ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 28
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ных предпосьmок для эффективного глобального партнер
ства. Демократически настроенные "прозападники" просто хотели очень многого, но сделать могли очень мало. Они желали равноправного партнерства - или скорее кондоми
ниума - с США, относительной свободы действий внутри
СНГ и с геополитической точки зрения "ничьей земли" в
Центральной Европе. Однако их двойственный подход к советской истории, отсутствие реализма во взглядах на гло
бальную власть, глубина экономического кризиса и отсут
ствие широкой поддержки во всех слоях общества означали, что они не смогут создать стабильной и подлинно демократической России, наличие которой подразумевает концепция "равноправного партнерства" . России необходи
мо пройти через длительный процесс политических ре
форм, такой же длительный процесс стабилизации демократии и еще более длительный процесс социально
экономических преобразований, затем суметь сделать более существенный шаг от имперского мышления в сторону на
ционального мышления , учитывающего новые геополити
ческие реальности не только в Центральной Европе, но и особенно на территории бьmшей Российской империи, преж
де чем партнерство с Америкой сможет стать реально осуще
ств имым геополитическим вариантом развития обстановки.
При таких обстоятельствах не удивительно, что приори
тет в отношении "ближнего зарубежья" стал основным эле
ментом критики прозападного варианта, а также ранней внешнеполитической альтернативой. Она базировалась на том доводе, что концепция "партнерства" пренебрегает тем, что должно быть наиболее важным для
России : а именно ее отношениЯми с бывшими советскими республиками .
"Ближнее зарубежье" стало короткой формулировкой за
щиты политики, основной упор которой будет сделан на необходимость воссоздания в пределах геополитического пространства, которое когда-то занимал Советский Союз, некоей жизнеспособной структуры с Москвой в качестве центра, принимающего решения . С учетом этого исходного условия широкие слои общества пришли к согласию, что политика концентрирования на Запад, особенно на США, приносит мало пользы, а стоит слишком дорого. Она просто облегчила Западу пользование возможностями, созданными в результате крушения Советского Союза.
Однако концепция "ближнего зарубежья" была большим "зонтиком" , под которым могли собраться несколько раз-
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 29 личных геопо.тiитических концепций . Эrа концепция собра
ла под своими знаменами не только сторонников экономи
ческого функционализма и детерминизма (включая некото
рых "прозападников"), которые верили, что СНГ может эволюционировать в возглавляемый Москвой вариант ЕС , но и тех, кто видел в экономической интеrрации лишь один из инструментов реставрации империи, который может ра
ботать либо под "зонтиком" СНГ, либо через специальные соглашения (сформулированные в
1996 г.) между Россией и
Беларусью или между Россией , Беларусью, Казахстаном и
Кыргызстаном ; ее также разделяют романтики-славянофи
лы, выступающие за "Славянский союз" России , Украины и
Беларуси, и наконец, сторонники до пекоторой степени мистического представления о евразийстве как об основном определении постоянной исторической миссии России.
В его самом узком смысле приоритет в отношении "ближнего зарубежья" включал весьма разумное предложе
ние, что Россия должна сначала сконцентрировать свои усилия на отношениях с недавно образовавшимвся незави
симыми государствами , особенно потому, что все они остались привязанными к России реалиями специально поощряемой советской политики стимулирования эконо
мической взаимозависимости среди них. Это имело и эко
номический, и геополитический смысл . "Общее экономи
ческое пространство", о котором часто говорили новые российские руководители, бьmо реалией, которая не могла иmорироваться лидерами недавно образованных независи
мых государств . Кооперация и даже пекоторая интеrрация бьmи настоятельной экономической потребностью. Таким образом, содействие созданию общих институтов стран
СНГ, чтобы повернуть вспять вызванный политическим распадом Советского Союза процесс экономической дезин
теrрации и раздробления , бьmо не только нормальным, но и желательным.
Для некоторых русских содействие экономической ин
теrрации бьmо, таким образом, функционально действен
ной и политически ответственной реакцией на то, что слу
чилось. Часто проводилась аналогия между ЕС и ситуацией, сложившейся после распада СССР. Реставрация империи недвусмысленно отвергалась наиболее умеренными сторон
никами экономической интеrрации. Например, в важном докладе, озаглавленном "Стратегия для
России", опублико
ванном уже в августе
1 992 года Советом по внешней и обо-
5
З а ка з 2060
1 30
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА роиной политике группой известных личностей и высоко
поставленных государственных чиновников, "постимперс
кая проевещенная интеграция" весьма аргументированно отстаивалась как самая правильная программа действий для постсоветского экономического пространства.
Однако упор на "ближнее зарубежье" не бьm просто политически мягкой доктриной регионального экономичес
кого сотрудничества. В ее геополитическом содержании им елея имперский контекст. Даже в довольно умеренном докладе в
1 992 году говорилось о восстановившейся России, которая в конечном счете установит стратегическое парт
нерство с Западом, партнерство, в котором Россия будет "регулировать обстановку в В осточной Европе, Средней
Азии и на Дальнем В остоке". Другие сторонники этого приоритета оказались более беззастенчивыми, недвусмыс
ленно заявляя об "исключительной роли" России на постсо
ветском пространстве и обвиняя Запад в антироссийской политике, которую он проводит, оказьшая помощь Украине и прочим недавно образовавшимся независимым государ
ствам.
Типичным, но отнюдь не экстремальным примером ста
ло суждение
Ю.
Амбарцумова, председателя в
1 993 году парламентского Комитета по иностранным делам и бьшше
го сторонника приоритета партнерства, который открыто доказывал, что бывшее советское пространство является ис
ключительно российской сферой геополитического влия
ния . В январе
1 994 года его поддержал прежде энергичный сторонник приоритета партнерства с Западом министр ино
странных дел России Андрей Козырев, который заявил, что
Россия "должна сохранить свое военное присутствие в ре
гионах, которые столетиями входили в сферу ее интересов" .
И действительно,
8 апреля
1 994 г. "Известия" сообщили, что России удалось сохранить не менее
28 военных баз на территории недавно обретших независимость государств и линия на карте, соединяющая российские военные группи
ровки в Калининградской области, Молдове, Крыму, Арме
нии, Таджикистане и на Курильских островах, почти совпа
дает с линией границы бьшшего Советского Союза, как это видно из карты
XV.
В сентябре
1 995 года президент Ельцин издал официаль
ный документ по политике России в отношении СНГ, в котором следующим образом классифицировались цели
России :
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 3 1
Карта
XV
"Главной задачей политики России по отношению к
С НГ является создание экономически и политически интегрированного сообщества государств , которое будет способно претендовать на подобающее ему место в ми
ровом сообществе . . . консолидация России в роли веду
щей силы в формировании новой системы межгосудар
ственных политических и экономических отношений на постсоюзном пространстве" .
Следует отметить политический размах этого усилия , указание на отдельный субъект права, претендующий на "свое" место в мировой системе, и на доминирующую роль
России внутри этого нового субъекта права. В соответствии с этим Москва н астаивала на укреплении политических и военных связей между Россией и недавно возникшим СНГ: чтобы бьmо создано единое военное командование, чтобы вооруженные силы государств СНГ бьmи связаны офици-
1 3 2
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА альным договором, чтобы "внешние" границы СНГ находи
лись под централизованным контролем (читай : контролем
Москвы), чтобы российские войска играли решающую роль в любых миротворческих операциях внуrри СНГ и чтобы бьmа сформулирована общая внешняя политика стран СНГ, основные институrы которого должны находиться в Москве
(а не в
Минске, как первоначально было решено в
1 99 1 г.) , при этом президент России должен председательствовать на проводимых СНГ встречах на высшем уровне.
И это еще не все.
В документе от сентября
1 995 года также зая влял ось, что "в странах "ближнего зарубежья" должно гарантиро
ваться распространение программ российского телеви
дения и радио , должна оказываться поддержка распрос
транению российских изданий в регионе и Россия должна готовить национальные кадры для стран СНГ.
Особое внимание должно быть уделено восстановле
нию позиций России в качестве главного образователь
ного центра на постсоветском пространстве, имея в виду необходимость воспитания молодого поколения в стра
нах СНГ в духе дружеского отношения к России" .
Отражая подобные настроения , Государственная Дума
России в начале
1 996 года зашла настолько далеко , что объявила ликвидацию Советского Союза юридически не
действительным шагом. Кроме того, весной того же года
Россия подписала два соглашения , обеспечивающих более тесную экономическую и политическую интеграцию между
Россией и наиболее сговорчивыми членами СНГ. Одно со
глашение, подписанное с большой помпой и пышностью, предусматривало создание союза между Россией и Белару
сью в рамках нового "Сообщества Суверенных Республик"
(русское сокращение "ССР" многозначительно напоминало сокращенное название Советского Союза - "СССР") , а другое соглашение, подписанное Россией, Казахстаном,
Беларусью и Кыргызстаном, обусловливало создание в пер
спективе "Сообщества Объединенных Государств " . Обе инициативы отражали недовольство медленными темпами объединения внуrри СНГ и решимость России продолжать способствовать процессу объединения .
Таким образом, в акценте "ближнего зарубежья" на уси
ление центральных механизмов СНГ соединились некото-
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 16
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 3 3 рые элементы зависимости от объективного экономическо
го детерминизма с довольно сильной субъективной импер
ской решимостью. Но ни то ни другое не дали более фило
софского и к тому же геополитического ответа на все еще терзающий вопрос : "Что есть Россия, каковы ее настоящая миссия и законные rраницы?"
Это именно тот вакуум, который пыталась заполнить все более привлекательная доктрина евразийства с ее фокусом также на "ближнее зарубежье" . Отправной точкой этой ориентации, определенной в терминологии, связанной ско
рее с культурой и даже с мистикой, бьmа предпосылка, что в геополитическом и культурном отношении Россия не со
всем европейская и не совсем азиатская страна и поэтому явно представляет собой евразийское государство, что при
суще только ей . Это - наследие уникального контроля
России над оrромной территорией между Центральной Ев
ропой и Тихим океаном, наследие империи, которую Мос
ква создавала в течение четырех столетий своего продвиже
ния на восток. В результате этого продвижения Россия ассимилировала многочисленные верусекие и неевропейс
кие народы, приобретя этим единую политическую и куль
турную иидивидуальность.
Евразийство как доктрина появилось не после распада
Советского Союза. Впервые оно возникло в
XIX веке, но стало более распространенным в ХХ столетии в качестве четко сформулированной альтернативы советскому комму
низму и в качестве реакции на якобы упадок Запада. Рус
ские эмиrранты особенно активно распространяли эту док
трину как альтернативу советскому пути, понимая , что национальное пробуждение нерусских народов в Советском
Союзе требует всеобъемлющей наднациональной доктрины, чтобы окончательный крах коммунизма не привел также к распаду Великой Российской империи .
Уже в середине 20-х годов нынешнего столетия это бьmо ясно сформулировано князем Н . С . Трубецкнм, ведущим выразителем идеи евразийства, который писал, что "коммунизм на самом деле является искаженным вари
антом европеизма в его разрушении духовных основ и национальной уникальности русского общества, в распространении в нем материалистических критери
ев, которые фактически правят и Европой, и Амери
кой . . .
1 34
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Наша задача - создать полностью новую культуру, нашу собственную культуру, которая не будет походитъ на европейскую цивилизацию . . . когда Россия перестанет быть искаженным отражением европейской цивилиза
ции . . . когда она снова станет самой собой : Россией-Ев
разией, сознательной наследницей и носительницей ве
ликого наследия Чингисхана" 6•
Эта точка зрения нашла благодарную аудиторию в за
пуганной постсоветской обстановке. С одной стороны, коммунизм был заклеймен как предательство русской пра
вославяости и особой, мистической "русской идеи" , а с другой стороны - бъшо отвергнуrо западничество, по
скольку Запад считался разложившимся , антирусским с точки зрения культуры и склонным отказать России в ее исторически и географически обоснованных притязаниях на эксклюзивный контроль над евразийскими простран
ствами.
Евразийству бъш придан академический лоск много и часто цитируемым Львом Гумилевым , историком, геогра
фом и этнографом, который в своих трудах "Средневековая
Россия и Великая Степь", "Ритмы Евразии" и "География этиоса в исторический период" подвел мощную базу под уrверждение, что Евразия является естественным географи
ческим окружением для особого русского этноса, следст
вием исторического симбиоза русского и нерусских наро
дов - обитателей степей, который в результате привел к возникновению уникальной евразийской культурной и ду
ховной самобьпности. Гумилев предупреждал, что адапта
ция к Западу грозит русскому народу потерей своих "этноса и души" .
Этим взглядам вторили, хотя и более примитивно, раз
личные российские политики-националисты.
Бывший вице-президент Александр Руцкой, например, уrверждал, что "из геополитического положения нашей страны ясно, что Россия представляет собой единственный мостик между
Азией и Европой. Кто станет хозяином этих пространств, тот станет хозяином мира"
7 •
Соперник Ельцина по прези
дентским выборам
1 996 года коммунист Геннадий Зюганов,
6
N.S. Trybetzkoy. The Legacy of Genghis Khan
11
Cross
Currents. - 1 990. - No 9 . - Р. 68.
7
Interview with L'Espresso
(
R
o m
e
)
. - 1 994. - July 1 5 .