Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2600

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
265
b) является основанием для прекращения трудовых отношений либо ущемления трудовых прав.
9.
Не уплачивается налог на имущество физического лица: a) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской
Федерации; b) гражданами, чей доход менее прожиточного минимума.
10.
Кто будет собственником пенсионных накоплений в случае выбора гражданином, застрахованным по обязательному пенсионному страхованию, в качестве управляющей пенсионными накоплениями частной управляющей компании? a)
Застрахованный. b)
Российская Федерация. c)
Частная управляющая компания.
11.
Г-н Никитин обратился за назначением пенсии, его страховой стаж
33 года, пенсионный возраст
60 лет, количество индивидуальных пенсионных коэффициентов – 125, инвалидности нет, стажа государственной службы и службы в силовых министерствах нет. Г-ну Никитину будет назначена: a) социальная пенсия; b) страховая пенсия по старости; c) пенсия за выслугу лет.
12.
Застрахованный по ОПС в 2010 году выбрал НПФ. При наступлении пенсионного возраста заявление о выплатах за счет средств пенсионных накоплений застрахованный должен подать в: a)
Пенсионный фонд России; b) негосударственный пенсионный фонд; c) частную управляющую компанию.
13.
Василий Смирнов (40 лет на текущий момент) является инвалидом с детства. Он из-за болезни не может работать и не имеет

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
266 из-за этого трудового (страхового) стажа. Является ли он получателем пенсии? a)
Да. Ему назначена социальная пенсия. b)
Нет. Ему платится пособие по безработице. c)
Нет. Получателем пенсии являются его родители или опекуны d)
Нет. Государство оплачивает ему коммунальные услуги и оказывает другую социальную помощь.
14.
Коэффициент замещения в анализе пенсионных систем равен: a) отношению числа пенсионеров к числу работающих; b) отношению числа вновь выходящих на рынок труда к числу выходящих на пенсию; c) отношению средней пенсии к средней заработной плате по каждому году по стране; d) отношению общего дохода пенсионера от всех источников к официально назначенной пенсии; e) отношению минимальной пенсии к максимально возможной.
15.
С каждой месячной заработной платы работодатель совершает социальные взносы в размере: a)
22%; b)
30%; c)
16%.
16.
Средства, перечисляемые в счет страховой части государственной пенсии (допускается несколько вариантов ответа): a) накапливаются в форме обязательств государства перед гражданином; b) вкладываются в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода; c) могут быть переведены в негосударственный пенсионный фонд; d) идут на выплату трудовых пенсий нынешним пенсионерам;


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
267
e) учитываются на индивидуальной основе.
17.
Средства, перечисляемые в счет накопительной части государственной пенсии (допускается несколько вариантов ответа): a) накапливаются в форме обязательств государства перед гражданином; b) вкладываются в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода; c) могут быть переведены в Негосударственный пенсионный фонд; d) идут на выплату трудовых пенсий нынешним пенсионерам; e) учитываются на индивидуальной основе.
18.
Как часто можно менять негосударственный пенсионный фонд, управляющий накопительной частью вашей трудовой пенсии? a)
Раз в 5 лет. b)
Раз в три года. c)
Раз в год, но желательно, чтобы не терять инвестиционный доход один раз в пять лет. d)
В любой момент.
19.
Если накопительную часть переведена в
НПФ, то накоплениями будет управлять: a) государственная управляющая компания; b) частная управляющая компания, которую гражданин может выбрать сам; c) одна или несколько управляющих компаний, с которыми НПФ заключил договор доверительного управления.
20.
Какими способами можно увеличить будущую государственную пенсию (допускается несколько вариантов ответа)? a)
Увеличить официальную зарплату. b)
Обратиться за получением пенсии на несколько лет позже.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
268 c)
Формировать накопительную часть пенсии и передать ее под управление в НПФ. d)
Все вышеперечисленное.
21.
Что такое коэффициент замещения в контексте пенсионной темы? a)
Соотношение количества пенсионеров и работающего населения. b)
Соотношение уровня пенсионных взносов сегодняшнего и будущего работающего населения. c)
Соотношение уровня настоящего дохода и пенсии.
22.
Какой уровень самостоятельного накопления должен быть в совокупном размере пенсионного обеспечения в России сегодня, чтобы коэффициент замещения приближался к 100%? a)
10%. b)
60%. c)
30%.
23.
У кого пенсионный взнос в дополнительное пенсионное обеспечение должен быть выше при начале добровольных отчислений в 40 лет при прочих равных условиях? a)
У мужчин. b)
У женщин. c)
Взнос будет одинаковый независимо от пола.
24.
Как можно снизить валютные риски при накоплении денежных средств? a)
Хранить средства в рублях. b)
Хранить средства в иностранной валюте. c)
Хранить средства поровну в рублях и иностранной валюте.
25.
В каком случае пенсия будет выше? a)
Человек получает 20 000 руб. официально на одной работе.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
269
b)
Человек получает 10 000 руб. официально и 20 000 рублей в конверте у одного работодателя. c)
Человек получает по 15 000 руб., работая на трех работах без оформления.
26.
В каком случае сумма ежеквартальных добровольных взносов в накопительную программу будет ниже? a)
Вступление в программу в 40 лет (мужчина). b)
Начало программы в 35 лет (мужчина). c)
Начало программы в 40 лет (женщина). d)
Начало программы в 35 лет (женщина).
27.
Какой вид создания пенсионного капитала может предполагать использование кредитных средств? a)
ПИФ. b)
Страховая накопительная программа. c)
Покупка недвижимости.
28.
Каким образом эффективнее инвестировать в свою пенсию, используя ПИФы и ценные бумаги? a)
Периодическими траншами. b)
Одной, разовой суммой. c)
Тремя крупными суммами.
29.
Под пенсионным обеспечением граждан понимают: a) ежемесячную денежную выплату, лицам, имеющим право на пенсию в соответствии с действующим законодательством; b) денежные выплаты лицам, признанным инвалидами.
30.
Социальная пенсия назначается лицам: a) имеющим трудовой стаж не менее 5 лет; b) имеющим трудовой стаж менее 5 лет.
31.
Не уплачивается налог на имущество физического лица:

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
270 a) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской
Федерации; b) гражданами, чей доход менее прожиточного минимума.
32.
К способам защиты пенсионных прав относятся: a) судебная защита; b) самозащита; c) защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека.
33.
Что можно выбирать при заключении договора ДПО? a)
Размер взноса. b)
Размер выплаты. c)
Срок выплат. d)
Все перечисленные параметры в зависимости от выбора пенсионного плана.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
271
Задания
Все задания рекомендованы для самостоятельного обучения.
Задание 1. Дайте краткое описание устройства накопительной и распределительной пенсионных систем? Приведите примеры решений

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   26

(активов для инвестирования), к которым прибегают люди для получения дополнительного дохода при выходе на пенсию?
Ответ. Распределительная пенсионная система устроена так, что работающие граждане делают отчисления в пенсионный фонд (уплачивают налог со своей заработной платы), которые затем выплачиваются гражданам старших поколений, достигшим пенсионного возраста. При накопительной пенсионной системе пенсионные отчисления из зарплаты каждого работника направляются на инвестиции в финансовые активы для приумножения пенсионных накоплений, из которых затем тот же самый работник будет получать свою пенсию. Коротко говоря, при распределительной системе – те, кто работает сегодня, обеспечивают пенсию пенсионерам; при накопительной
– каждый сам накапливает себе пенсию в течение трудового периода.
При выходе на пенсию некоторые граждане прибегают, например, к сдаче в аренду приобретенной в трудовой период недвижимости.
Задание 2. Назовите основные проблемы, для решения которых придумана пенсионная система.
Ответ. Можно верить в то, что в старости о тебе будут заботиться молодые работающие члены семьи. Однако, во-первых, они по каким-то причинам могут отказаться от содержания пожилого родственника, а, во- вторых, они могут потерять трудоспособность из-за несчастных случаев или болезней. И в том, и в другом случае пожилой человек, не имеющий накопленных в молодости сбережений, будет обречен. Поэтому важнейшим вопросом для каждого гражданина будет вопрос о том, сколько из заработанных в трудоспособном возрасте денег откладывать на старость. Но найти ответ на вопрос о необходимом уровне сбережений отдельному

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
272 гражданину не так-то и просто. Продолжительность жизни человека непредсказуема, состояние экономики через несколько десятилетий непредсказуемо, человек склонен слишком сильно дисконтировать будущее.
Государство, выплачивая пенсии, отчасти берет на себя решение перечисленных проблем.

Задание 3. В чем главное отличие накопительной пенсионной системы от распределительной?
Ответ. При накопительной системе каждый гражданин страны, находясь в трудоспособном возрасте, перечисляет некоторую долю своей зарплаты государству. Вместо работника эта нагрузка может формально ложиться на его работодателя – тогда фирма будет автоматически пересчитывать зарплату сотрудников, уменьшая ее так, чтобы она, в сумме с отчислениями в пенсионный фонд, составляла установленный фирмой объем затрат на оплату труда работников. Государство долгое время хранит перечисленные деньги или использует их каким-то другим образом (например, инвестирует в ценные бумаги и получает дополнительный доход). Когда гражданин достигает возраста выхода на пенсию, он начинает получать выплаты из своих собственных денег, сбереженных государством.
При распределительной системе у граждан страны нет личных накопленных на пенсию средств, а вместо этого есть общий фонд, из которого производятся выплаты пенсионерам. Формируется этот денежный фонд за счет отчислений работающих в текущий момент жителей страны. Таким образом происходит перераспределение нагрузки по содержанию пенсионеров с них самих на более молодые поколения.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
273
Задание 4. В таблице представлена возрастная структура населения некоторой страны по состоянию на 2010 г. Что можно сказать о перспективах распределительной пенсионной системы? Возраст выхода на пенсию в этой стране – 60 лет для мужчин и для женщин.
Возраст
Численность мужчин, млн
Численность женщин, млн
Всего, млн
0–10 8,3 8,1 16,4 11–20 9,3 9,2 18,5 21–30 9,0 9,1 18,1 31–40 10,1 10,2 20,3 41–50 12,5 12,8 25,3 51–60 12,3 12,6 24,9 61–70 10,5 10,7 21,2 71–80 6,3 6,3 12,6 старше 80 лет
4,6 4,8 9,4
Ответ. Население данной страны несбалансированно – четверть населения находится на пенсии, немногим менее 20% – не достигли трудоспособного возраста. Причем в дальнейшем ситуация явно ухудшится, так как через 10 лет на пенсию уйдет большее количество человек, чем то, которое достигнет трудоспособного возраста. Поэтому распределительная пенсионная система слишком тяжким бременем ляжет на плечи работающей части населения.
Задание 5. В стране с распределительной пенсионной системой из-за непредвиденных глобальных макроэкономических изменений образовался дефицит бюджета, не позволяющий выполнять в запланированном объеме все обязательства по выплате пенсий в течение ближайших лет. Какие меры по исправлению ситуации Вы могли бы предложить?
Ответ. Займ из других источников, перераспределение средств
(«обратная монетизация» части пенсий в льготы) и т. д. Перераспределение страховой и накопительной части пенсий для покрытия дефицита может использоваться как инструмент, но крайне нежелателен.
Задание 6. У моей мамы есть тетя-ветеран труда, живет в частном доме, вода в колонке, туалет на улице. Близких родственников нет (мужа, детей), стали замечать у неё проблему с памятью, мы навещаем редко (так получается

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
274 раз в полгода из-за расстояния). Стала жить плохо, кто-то отбирает пенсию и ворует вещи - мы не знаем кто, жалуются соседи, что всегда просит поесть и ходит за пенсией несколько раз. Жить с нами отказывается, боится оставить дом свой. Что делать подскажите, жалко очень человека.
Ответ. В каждом регионе имеются Центры социального обслуживания, которые в необходимых случаях предоставляют услуги социального работника. Родственники могут обратиться в органы социальной защиты по месту жительства тети с просьбой назначить социального работника, который будет осуществлять уход за ней (если она дееспособна). Необходимо также посоветоваться с врачом – психиатром, возможно, ей необходима помощь врача.
Задание 7. Моя мама 1947 г.р., всю свою жизнь проработала в колхозе.
Теперь она не работает, пенсионер, является ветераном труда. Пенсия очень маленькая, не достигает даже 6 тыс. руб. Скажите, пожалуйста, возможно ли сейчас хоть как-то увеличить пенсию?
Ответ. Согласно ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» размер пенсии зависит от величины трудового стажа и размера заработной платы (от суммы пенсионного капитала). Можно с целью увеличения пенсии предоставить другую, более выгодную для начисления пенсии справку о стаже и заработке за 5 лет. Во всех регионах действуют законы о минимальном доходе для пенсионеров, если доход Вашей мамы ниже этого уровня, то нужно написать заявление об установлении региональной социальной доплаты.
Задание 8. Моей маме сделали зубные протезы, в стоматологической клинике выдали пакет документов. Для обращения в соцзащиту по вопросу возмещения затрат. Но там документы не приняли, сказали, что она ветеран федерального значения, а не краевого. И куда нам сейчас можно обратиться с этим вопросом?
Ответ. Ветеранам труда независимо от значения определены льготы по зубопротезированию. Есть порядок предоставления данных льгот, он имеется