнерство с Америкой сможет стать реально осуще­
ств имым геополитическим вариантом развития обстановки.
При таких обстоятельствах не удивительно, что приори­
тет в отношении "ближнего зарубежья" стал основным эле­
ментом критики прозападного варианта, а также ранней внешнеполитической альтернативой. Она базировалась на том доводе, что концепция "партнерства" пренебрегает тем, что должно быть наиболее важным для
России : а именно ее отношениЯми с бывшими советскими республиками .
"Ближнее зарубежье" стало короткой формулировкой за­
щиты политики, основной упор которой будет сделан на необходимость воссоздания в пределах геополитического пространства, которое когда-то занимал Советский Союз, некоей жизнеспособной структуры с Москвой в качестве центра, принимающего решения . С учетом этого исходного условия широкие слои общества пришли к согласию, что политика концентрирования на Запад, особенно на США, приносит мало пользы, а стоит слишком дорого. Она просто облегчила Западу пользование возможностями, созданными в результате крушения Советского Союза.
Однако концепция "ближнего зарубежья" была большим "зонтиком" , под которым могли собраться несколько раз-


"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 29 личных геопо.тiитических концепций . Эrа концепция собра­
ла под своими знаменами не только сторонников экономи­
ческого функционализма и детерминизма (включая некото­
рых "прозападников"), которые верили, что СНГ может эволюционировать в возглавляемый Москвой вариант ЕС , но и тех, кто видел в экономической интеrрации лишь один из инструментов реставрации империи, который может ра­
ботать либо под "зонтиком" СНГ, либо через специальные соглашения (сформулированные в
1996 г.) между Россией и
Беларусью или между Россией , Беларусью, Казахстаном и
Кыргызстаном ; ее также разделяют романтики-славянофи­
лы, выступающие за "Славянский союз" России , Украины и
Беларуси, и наконец, сторонники до пекоторой степени мистического представления о евразийстве как об основном определении постоянной исторической миссии России.
В его самом узком смысле приоритет в отношении "ближнего зарубежья" включал весьма разумное предложе­
ние, что Россия должна сначала сконцентрировать свои усилия на отношениях с недавно образовавшимвся незави­
симыми государствами , особенно потому, что все они остались привязанными к России реалиями специально поощряемой советской политики стимулирования эконо­
мической взаимозависимости среди них. Это имело и эко­
номический, и геополитический смысл . "Общее экономи­
ческое пространство", о котором часто говорили новые российские руководители, бьmо реалией, которая не могла иmорироваться лидерами недавно образованных независи­
мых государств . Кооперация и даже пекоторая интеrрация бьmи настоятельной экономической потребностью. Таким образом, содействие созданию общих институтов стран
СНГ, чтобы повернуть вспять вызванный политическим распадом Советского Союза процесс экономической дезин­
теrрации и раздробления , бьmо не только нормальным, но и желательным.
Для некоторых русских содействие экономической ин­
теrрации бьmо, таким образом, функционально действен­
ной и политически ответственной реакцией на то, что слу­
чилось. Часто проводилась аналогия между ЕС и ситуацией, сложившейся после распада СССР. Реставрация империи недвусмысленно отвергалась наиболее умеренными сторон­
никами экономической интеrрации. Например, в важном докладе, озаглавленном "Стратегия для
России", опублико­
ванном уже в августе
1 992 года Советом по внешней и обо-
5
З а ка з 2060

1 30
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА роиной политике группой известных личностей и высоко­
поставленных государственных чиновников, "постимперс­
кая проевещенная интеграция" весьма аргументированно отстаивалась как самая правильная программа действий для постсоветского экономического пространства.
Однако упор на "ближнее зарубежье" не бьm просто политически мягкой доктриной регионального экономичес­
кого сотрудничества. В ее геополитическом содержании им елея имперский контекст. Даже в довольно умеренном докладе в
1 992 году говорилось о восстановившейся России, которая в конечном счете установит стратегическое парт­
нерство с Западом, партнерство, в котором Россия будет "регулировать обстановку в В осточной Европе, Средней
Азии и на Дальнем В остоке". Другие сторонники этого приоритета оказались более беззастенчивыми, недвусмыс­
ленно заявляя об "исключительной роли" России на постсо­
ветском пространстве и обвиняя Запад в антироссийской политике, которую он проводит, оказьшая помощь Украине и прочим недавно образовавшимся независимым государ­
ствам.
Типичным, но отнюдь не экстремальным примером ста­
ло суждение
Ю.
Амбарцумова, председателя в
1 993 году парламентского Комитета по иностранным делам и бьшше­
го сторонника приоритета партнерства, который открыто доказывал, что бывшее советское пространство является ис­
ключительно российской сферой геополитического влия ­
ния . В январе
1 994 года его поддержал прежде энергичный сторонник приоритета партнерства с Западом министр ино­
странных дел России Андрей Козырев, который заявил, что
Россия "должна сохранить свое военное присутствие в ре­
гионах, которые столетиями входили в сферу ее интересов" .
И действительно,
8 апреля
1 994 г. "Известия" сообщили, что России удалось сохранить не менее
28 военных баз на территории недавно обретших независимость государств и линия на карте, соединяющая российские военные группи­
ровки в Калининградской области, Молдове, Крыму, Арме­
нии, Таджикистане и на Курильских островах, почти совпа­
дает с линией границы бьшшего Советского Союза, как это видно из карты
XV.
В сентябре
1 995 года президент Ельцин издал официаль­
ный документ по политике России в отношении СНГ, в котором следующим образом классифицировались цели
России :


"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 3 1
Карта
XV
"Главной задачей политики России по отношению к
С НГ является создание экономически и политически интегрированного сообщества государств , которое будет способно претендовать на подобающее ему место в ми­
ровом сообществе . . . консолидация России в роли веду­
щей силы в формировании новой системы межгосудар­
ственных политических и экономических отношений на постсоюзном пространстве" .
Следует отметить политический размах этого усилия , указание на отдельный субъект права, претендующий на "свое" место в мировой системе, и на доминирующую роль
России внутри этого нового субъекта права. В соответствии с этим Москва н астаивала на укреплении политических и военных связей между Россией и недавно возникшим СНГ: чтобы бьmо создано единое военное командование, чтобы вооруженные силы государств СНГ бьmи связаны офици-

1 3 2
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА альным договором, чтобы "внешние" границы СНГ находи­
лись под централизованным контролем (читай : контролем
Москвы), чтобы российские войска играли решающую роль в любых миротворческих операциях внуrри СНГ и чтобы бьmа сформулирована общая внешняя политика стран СНГ, основные институrы которого должны находиться в Москве
(а не в
Минске, как первоначально было решено в
1 99 1 г.) , при этом президент России должен председательствовать на проводимых СНГ встречах на высшем уровне.
И это еще не все.
В документе от сентября
1 995 года также зая влял ось, что "в странах "ближнего зарубежья" должно гарантиро­
ваться распространение программ российского телеви­
дения и радио , должна оказываться поддержка распрос­
транению российских изданий в регионе и Россия должна готовить национальные кадры для стран СНГ.
Особое внимание должно быть уделено восстановле­
нию позиций России в качестве главного образователь­
ного центра на постсоветском пространстве, имея в виду необходимость воспитания молодого поколения в стра­
нах СНГ в духе дружеского отношения к России" .
Отражая подобные настроения , Государственная Дума
России в начале
1 996 года зашла настолько далеко , что объявила ликвидацию Советского Союза юридически не­
действительным шагом. Кроме того, весной того же года
Россия подписала два соглашения , обеспечивающих более тесную экономическую и политическую интеграцию между
Россией и наиболее сговорчивыми членами СНГ. Одно со­
глашение, подписанное с большой помпой и пышностью, предусматривало создание союза между Россией и Белару­
сью в рамках нового "Сообщества Суверенных Республик"
(русское сокращение "ССР" многозначительно напоминало сокращенное название Советского Союза - "СССР") , а другое соглашение, подписанное Россией, Казахстаном,
Беларусью и Кыргызстаном, обусловливало создание в пер­
спективе "Сообщества Объединенных Государств " . Обе инициативы отражали недовольство медленными темпами объединения внуrри СНГ и решимость России продолжать способствовать процессу объединения .
Таким образом, в акценте "ближнего зарубежья" на уси­
ление центральных механизмов СНГ соединились некото-


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 3 3 рые элементы зависимости от объективного экономическо­
го детерминизма с довольно сильной субъективной импер­
ской решимостью. Но ни то ни другое не дали более фило­
софского и к тому же геополитического ответа на все еще терзающий вопрос : "Что есть Россия, каковы ее настоящая миссия и законные rраницы?"
Это именно тот вакуум, который пыталась заполнить все более привлекательная доктрина евразийства с ее фокусом также на "ближнее зарубежье" . Отправной точкой этой ориентации, определенной в терминологии, связанной ско­
рее с культурой и даже с мистикой, бьmа предпосылка, что в геополитическом и культурном отношении Россия не со­
всем европейская и не совсем азиатская страна и поэтому явно представляет собой евразийское государство, что при­
суще только ей . Это - наследие уникального контроля
России над оrромной территорией между Центральной Ев­
ропой и Тихим океаном, наследие империи, которую Мос­
ква создавала в течение четырех столетий своего продвиже­
ния на восток. В результате этого продвижения Россия ассимилировала многочисленные верусекие и неевропейс­
кие народы, приобретя этим единую политическую и куль­
турную иидивидуальность.
Евразийство как доктрина появилось не после распада
Советского Союза. Впервые оно возникло в
XIX веке, но стало более распространенным в ХХ столетии в качестве четко сформулированной альтернативы советскому комму­
низму и в качестве реакции на якобы упадок Запада. Рус­
ские эмиrранты особенно активно распространяли эту док­
трину как альтернативу советскому пути, понимая , что национальное пробуждение нерусских народов в Советском
Союзе требует всеобъемлющей наднациональной доктрины, чтобы окончательный крах коммунизма не привел также к распаду Великой Российской империи .
Уже в середине 20-х годов нынешнего столетия это бьmо ясно сформулировано князем Н . С . Трубецкнм, ведущим выразителем идеи евразийства, который писал, что "коммунизм на самом деле является искаженным вари­
антом европеизма в его разрушении духовных основ и национальной уникальности русского общества, в распространении в нем материалистических критери­
ев, которые фактически правят и Европой, и Амери­
кой . . .

1 34
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Наша задача - создать полностью новую культуру, нашу собственную культуру, которая не будет походитъ на европейскую цивилизацию . . . когда Россия перестанет быть искаженным отражением европейской цивилиза­
ции . . . когда она снова станет самой собой : Россией-Ев­
разией, сознательной наследницей и носительницей ве­
ликого наследия Чингисхана" 6•
Эта точка зрения нашла благодарную аудиторию в за­
пуганной постсоветской обстановке. С одной стороны, коммунизм был заклеймен как предательство русской пра­
вославяости и особой, мистической "русской идеи" , а с другой стороны - бъшо отвергнуrо западничество, по­
скольку Запад считался разложившимся , антирусским с точки зрения культуры и склонным отказать России в ее исторически и географически обоснованных притязаниях на эксклюзивный контроль над евразийскими простран­
ствами.
Евразийству бъш придан академический лоск много и часто цитируемым Львом Гумилевым , историком, геогра­
фом и этнографом, который в своих трудах "Средневековая
Россия и Великая Степь", "Ритмы Евразии" и "География этиоса в исторический период" подвел мощную базу под уrверждение, что Евразия является естественным географи­
ческим окружением для особого русского этноса, следст­
вием исторического симбиоза русского и нерусских наро­
дов - обитателей степей, который в результате привел к возникновению уникальной евразийской культурной и ду­
ховной самобьпности. Гумилев предупреждал, что адапта­
ция к Западу грозит русскому народу потерей своих "этноса и души" .
Этим взглядам вторили, хотя и более примитивно, раз­
личные российские политики-националисты.
Бывший вице-президент Александр Руцкой, например, уrверждал, что "из геополитического положения нашей страны ясно, что Россия представляет собой единственный мостик между
Азией и Европой. Кто станет хозяином этих пространств, тот станет хозяином мира"
7 •
Соперник Ельцина по прези­
дентским выборам
1 996 года коммунист Геннадий Зюганов,
6
N.S. Trybetzkoy. The Legacy of Genghis Khan
11
Cross
Currents. - 1 990. - No 9 . - Р. 68.
7
Interview with L'Espresso
(
R
o m
e
)
. - 1 994. - July 1 5 .