Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2586
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
316 просрочены; г) обратить внимание на наличие контактных данных и обратной связи
(на мошеннических сайтах таки данные либо не указываются, либо являются недостоверными); д) настоящие сайты не просят отправлять СМС на короткие номера.
3. Нет, не имеет.
4. Во-первых, в целях исключения мошеннических действий со стороны фишинговых сайтов.
Во-вторых, возникает возможность дополнительного контроля над расходуемыми денежными средствами. Иначе говоря, потенциально злоумышленники смогут похитить только те денежные средства, которые имеются на карте.
Задание 13. Исходя из личного опыта, а также информации в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», предложите способы защиты от мошенничества при использовании платежных карт. С какими видами мошенничества вы или ваши знакомые сталкивались в реальной жизни?
Ответ.
Кража платежных карт является самым старым и естественным видом мошенничества. Держатель карты теряет карту сам, либо у него ее крадут.
Одна из главных проблем, связанных с утерей или кражей карты, состоит в том, что многие держатели карт записывают свой ПИН-код прямо на карте или хранят записанный ПИН рядом с картой. К этому же виду мошенничества можно отнести «дружественное» мошенничество. В этом случае незаконное использование карты без разрешения ее владельца осуществляет член семьи, близкий друг или коллега по работе.
Никогда не сообщайте свой ПИН-код третьим лицам. Информацию о
ПИН-коде нужно хранить отдельно от банковской карты в неявном виде и недоступном для других лиц месте. Не выбирать легкие для запоминания значения, периодически менять ПИН-код. В случае пропажи карты
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
317
необходимо немедленно связаться по телефону с банком-эмитентом с целью блокировки карты. Установить ежедневный лимит снятия денежных средств.
Подключиться к системе информирования об операциях по карте по мобильному телефону.
Банкоматное мошенничество.
«Подглядывание из-за плеча». Вводить ПИН-код, когда никого нет рядом.
«Копирование и изготовление фальшивой карты». Внимательно осматривайте банкомат. По возможности нужно стараться избегать использования банкоматов, расположенных в пустынных и неохраняемых местах.
«Ливанская петля». Не сообщать никому свой ПИН-код ни под каким предлогом. В случае если карта «застряла» в банкомате, внимательно осмотрите прорезь для считывания карт, не отходя от банкомата, и свяжитесь с банком, установившим данный банкомат.
«Препятствия в получении наличных». Осмотреть окно выдачи денег банкомата перед совершением операции. Если деньги выданы не были, то нужно получить чек и по сумме остатка на счете установить, была ли проведена запрошенная операция. Если запрошенная сумма была списана со счета, то нужно, не отходя от банкомата, связаться с банком, установившим банкомат, и узнать, что делать в подобной ситуации.
Мошенничество в торговых точках.
В случае обнаружения транзакций, которые не были совершены владельцем карты, нужно немедленно обратиться в банк и заблокировать карту. Полезно также часто проверять остаток на счете и транзакции, совершенные по карте.
«Совершение нескольких операций вместо одной». Во время проведения транзакции нужно следить за картой и не выпускать ее из поля зрения.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
318
«Считывание персональных данных с карты».
Не следует расплачиваться картой в сомнительных магазинах и выпускать карту из поля зрения в процессе оплаты.
Мошенничество в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
«Фишинг». Никогда не сообщайте свой код доступа в интернет-банк, в том числе по электронной почте.
«Фишинг + скимминг». Никогда не сообщайте свой ПИН-код при осуществлении платежей в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет». Пользуйтесь только известными интернет-магазинами. С целью предотвращения возможности неправомерного снятия всей суммы средств с банковского счета рекомендуется использовать отдельную банковскую карту с предельным лимитом, предназначенную только для совершения платежей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Задание 14. Приведите меры, признаки, помогающие распознать нечестных кредитных брокеров.
Ответ. Нечестные кредитные брокеры могут предложить провести консультацию за небольшую сумму в размере от 300 до 500 руб. Они распечатывают список и координаты банков, которые можно найти информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бесплатно, или пересказывают условия кредита, что также можно изучить самостоятельно на сайте интересующего банка. «Белые» брокеры проводят консультации, как правило, бесплатно. Также нечестный брокер может предложить клиенту за 5–
10 тыс. руб. предоставить услугу подставных поручителей, которые чаще всего уже находятся в «черных списках» банков. В таком случае кредитная история клиента может быть испорчена, так как его имя могут занести в эти списки. Кроме того, нечестные кредитные брокеры могут потребовать с клиента некоторую сумму, которая якобы пойдет на взятку сотрудникам банка, чтобы те не отказали в выдаче кредита.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
319
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 26
Задание 15. Приведите примеры мобильного мошенничества. Какие меры могут быть предприняты против мошеннических действий?
Ответ. Примером мобильного мошенничества являются использование
SMS-сообщений, запрашивающих ответа в связи с различными причинами.
Например, внести благотворительный взнос, стать участником какой-либо акции или получить выигранный приз. При получении таких сообщений абоненту следует уточнять у оператора или в центре поддержки клиентов информацию об указанной акции.
Другим примером мобильного мошенничества является использование вредоносного программного обеспечения для смартфонов.
Вирусы инициируют рассылку SMS на платные номера, принадлежащие мошенникам.
Они могут попасть из ненадежных источников, MMS или из информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». В этой связи абоненту не следует открывать MMS или ссылки в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», полученные от неизвестных отправителей.
Задание 16. Приведите примеры банкоматного мошенничества. Какие меры могут быть предприняты против мошеннических действий?
Ответ. Примером банкоматного мошенничества является скимминг.
Мошенник устанавливает на приемное устройство карт банкомата дополнительный модуль (скиммер), не препятствующий совершению транзакции в обычном режиме. При этом это устройство копирует данные с магнитной полосы карты гражданина, и далее мошеннику остается подсмотреть
ПИН-код, который был введен. В результате у него есть все данные для изготовления дубликата карты и снятия с нее денег в другом банкомате.
Чтобы избежать данного вида мошенничества, владелец карты должен быть внимательным и осторожным. Если он заметит на картридере банкомата какие-то дополнительные накладки, или банкомат будет иметь непривычный вид картридера, то лучше найти другой банкомат. Кроме этого, при вводе
ПИН-кода следует полностью исключить возможность подглядывания со стороны других граждан.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
320
Задание 17. Приведите примеры мошенничества в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». Какие меры могут быть предприняты против мошеннических действий?
Ответ.
Самое древнее мошенничество в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» – это фишинг. При фишинге мошенники копируют дизайн сайтов известных банков, магазинов или других сайтов, на которых можно совершить какие-то операции онлайн. Попадание на подобные сайты пользователей достигается обычно путем спам-рассылок, ответов на поисковые запросы пользователей и др. Чтобы не стать жертвой мошенников, пользователю не следует открывать письма от незнакомых отправителей, и тем более, переходить по содержащимся в них ссылкам.
Другим примером может быть фарминг. Фарминг – мошенническая схема, при которой на компьютеры пользователей размещается специальная программа-агент, перенаправляющая запросы пользователей с настоящих сайтов на поддельные. Ничего не подозревающий пользователь вводит на поддельном сайте свои конфиденциальные данные, желая совершить покупку или произвести оплату товара (услуг), но вместо получения услуги или проведения транзакции получает отказ с рекомендацией попробовать позже.
А в это время мошенники, получив все необходимые данные пользователей для совершения от их имени транзакций информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», могут обнулить счет пользователя, потратив все деньги. Чтобы обезопасить себя от данного вида мошенничества, пользователю следует установить антивирусное программное обеспечение и регулярно актуализировать его.
Задание
18.
Перечислите основные федеральные органы исполнительной власти (ФОИВы), призванные защищать интересы потребителей на финансовом рынке.
Ответ. Основными ФОИВами, призванными защищать интересы потребителей на финансовом рынке, являются Финансовый уполномоченный,
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
321
Саморегулируемые организации, Роспотребнадзор, БАНК РОССИИ, ФАС
России.
Задание 19. В 4 часа утра Ивана Ивановича разбудил звонок от незнакомого абонента. Звонивший представился его сыном Алексеем и сообщил, что он задержан за вождение в нетрезвом состоянии, а его мобильный телефон разрядился. Чтобы лучше прояснить ситуацию Алексей передал трубку сотруднику полиции. Человек, представившийся майором
Петровым, сказал Ивану Ивановичу, что уладить ситуацию возможно за 10 тыс. руб. и предложил встретиться возле здания областной ГАИ.
Иван Иванович сильно обеспокоен случившимся и собирается поехать на назначенную встречу. Как следует поступить Иван Ивановичу в данной ситуации? С каким типом мошенничества столкнулся Иван Иванович?
Ответ. Ивану Ивановичу необходимо связаться со своим сыном
Алексеем по его номеру мобильного телефона или же использовать любой другой способ: позвонить на номер домашнего телефона Алексея, его жене или знакомым, которые могут быть осведомлены о его местонахождении, или поехать к нему домой.
Также Иван Иванович может попытаться перезвонить незнакомому абоненту и задать ему уточняющие вопросы, которые помогут ему удостовериться, что это не его сын. Ивану Ивановичу ни в коем случае не следует идти на встречу.
Представленная ситуация является классическим примером мобильного мошенничества.
Задание 20. Приведите меры, признаки, помогающие распознать финансовые пирамиды.
Ответ. Организаторы финансовых пирамид обещают выплатить высокий доход на сделанный взнос. Как правило, мошенники устанавливают невысокие вступительные взносы, что позволяет охватить довольно широкую массу людей.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
322
Организаторы и координаторы финансовой пирамиды стараются быть анонимными. У мошенников отсутствует офис, устав, официальная регистрация или разрешение на деятельность такого рода в данной стране.
Организаторы пирамиды (или менеджеры) никогда не отвечают на вопрос о том, что позволяет им выплачивать такие большие доходы. Обычно организаторы в ответ на этот вопрос упоминают «некий инвестиционный проект в такой-то сфере», при этом никаких подробностей не разглашают.
Такая повышенная секретность преподносится как стратегия нераскрытия конкурентам возможностей этого заработка, в противном случае, по словам организаторов, проект станет невозможным и все инвестиции пропадут. Как правило, это останавливает неискушенных вкладчиков пирамиды задавать дальнейшие вопросы.
Задание 21. Пишет Алексей: «Положил на киви 14 000 руб., деньги не пришли, позвонил в техподдержку терминала, они оформили заявку и сказали, что решат проблему, в итоге уже прошла неделя, а мне все то же самое говорят.
Чек присутствует, что делать дальше? Ждать уже надоело, я из-за этого кредит вовремя не оплатил и мне штраф капает». Проконсультируйте Алексея.
Ответ. Алексею следует обратиться не в техподдержку Qiwi, а в свой банк, и проинформировать его, приложив копию кассового чека, о том, что он своевременно произвел оплату. Претензия составляется письменно, в 2-х экземплярах (один передается банку, другой остается у Алексея и в случае обращения в суд является доказательством обращения к ответчику). На экземпляре Алексея представитель банка должен поставить отметку о получении претензии. В случае не принятия платежным агентом претензии, ее следует направить по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения
– начало исчисления срока исполнения требований).
Алексей вправе потребовать от платежного агента (Qiwi) возмещения понесенных им расходов (уплату суммы штрафа по кредиту) поскольку платежный агент не перечислил денег банку вовремя. Для этого надо предъявить письменную претензию с указанием своих требований
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
323
платежному агенту. К претензии необходимо приложить копию кассового чека. Так же, как и в случае с банком, претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается платежному агенту, другой остается у Алексея на случай обращения в суд). Остальная процедура такая же: на экземпляре
Алексея представитель платежного агента должен поставить отметку о получении претензии. В случае не принятия платежным агентом претензии, ее следует направить по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения
– начало исчисления срока исполнения требований). Правда, судя по тому, как неоперативно техподдержка Qiwi решает проблему Алексея, скорее всего, его требование останется без внимания.
Если и платежный агент, и банк не прореагировали должным образом на претензии Алексея, то Алексей может обратиться к финансовому омбудсмену для внесудебного урегулирования конфликта. Можно пропустить этот шаг и обратиться сразу с заявлением в суд (ст. 11 Гражданского кодекса Российской
Федерации, ст. 17 Закона «О защите прав потребителя»). Иск по выбору потребителя может быть предъявлен в суд по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания потребителя, заключения или исполнения договора. Если Алексей сам не хочет подавать иск (в случае отсутствия времени, непонимания процедур и любым другим причинам), то ему стоит обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или к общественным организациям, которые могли бы представлять его интересы в суде от его имени по данному делу (например, «Союз потребителей Российской Федерации (СП России)»,
«Общество защиты прав потребителей (ОЗПП)», Союз защиты прав потребителей финансовых услуг «ФинПотребСоюз» и др.).
Примечание: для составления претензии можно воспользоваться образцами на сайте Роспотребнадзора: http://69.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/14741/ (пример Тверской области) или проконсультироваться в Обществах защиты прав потребителей, в которых есть бесплатная юридическая консультация (в частности, вышеперечисленные общества).
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
324
Задание 22. Изучите примеры реклам разных финансовых организаций
– какие из них внушают доверие, а какие вызывают подозрения в мошенничестве? На основании каких критериев вы сделали вывод о неблагонадежности организации? Какие схемы можно ожидать и какие последствия?
При необходимости, воспользуйтесь информационно- телекоммуникационной сетью «Интернет» для получения дополнительных сведений:
Ответ.
А) «Сельская касса взаимопомощи»: на рекламном объявлении указаны основные элементы, характеризующие кредитный кооператив: кооператив не только принимает вклады, но и выдает займы; также есть надпись «для членов кооператива». Но! Настораживает надпись «весенняя акция! увеличение