Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2606

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
224 застрахованного за границей. Чаще всего такая информация проверяется по соответствующим отметкам службы пограничного контроля о пересечении границы иностранного государства в паспорте Застрахованного лица.
Находясь в Греции, гражданка Ш. почувствовала себя плохо. У нее поднялась температура и началась рвота. При проверке по отметкам службы пограничного контроля, в паспорте застрахованной фактического количества дней пребывания гражданки Ш. за границей, было установлено, что на момент заболевания с даты начала действия страхового полиса она находилась за границей 168 дней из возможных 90 дней, как было указано в полисе. Таким образом, страховая компания была вынуждена отказать в выплате страхового обеспечения по данному случаю.
Кейс 9. Как работает имущественное страхование
История первая.
Андрей К. пришел оформлять новый полис ОСАГО на свою «Ладу
Калину». В страховой компании, где он был постоянным клиентом, предложили дополнительно приобрести еще и полис добровольного страхования автогражданской ответственности
(ДСАГО).
ОСАГО гарантирует компенсацию ущерба, нанесенного владельцем полиса, не больше, чем на 120 тыс. руб. для одной пострадавшей по вине владельца полиса машины, а если таких пострадавших машин несколько или пострадали люди – то чуть-чуть больше: 160 тыс. руб. ДСАГО же за совсем небольшие деньги – всего 2,3 тыс. руб. – увеличивало размер страхового возмещения пострадавшим от действий владельца полиса до 3 млн. руб. Андрей посчитал, что такая страховка будет ему нелишней – на дороге полным-полно дорогих иномарок, которые даже после небольшой аварии потребуют ремонта на сотни тысяч руб. Если разобьешь какой-нибудь лимузин, ОСАГО не спасет, и чтобы возместить нанесенный ущерб, вконец разоришься.
Почти целый год Андрей ездил безо всяких приключений, но за месяц до окончания срока полиса ДСАГО, в гололед, не справился с управлением и

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
225
покорежил сразу две машины. «Волгу» – это еще куда ни шло, но вторым пострадавшим стал блестящий новенький «Мерседес». И, вроде, не так сильно побились в аварии машины, а им насчитали ущерба чуть ли не на 700 тыс. руб.
Вот когда Андрей похвалил себя, что не поскупился на ДСАГО, иначе сейчас ему пришлось бы платить из своего кармана 400 тыс. руб.
Страховой бюджет Андрея К.:
 Стоимость полиса – 2300 руб.
 Страховая сумма – 3 млн. руб.
 Страховое возмещение автогражданской ответственности – 415 тыс. руб.
История вторая.
В застрахованную квартиру Марины С. проникли грабители. Они вынесли наличные деньги и драгоценности, поломали замки входной двери, разбили телевизор, стекла, стеклянные полки в шкафах, хрустальные рюмки и вазы.
По полису было застраховано домашнее имущество (кроме денег и драгоценностей), а также внутренняя отделка и инженерное оборудование квартиры.
Сумма страховой выплаты рассчитывалась следующим образом:
1. Наличные деньги и драгоценности не были застрахованы, поэтому за них возмещение не выплачивалось.
2.
Хрустальные рюмки (36 рюмок и фужеров), вазы (2 шт.) и телевизор были указаны в описи застрахованного имущества с указанием стоимости. Ущерб был возмещен полностью (всего 45 000 руб. за рюмки и вазы и 8 500 руб. за телевизор).
3.
Мебельные гарнитуры также были включены в опись. Поскольку в шкафах были разбиты стекла и стеклянные полки, сумма страховой выплаты рассчитывалась исходя из расходов, необходимых для ремонта шкафов.
Услуги по изготовлению и установке стекол и полок составили 18 500 руб., эта сумма была выплачена страхователю.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
226 4.
Условия страхования предусматривали защиту внутренней отделки, а поскольку входная дверь включается во внутреннюю отделку, сумма выплаты определялась стоимостью услуг по замене замков, которые составили 6 300 руб.
История третья.
За страхование внутренней отделки однокомнатной квартиры на 1 млн руб. Сергей заплатил 5 200 руб., договор был заключен на год. Летом, когда хозяева были на даче, квартиру залили соседи, в результате повредились паркетные полы, потолок и обои в комнате и коридоре. По оценке независимого эксперта, ущерб составил 296 685 руб., в том числе 136 826 руб. на ремонтно-восстановительные работы и 159 859 руб. на отделочные материалы. Эта сумма была перечислена Сергею в течение 12 дней после того, как он заявил об ущербе. Ну а если бы страховки не было, платить пришлось бы из своего кармана либо можно было взыскать расходы на ремонт с соседей, потратив время и нервы на суды.
Кейс 10. Как работает накопительное страхование жизни
История первая
Максим К. справил 45-летие, и это событие навело его на размышления: сегодня он преуспевающий специалист, хорошо зарабатывает, а что ждет его лет через 15? Сможет ли он с тем же успехом работать в 60 лет? Не исключено, что он потеряет работу и не сможет найти ничего равнозначного по причине неумолимого возрастного ценза. А на пенсии хотелось бы иметь комфорт и путешествовать. О том, чтобы сесть на шею сыновьям, Максиму даже и думать не хотелось – он не выносил ощущать свою зависимость от других людей.
Приятели давали разные советы – копить деньги в пенсионном фонде, инвестировать в ценные бумаги, элементарно откладывать на банковский депозит. Но все эти способы имели тот или иной недостаток. Пенсионный фонд давал уж очень низкую доходность – в результате сбережения обесценивались из-за инфляции. Покупка ценных бумаг несла в себе чересчур

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
227
высокий риск – мало ли что станется даже с крупным предприятием через 15 лет? А если держать деньги в банке – чересчур велик соблазн потратить их на какую-нибудь прихоть.
В результате Максим остановился на накопительном страховании жизни. Хотя доходность такой способ сбережения дает небольшую, зато обладает ценным преимуществом – гарантирует выплату крупной суммы в случае расстройства здоровья. При этом если застрахованный получает выплаты по страховым случаям, связанным с расстройством здоровья, это никак не влияет на размер суммы, которую ему гарантируют выплатить, когда срок действия страховки закончится.
Максиму предложили на выбор два варианта получения страховой суммы после окончания срока действия договора: единовременную выплату или пожизненное обеспечение. Второй вариант показался ему более подходящим для его целей.
Поскольку точкой отсчета Максим выбрал свое 60-летие, он заключил договор накопительного страхования на 15 лет. По окончании этого срока страховая компания обязалась ежемесячно выплачивать ему 25 тыс. руб.
Максим же должен платить по страховке раз в полгода 80 тыс. руб.
В то же время страховка гарантирует выплату возмещения на сумму 400 тыс. руб. в случае получения инвалидности I и II группы, а также при диагностировании указанного в договоре смертельно опасного заболевания.
Более того, в случае утраты трудоспособности из-за получения инвалидности
I и II группы договор страхования гарантирует пожизненное обеспечение в размере 8000 руб. ежемесячно– и, что немаловажно, с момента получения инвалидности застрахованный полностью освобождается от обязанности платить взносы по страховке.
Таким образом, после 60 лет Максим будет ежемесячно получать свои
25 тыс. руб., даже если через несколько лет вдруг окажется инвалидом и перестанет платить за страховку.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
228
Страховка Максима включила в себя и риск смерти застрахованного: если он умрет, не дожив до 60 лет, уплаченные им по страховке деньги не пропадут: их поровну выплатят жене и двоим сыновьям.
История вторая
В семье Виктора Т. и Марины Л. подрастал сын. Когда он пошел в третий класс, родители задумались о том, что время летит быстро – не за горами окончание школы, когда мальчику надо будет поступать в институт.
Полной уверенности в том, что сын сможет поступить на бюджетное место, не было – хотя он был не глупее сверстников, но особыми талантами не блистал.
Учеба в хорошем вузе – удовольствие не из дешевых, так что о средствах следовало позаботиться заранее.
На родительском собрании
Марина разговорилась с мамой одноклассника своего сына и поделилась своими мыслями насчет будущей учебы в вузе. Та посоветовала ей накопить денег с помощью страховки.
Получишь не только запланированную сумму к нужному моменту, но еще и страховую защиту на случай всяких фатальных несчастий – смерти, инвалидности.
Марина посчитала идею заслуживающей внимания.
После консультации в страховой компании было решено застраховать в пользу сына
Виктора, поскольку он был главным добытчиком, и его смерть или тяжкая болезнь больнее всего ударила бы по благосостоянию семьи. Договор страхования заключили на 9 лет, с тем расчетом, чтобы получить выплату по страховке к моменту окончания школы.
Виктор и Марина прикинули и решили, что им по силам будет платить за страховку 40 тыс. руб. раз в полгода. Такой вариант обеспечивает получение
1,2 млн руб. плюс инвестиционный доход не менее 4% годовых.
В случае смерти Виктора или получения им инвалидности I группы, по условиям договора, дальше платить за страховку будет не надо, но при этом его сын к 18 годам все равно получит 1,2 млн руб. и начисленный инвестиционный доход.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
229 3.5 Тема 1.5 «Финансы государства (региона, муниципалитета), налоги, социальное обеспечение граждан»
Данная тема направлена на то, чтобы сформировать общее понимание устройства финансов государства, основных направлений их формирования и использования. Эта проблематика выходит за рамки финансовой грамотности в узком смысле слова (знания основ функционирования финансовых рынков и финансовых инструментов), при этом она очень важна для формирования разумного и ответственного финансового поведения гражданина. Тема о налогах и налоговых льготах для граждан представлены на протяжении всех тем курса, в настоящей теме материал представлен с точки зрения государства и добавлены практические задачи по налогам, включающие все темы курса. В разделе социального обеспечения речь идет о социальной поддержке граждан со стороны государства.
Тема изучается самостоятельно!
Общая характеристика преподавания темы 1.5:
Общий объем
2 ч. из них: аудиторных занятий самостоятельная работа
2 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций не менее
1 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий не менее
1 ч.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
230
Таблица 1.1.5 План преподавания темы 1.5
Тема
Осваиваемое студентами содержание
Сред-ва обучения
Формы занятия ч.
Финансовая, налоговая система и система социальной поддержки
Российской
Федерации
Бюджетная и налоговая системы (федеральный, региональный и местный уровни),
Налогообложение граждан и организаций, социальное обеспечение граждан в России.
ДМ расчетные задачи
УП:
§ 1.5, ДМ
СР: изучение текста УП,
ДМ, § 1.5 и просмотр ВЛ:
№ 12 «Бюджетная и налоговая системы в
Российской Федерации
(федеральный, региональный, местный уровни)»; № 13
«Налогообложение граждан и организаций»; № 14
«Социальное обеспечение граждан в Российской
Федерации»
2 ч.
Тема 1.5
Все содержание
УП, ВЛ,
ДМ
Подготовка к тестированию
Итого
2 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 1.1.5. представлена последовательность изучения темы.
Студенты должны самостоятельно изучить следующие подтемы УП:
1.5.1 «Бюджетная и налоговая системы в Российской Федерации
(федеральный, региональный, местный уровни)», 1.5.2 «Налогообложение граждан и организаций» и 1.5.3 Социальное обеспечение граждан в
Российской Федерации.
Необходимо предоставить возможность посмотреть видеолекции: № 12
«Бюджетная и налоговая системы в Российской Федерации (федеральный, региональный, местный уровни)», № 13 «Налогообложение граждан и организаций» и № 14 «Социальное обеспечение граждан в Российской
Федерации».
Студентам желательно сообщить, что Задания, Задачи, Кейсы
Методических рекомендаций помогут в короткие сроки освоить Тему 1.5.
Следует обратить внимание на Excel-файл, вкладка «Налоги», где

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
231
представлены варианты расчета налогов по операциям с акциями, облигациями, а также на Слайды Презентации 233–262.
Студентам рекомендуется сообщить, что следует обратить внимание на соответствующие компетенции (см. Памятку):
 понимание устройства финансовой системы России, назначении внебюджетных фондов, понимании платежей, которые направляет работодатель за работника в эти фонды (Презентация, Слайды
234–247);
 умение пользоваться информационно-правовыми системами
«Консультант Плюс» и «Гарант» (сайты с бесплатными версиями систем) по актуализации знаний в области налогообложения, социальных пособий и других льгот, организации медицинского обязательного страхования, мер государства в области демографической политики, знание нормативно-правовых документов о финансовой системе России;
 умение пользоваться сайтом налоговой службы www.nalog.ru
, работать в личном кабинете на этом сайте с необходимыми мерами безопасности;
 умение найти нужные налоговые ставки по интересующему налогу, период оплаты, особенности формирования налоговой базы, необходимости составления и подачи налоговой декларации;
 умение применить имущественные, инвестиционные, социальные вычеты в своей жизни (Презентация, Слайды 192–197, 248–262);
 знание о наличии упрощенной системы налогообложения (связь с темой 1.7).


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
232
Тесты
На основании Презентации и УП преподаватель может дополнительно разработать вопросы по теме.
1.
Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с: a) шестнадцатилетнего возраста; b) четырнадцатилетнего возраста; c) восемнадцатилетнего возраста.
2.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет: a) заработной платы за прошедший месяц, выплачиваемой налоговым агентом налогоплательщику; b) любых денежных средств, при начислении указанных выплат; c) любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств.
3.
Физические лица налоговые резиденты Российской
Федерации: a) граждане Российской Федерации; b) физические лица, находящиеся на территории России не менее
183 дней в календарном году; c) физические лица, получающие доходы на территории России в течение более 183 дней.
4.
Потребители услуг освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд: a) в случае выигрыша спора; b) по любым искам, связанным с нарушением их прав; c) в случае причинения ущерба жизни и здоровью.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
233 5.
Имущественный вычет при покупке квартиры можно получить на сумму: a) до 1 000 000 руб.; b) до 1 500 000 руб.; c) до 2 000 000 руб.
6.
Для получения имущественного вычета при покупке квартиры необходимо подать документы в налоговые органы: a) в течение года после покупки; b) в следующем году после покупки, но не позже 30 апреля; c) в любое время.
7.
В течение какого срока можно получать вычет по уплате процентов по ипотеке? a)
Три года от начала действия кредитного договора. b)
Пять лет от начала действия кредитного договора. c)
Ежегодно, пока общая сумма вычета не достигнет 3 млн. руб.
8.
При получении налогового вычета налогоплательщик имеет право предъявить: a) затраты на оплату услуги; b) затраты по целевому кредиту. c)
Все указанные выше затраты.
9.
Максимальная сумма социального вычета: a)
150 000 руб.; b)
120 000 руб.; c)
50 000 руб.; d)
2 000 000 руб.
10.
Обязательными условиями получения социального вычета являются: a) наличие лицензии у учреждения и акта о выполненных работах;