Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2590

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
296 3.8 Тема 1.8 «Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита прав потребителей финансовых услуг»
В данной теме выделены два крупных блока:
Первый посвящен тому, каким образом в Российской Федерации организован контроль и надзор за участниками финансового рынка и предоставляемыми ими услугами. Будут рассмотрены как компетенции различных государственных органов, так и задачи, решаемые саморегулируемыми организациями, чья роль в ближайшее время будет только усиливаться, а также функции общественных объединений потребителей.
Во втором блоке, основной тематикой которого является исследование существующих рисков, будет рассказано и видах финансовых рисков, способах их снижения, какую информацию должны раскрывать потребителям организации, поставляющие финансовые услуги, а также затронуты вопросы мошеннических действий, в том числе таких, как привлечение средств населения в финансовые пирамиды.
В данной теме не выделено часов самостоятельной работы, однако, рекомендуется предложить студентам для более качественного понимания темы самостоятельно изучить данную ее, поскольку это напрямую связано с ответственным подходом в знании и защите своих прав на финансовом рынке.
Общая характеристика преподавания темы 1.8:
Общий объем
2 ч. из них: аудиторных занятий
2 ч. самостоятельная работа в т.ч.: просмотр видеолекций не менее в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий не менее

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
297
Таблица 1.1.8 План преподавания темы 1.8
Подтемы
Осваиваемое студентами содержание
Сред-ва обучения
Формы занятия ч.
Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг
Государственные органы в области защиты прав (Банк
России, Роспотребнадзор,
Финансовый уполномоченный), негосударственные органы в области защиты прав
(СРО, общественные объединения потребителей).
Судебная и несудебная защита прав
УП:
§ 1.8.1,
ДМ, ВЛ
Рекомендация: СР: изучение текста УП,
ДМ, § 1.8.1 и просмотр ВЛ № 18
«Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка.
Защита прав потребителей финансовых услуг»
Интерактивное занятие 5 Тема 1.8.1
УП. Вид: КомС
1 ч.
Ответственное
(осмотрительное
) поведение граждан на финансовом рынке и защита от финансовых рисков
Риски потребителей фин. услуг, способы управления рисками, типичные нарушения, недобросовестные действия финансовых посредников мошеннические действия и финансовые пирамиды, фин. Технологии и продукты вне поля государственного регулирования
УП:
§ 1.8.2 ДМ,
ВЛ
Рекомендация: СР: изучение текста УП,
ДМ, § 1.8.2, просмотр ВЛ № 19
«Ответственное
(осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита от финансовых рисков»
Интерактивное занятие 6 Тема 1.8.2
УП. Вид: КомС
1 ч.
Тема 1.8
Все содержание
УП, ДМ.
ВЛ
Подготовка к тестированию
Итого
2 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 1.1.8. представлена последовательность изучения тема.
Подтемы 1.8.1 «Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг» и 1.8.2 «Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита от финансовых рисков»


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
298
До начала пятого интерактивного занятия по теме «Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг»:
 необходимо рекомендовать самостоятельное изучение подтемы
1.8.1 темы 1.8;
 студенты следует ответить на часть Вопросов для самоконтроля по подтеме 1.8.1 темы 1.8 (после Основных выводов по теме 1.8
УП).
ВЛ к просмотру: № 18 «Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг».
Студентам необходимо предоставить возможность изучить отобранные предварительно преподавателем примеры теста, заданий, кейсов по подтеме
1.8.1 темы 1.8 УП, которые представлены в Методических рекомендациях.
Необходимо предоставить возможность изучить Презентацию, Слайды
305-320.
Необходимо сообщить, что подготовке к пятому интерактивному занятию по подтеме 1.8.1 темы 1.8, следует акцентировать внимание на следующие компетенции (см. Презентация, Слайды, 305–320):
 умение пользоваться информационно-правовыми системами
«Консультант Плюс» и «Гарант» (сайты с бесплатными версиями систем) по актуализации знаний в области защиты прав потребителя, сайтом
Банка
России,
Росфинмониторнга,
Роспотребнадзора;
 знание своих прав в рамках Закона о защите прав потребителя и органов, которые призваны защищать права потребителя на финансовом рынке;
 знание основных принципов безопасной работы на финансовом рынке;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
299
 знание Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
 умение понимать порядок защиты своих прав с учетом появления в 2018 г закона о финансовом уполномоченном.
При подготовке к пятому и шестому интерактивным занятиям преподавателю следует:
 использовать УП, (первое занятие – подтема 1.8.1 темы 1.8; второе занятие – подтема 1.8.2 темы 1.8), Методические рекомендации, ВЛ: 5- ое занятие – «Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг», 6-ое занятие «Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита от финансовых рисков»; (см.
Презентацию, Слайды 305–346).
 отобрать необходимые для ознакомления студентами примеры заданий, расчетных задач, кейсов по теме 1.8, которые представлены в
Методических рекомендациях.
Интерактивные занятия
Преподаватель проводит аудиторное занятие – интерактивное занятие 5 (КомбС) – 1 ч. Тема «Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг».
Проводит 5-ти минутный тест по подтеме 1.3.2-1.3.5 темы 1.3 и по темам
1.4-1.7.
На пятом интерактивном занятии необходимо:
 разобрать права, которыми обладает потребитель финансовых услуг, в соответствии с Законом о защите прав потребителей на примере взаимодействия с МФО (можно использовать вопрос
Теста 18, Задание 22 темы 1.8, Методических рекомендаций);


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
300
 обсудить роль Банка России (его сайта) и СРО в системе защиты прав потребителя финансовых услуг;
 особенно выделить новый Федеральный закон от 04.06.2018 N
123-ФЗ
«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», указав о порядке действий потребителя с учетом этого закона.
В конце пятого интерактивного занятия
Преподаватель сообщает следующую тему:
«Ответственное
(осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита от финансовых рисков» и сообщает о 5-ти минутном тесте по подтеме 1.8.1 темы
1.8 в начале 6-ого занятия.
Преподаватель должен напомнить о подготовке к очному тестированию по разделу 1.
Необходимо рекомендовать самостоятельное изучение студентами подтемы 1.8.2 темы 1.8 (важные компетенции подтемы 1.8.2 – см. Памятку), на котором будет 5-ти минутный тест по подтеме 1.8.1 темы 1.8 УП.
Студенты должны ответить на часть Вопросов для самоконтроля по подтеме 1.8.2 темы 1.8 (после Основных выводов по теме 1.8 УП).
ВЛ к просмотру: № 19 «Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита от финансовых рисков».
Студентам необходимо предоставить возможность изучить отобранные предварительно преподавателем примеры тестов, заданий, кейсов по подтеме
1.8.2 УП темы 1.8. из Методических рекомендаций.
Необходимо предоставить студентам возможность изучить
Презентацию, Слайды 321–346.
Студентам при изучении для самих себя и в целях будущей преподавательской деятельности подтемы 1.8.2 темы 1.8 необходимо

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
301
акцентировать внимание на соответствующие компетенции (Презентация,
Слайды 321–346):
 умение обращать внимание на признаки «черных брокеров», финансовых пирамид, юристов-раздолжнителей;
 умение безопасно использовать банковские карты в общественных местах, в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», знать, что можно сообщить по карте стороннему лицу, а что нет;
 умение безопасно работать в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в системах удаленного доступа финансовых институтов, в системах электронных платежей;
 умение действовать в случае неполучения денежных средств, отправленных на свой электронный кошелек;
 умение проверять сайт на «фишинговый» сайт;
 умение действовать с неизвестными звонками, смс, электронной почтой, особенно стрессового содержания.
На шестом интерактивном занятии необходимо:
 провести 5-ти минутный тест по подтеме 1.8.1 темы 1.8 УП;
 разобрать Кейс 1 и 2 (про финансовую пирамиду – Кейс 1 и безопасное использование банковских карт и показать пример фишингового сайта Слайд 333).
В конце шестого интерактивного занятия преподавателю следует сообщить студентам о предстоящем тестировании по всем темам 1 раздела, которое пройдет на итоговом занятии, продолжительностью 1 учебный час.
В тестирование будет входить 20 вопросов. См. п.6.2 Программы.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
302
Тесты
1.
На компенсацию каких затрат потребитель имеет право в случае некачественного оказания услуги по выдаче кредита? a)
Затраты на оплату услуги. b)
Затраты на оплату услуги плюс компенсацию морального ущерба. c)
Затраты на оплату услуги плюс проценты и комиссии по кредиту и компенсация морального ущерба.
2.
Ответственность, предусмотренная за нарушение прав потребителей (допускается несколько вариантов ответа): a) уголовная; b) административная; c) дисциплинарная; d) материальная; e) гражданско-правовая.
3.
Способы защиты нарушенных прав страхователя: a) претензионный; b) судебный; c) оба, и использовать их можно вместе; d) оба, но использовать нужно сначала претензионный, если он упомянут в договоре.
4.
Финансовая пирамида – это: a) основанное на членстве объединение людей, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных и иных потребностей членов, внесших долю в созданный для этого фонд; b) способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств новых участников;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
303
c) финансово-кредитная организация, основным видом деятельности которой является привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов; d) нет верного ответа.
5.
Какие меры потребителю финансовых услуг необходимо принять в случае совершения по отношению к нему финансового мошенничества? a)
Обратиться в правоохранительные органы. b)
Обратиться к финансовому омбудсмену. c)
Обратиться в правозащитные организации. d)
Все вышеперечисленное.
6.
Что не является признакам финансовой пирамиды? a)
Отсутствие у организации лицензии. b)
Выплаты клиентам производятся из вкладов других клиентов. c)
Высокий уровень транспарентности финансовой организации. d)
Вкладчикам обещают высокие проценты на вложенные средства.
7.
Что должно насторожить вас с точки зрения угрозы финансового мошенничества? a)
Сверхнизкий гарантированный доход. b)
Привязка дохода к доллару США. c)
Отсутствие данного финансового учреждения в системе страхования вкладов. d)
Сверхвысокий доход.
8.
Выберете верное утверждение: a) финансовые пирамиды нелегальны и прямо запрещены законом во многих государствах; b) ставки по депозитам (вкладам) привязаны к ключевой ставке; c) любая организация, основанная на принципах сетевого маркетинга, является финансовой пирамидой;


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
304 d) нет верного ответа.
9.
Финансовое мошенничество – это: a) умышленное общественно-опасное активное поведение, заключающееся в грубом нарушении общественного порядка, способное причинить вред неприкосновенности, здоровью, собственности граждан; b) хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием; c) насильственное хищение чужого имущества, представляющее собой угрозу для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. d)
Все варианты ответов в той или иной степени отражают определение «финансовое мошенничество».
10.
Что из перечисленного, скорее всего, свидетельствует о наличии признаков финансовой пирамиды в организации? a)
Агрессивная рекламная кампания. b)
Высокий инвестиционный доход. c)
Навязчивая агитация и убеждение в необходимости принятия быстрого решения. d)
Ни один из вариантов ответа не может в полной мере свидетельствовать о финансовой пирамиде.
11.
«Потребительский экстремизм» – это: a) злоупотребление потребителем своими правами в отношении предпринимателя; b) незнание потребителем своих основных прав; c) злоупотребление предпринимателем своими правами; d) незнание потребителем своих обязанностей.
12.
К нарушениям прав заемщика относятся: a) уступка банком права требования возврата кредита
«коллекторским агентствам»;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
305
b) нарушение подсудности споров, вытекающих из кредитного договора; c) включение в кредитный договор условия о том, что в случае нарушения обязательств по возврату очередной части кредита банк имеет право потребовать досрочного возврата выданного кредита.
13.
Что вы не должны вводить и сообщать при оплате товаров и услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»? a)
CVV2. b)
ПИН-код. c)
Номер карты. d)
Срок действия карты.
14.
Храните ПИН-код: a) рядом с самой картой; b) отдельно от карты; c) непосредственно на самой карте.
15.
Какие могут быть нарушения прав страхователей? a)
Отказ в страховой выплате. b)
Задержка страховой выплаты. c)
Все перечисленное.
16.
Гражданин А. решил совершить покупку и расплатиться наличными деньгами. Но банкноты отказались принять в связи с тем, что они оказались поврежденными. Как может поступить гражданин А. с поврежденными банкнотами в соответствии с правилами? a)
Обратиться в суд с жалобой. b)
Обратиться для обмена в кредитную организацию (банк). c)
Выбросить поврежденные наличные. d)
Заказать новые деньги.
17.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26