Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2650
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
253
Объект налогообложения
Ставка налога, % от кадастровой стоимости
Объекты, кадастровая стоимость которых не превышает 300 млн.руб.
Квартиры, комнаты
0,1%
Жилые дома
0,3%
Объекты незавершённого строительства (жилой дом)
0,3%
Комплекс недвижимости, в состав которого входит жилое помещение
0,3%
Гараж, машино-место
0,3%
Хозяйственные строения и сооружения, площадь которых не превышает 50 кв.м., расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС
0,3%
Поскольку имущество находится в общей собственности, то в качестве объекта налогообложения выступает доля каждого налогоплательщика в праве собственности, которая составляет 50% и для мужа, и для жены. Так как муж освобожден от уплаты налога, то налог на имущество заплатит только жена.
Налоговая база для жены составит 350 тыс. руб. (50% от 700 тыс. руб.), а сумма налога, которая фактически будет уплачена 350 тыс. руб. * 0,003 = 1 050 руб.
Задача 11. Пусть ежемесячный доход Ивановой Елены Николаевны составляет
30 000 руб.
Гражданка
Иванова имеет одного несовершеннолетнего ребенка и является матерью-одиночкой. Елена
Николаевна подала заявление на предоставление стандартного налогового вычета на себя и ребенка. Какова будет налоговая база для расчета НДФЛ?
Решение. Стандартный налоговый вычет каждому работнику в 400 руб.
(предел 40 тыс. руб. заработной платы) отменен. Гражданка Иванова имеет право на налоговый вычет на ребенка в размере 2 800 (двойная ставка для матерей-одиночек) руб. за первые 11месяцев года, так как только в двенадцатом месяце года (декабре) ее доход, исчисленный нарастающим итогом и равный 360 000 руб., превышает установленную законом сумму в
350 000 руб. Таким образом, общая сумма налоговых вычетов за год составит:
2800 ∗ 11 = 30 800 руб. Налоговая база для расчета подоходного налога равна:
30 000 × 12 − 18 400 = 329 200 руб.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
254
Задача 12. Супруги Петровы приобрели квартиру стоимостью 5 млн руб. в совместную собственность. Рассчитайте, какую сумму уплаченных налогов сможет вернуть себе каждый из супругов.
Решение. Супруги имеют право на получение налогового вычета в размере 2 млн руб. Этот вычет они могут получить разными способами. Если будет заявлена пропорция 50% к 50%, то каждый супруг получит 130 тыс. руб., при этом оба не смогут больше претендовать на имущественный вычет при покупке жилья. При любом другом распределении вычета, при котором оба супруга получают положительные доли, например, 10% к 90%, ни один из супругов не сможет больше претендовать на имущественный вычет при покупке жилья. Однако, если супругами будет указана в заявлении пропорция
0% к 100% в пользу мужа, то супруг сможет вернуть себе 260 тыс. руб. уплаченных налогов, а при покупке следующей квартиры его жена будет иметь право на имущественный налоговый вычет.
Задача 13. Гражданин Колесов, являющийся налоговым резидентом
Российской Федерации, израсходовал за 2012 г. 60 000 руб. на образование сына, 75 000 руб. на медицинское обслуживание жены и 50 000 руб. на добровольное пенсионное страхование для себя. Ежемесячный доход гражданина Колесова в виде зарплаты составляет 30 000 руб. Какую сумму получит гражданин Колесов в 2013 г., если правильно учтет понесенные расходы для получения социальных налоговых вычетов?
Решение. Гражданин Колесов имеет право на социальный вычет в размере 120 тыс. руб. на расходы, связанные с медицинскими услугами и финансированием (страхованием) пенсии, на свое образование. Его реальные затраты на эти категории расходов превышают эту сумму (50 + 75 = 125), поэтому он сможет учесть, как налоговый вычет по этой группе расходов, только 120 тыс. руб. Дополнительно налогоплательщик имеет право на налоговый вычет в размере 50 тыс. руб. на расходы, связанные с образованием ребенка. Этот вычет гражданин Колесов должен учесть полностью, так как реальные расходы в 60 тыс. руб. превышают установленные 50 тыс. Таким
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
255
образом, гражданин Колесов имеет право на социальные налоговые вычеты в размере 170 тыс. руб. Его суммарный годовой доход (360 тыс. руб.) превышает эту сумму, поэтому вся сумма возмещаемых средств может быть возвращена в 2013 г. Эта сумма составит 170 000 × 13% = 22 100 руб.
Задача 14. Петров купил акции на организованном рынке ценных бумаг в июне 2015 года.
Первоначальная сумма инвестирования составила 100 тыс. руб. Петров продал акции в начале июля 2018 г. Стоимость выросла в 3 раза. Выручка составила
300 тыс. руб. Сколько брокер удержит налога?
Решение.
Инвестор владел бумагами более трех лет. Налоговая ставка по НДФЛ ноль процентов, если доход за три года владения не превысил 9 млн руб.
(каждый год нулевая ставка применяется на сумму дохода не выше 3 млн руб, если инвестор владел ценными бумагами более трех лет). Брокер не будет удерживать налог с дохода в 300 тыс. руб. – 100 тыс. руб.
Задача 15. 2018 г. Инвестор через брокера на Московской бирже купил корпоративную облигацию номиналом 1 000 руб. Ставка рефинансирования
(ключевая ставка) в январе этого года составила 7.75% и, допустим, такая ставка рефинансирования продержалась весь год. Процентный доход 15%, выплачивается в конце года. Цена приобретения 98% от номинала.
Определите сумму налога по такой операции? Кто удержит налог по купонным выплатам за этот год? Нужно ли подавать налоговую декларацию?
Можно ли применить тут имущественный налоговый вычет в 250 тыс. руб.?
(для информации: точные расчеты купонов смотри на сайте Mосковской биржи https://www.moex.com/ru/bondization/calc)
Решение.
1. Налоговая база по купону (НБ к) = 1000*15% – 1000 (7,75%+5%) = 150-
127,5=22,5 руб.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
256 2. НБ курсовой стоимости (НБ кс) = 1000* (100%-98%) = 2,6 руб.3. Налог, который удержит брокер (он налоговый агент ст. 226), будет равен =
НБк*35%+НБ кв*13%= 3,84 руб.
4. Налоговую декларацию в случае удержания налога налоговым агентом подавать не надо.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
257
Кейсы
Мини кейс 1 (необходимо рекомендовать на самостоятельное изучение)
Кейс показывает практический пример использования социального вычета. Совместно с Заданием 9 и Задачами 4, 7, 11 иллюстрирует виды социальных вычетов и предел расходов в комбинированных случаях (в течение года были расходы на медицинское обслуживание и на образование)
Задание 9, Задачи 4, 7 и 11 в Теме 1.5 Методических рекомендаций. Ст. 219
НК Российской Федерации.
В начале 2017 г. системного администратора Конакова В. А. решили повысить в должности до технического директора компании с ежемесячной заработной платой 50 000 руб. Конаков В. А. в связи с получением новой должности решил получить второе высшее образование в университете, ежегодная стоимость обучения в котором составляет 100 000 руб., а срок обучения – 3 года. В том же году он поступил в университет и решил сразу оплатить полную стоимость обучения за 3 года в размере 300 000 руб. В начале
2018 г. Конаков В. А. обратился в налоговый орган на получение социального налогового вычета по расходам на обучение (о других вычетах он не заявлял).
Т. к. расходы, по которым можно получить социальный вычет, ограничиваются 120 000 руб., вычет составил 15 600 руб.:
120 000 руб. × 13% = 15 600 руб.
Поскольку работодатель в 2012 г. уплатил с доходов Конакова В. А.
НДФЛ в размере 78 000 руб. (50 000 руб. × 12 месяцев × 13%), вычет он смог получить в полном объеме.
Если бы Конаков В. А. оплачивал обучение поэтапно, т. е. в размере 100 000 руб. в год, суммарный размер вычета на обучение за 3 года составил бы 39 000 руб.:
(100 000 руб. × 13%) × 3 года = 39 000 руб.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
258
Поэтому, оплачивая многолетнее обучение единовременно, Конаков
В. А. потерял часть вычета, поскольку полная стоимость обучения в 300 000 руб. превысила предел расходов в 120 000 руб., с которого рассчитывался размер социального вычета.
Мини кейс 2 (необходимо рекомендовать на самостоятельное изучение)
ДМ, Excel-файл «Расчетные задачи» Вкладка «ИИС» - можно разобрать с точки зрения Инвестиционного вычета (ст. 219.1)
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
259 3.6 Тема 1.6 «Пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды»
Данная тема посвящена вопросам функционирования пенсионной системы в России, которая в настоящее время является достаточно сложной для понимания. Описывается государственная и негосударственные части пенсионной системы Российской Федерации, виды пенсий, как они формируются и роль гражданина в формировании своей пенсии, показаны направления развития пенсионной систем Российской Федерации в будущем.
Общая характеристика преподавания темы 1.6:
Общий объем
2 ч. из них: аудиторных занятий самостоятельная работа
2 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций не менее
1 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий не менее
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
260
Таблица 1.1.6 План преподавания темы 1.6
Тема
Осваиваемое студентами содержание
Сред-ва обучения
Формы занятия ч.
Пенсионная система
Российской
Федерации
Пенсионная система
Российской Федерации, ее государственная и негосударственная части. Будущее пенсионной системы
Российской Федерации
УП:
§ 1.6, ДМ
СР: изучение текста УП,
ДМ, § 1.6 и просмотр ВЛ:
№ 15 «Пенсионная система
России и пенсионное обеспечение граждан»; № 16 «Негосударственные пенсионные фонды и пенсионные программы для населения»
2 ч.
Тема 1.6
Все содержание
УП, ВЛ,
ДМ
Подготовка к тестированию
Итого
2 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 1.1.6. представлена последовательность изучения темы.
Студенты должны самостоятельно изучить следующие подтемы УП:
1.6.1 Пенсионная система России и пенсионное обеспечение граждан и
1.6.2 Негосударственные пенсионные фонды и пенсионные программы для населения.
Студентам необходимо предоставить возможность посмотреть видеолекции: № 15 «Пенсионная система России и пенсионное обеспечение граждан» и № 16 «Негосударственные пенсионные фонды и пенсионные программы для населения».
Студентам желательно сообщить, что Задания, Задачи, Кейсы
Методических рекомендаций помогут в короткие сроки освоить Тему 1.6.
Обратить внимание на Excel-файл, вкладка «Пенсии», где предствлен расчет формирования дополнительной пенсии для молодых людей с ежемесячным взносом в сумме 10% от месячного дохода и Слайды
Презентации по теме 263–291.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
261
Студентам рекомендуется сообщить, что следует обратить внимание на соответствующие компетенции (см. Памятку):
умение пользоваться информационно-правовыми системами
«Консультант Плюс» и «Гарант» (сайты с бесплатными версиями систем), сайтом Банка России, сайтом Пенсионного фонда
Российской Федерации (www.pfrf.ru) в ее бесплатных версиях по актуализации знаний в области пенсионного обеспечения: государственного, негосударственного, знание нормативно- правовых документов в сфере пенсионного обеспечения в России
(Презентация, Слайд 263, 264);
понимание причин изменения законодательства в вопросе о возрасте возникновения права на государственную пенсию и какие изменения предстоят в течение пяти последующих лет
(Презентация, Слайды 266–270, 281);
умение различать характеристики накопительной части ОПС и накопительной части добровольно формируемой дополнительной пенсии (Презентация, Слайды 270–280);
умение выбрать НПФ (Презентация, Слайды 283–286);
умение разбираться и выбрать необходимую схему формирования дополнительной негосударственной пенсии, умение пользоваться финансовыми калькуляторами, знать налоговые льготы
(Презентация, Слайды 287–291 и Excel-Файл «Примеры расчетных задач», Вкладка «Пенсии»).
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
262
Тесты
На основании Презентации и УП преподаватель может дополнительно разработать вопросы по теме.
1.
Современная пенсионная система Российской Федерации относится к: a) распределительной; b) системе на принципе солидарности поколений; c) накопительной; d) распределительно-накопительной; e) обязательно-индексируемой и одноуровневой.
2.
Коэффициент замещения равен: a) отношению средней пенсии к средней заработной плате; b) отношению назначаемой в текущем году пенсии по выбранному случайным образом гражданину к его общей величине дохода до выхода на пенсию; c) отношению числа пенсионеров к числу работающих; d) отношению числа вновь выходящих на рынок труда к числу выходящих на пенсию.
3.
СНИЛС – это: a) документарное оформленное получение гражданином ИНН
(выписка из реестра); b) номер на пластиковой карточке, который позволяет получать гражданину информацию о государственных и муниципальных услугах, работодателю выступать страхователем по пенсионному обеспечению; c) банковская карточка, на которую перечисляются пенсия, пособия и иные выплаты со стороны государства;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
263
d) документ, позволяющий пенсионеру получать льготы и выплаты от государства (оплата проезда в транспорте, получение лекарств, пенсионных выплат, социальных пособий).
4.
Марии Петровой летом 2016 года исполнится 55 лет. Она проработала в больнице медицинской сестрой только 2 года, а остальное время ухаживала за детьми (их у нее трое), затем за старой матерью, которая дожила до 90 лет. Вправе ли Мария претендовать на пенсию по старости? a)
Да, так как у нее подошел «пенсионный возраст» и имеется достаточный стаж. b)
Да, так как у нее подошел «пенсионный возраст», а наличие стажа не обязательно (важно только для молодежи). c)
Нет, так как у нее недостаточно трудового (страхового) стажа. d)
Нет, так как с 2016 года для выхода на пенсию женщине требуется не менее 60 лет по возрасту.
5.
Существенная пенсионная реформа в России имела место в
2002 году и продолжается в 2018 г. Продолжите предложение:
Главным элементом этой системы стал переход: a) от страховой пенсии к добровольно-накопительной; b) от распределительной системы к многоуровневой накопительно-страховой; c) от многоуровневой системы разнообразия пенсий к единообразной одноуровневой страховой, основанной на взносах в Пенсионный фонд; d) от выплат в Пенсионный фонд к выплатам непосредственно в бюджет и получение пенсий от государства (минуя Пенсионный фонд).
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
264 6.
Выберите верные утверждения о деятельности негосударственных пенсионных фондов в России в 2019 г.
(допускается несколько вариантов ответа): a) это лицензируемая деятельность (лицензии выдает Банк
России), которая требует аудита и актуарной оценки инвестиций; b) это нелицензируемая деятельность, т.к.
НПФ стали акционерными обществами и отвечают за собранные взносы всем своим капиталом; c) имеются требования по достаточности капитала и собственных средств у НПФ, сформулированы требования по структуре инвестирования (доли тех или иных активов); d)
НПФ вправе самостоятельно выбирать источники финансирования своей деятельности и направления инвестирования собранных взносов. НПФ самостоятельно инвестируют на фондовом рынке, размещают деньги на депозитах банков; e)
НПФ, работающие с накопительной частью обязательного пенисонного страхования (ОПС), должны быть в системе гарантирования пенсионных накоплений АСВ.
7.
Право на пенсию в соответствии с российским законодательством имеют: a) граждане России; b) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны. c)
Все вышеперечисленные.
8.
Достижение гражданином пенсионного возраста: a) не является основанием для прекращения трудовых отношений либо ущемления трудовых прав;