Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2584

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
325
процентной ставки по сбережениям». Либо это неудачный маркетинговый ход, разработанный кооперативом, либо это «приманка» для населения и на самом деле кооператив не заинтересован выдавать займы, ему просто нужно привлечь средства (заметим, выгодные условия предлагаются именно по вкладам, но не по займам!). Далее, имеет значение, где размещена реклама кооператива: если это локальное печатное издание или наружная реклама в городке, селе, поселке, где находится этот кооператив, или профессиональное издание для сельскохозяйственных работников, опять же местное, то это свидетельствует в пользу того, что это действительно кредитный кооператив, который не сбежит с вашими деньгами. Если это реклама, рассчитанная на массового потребителя, особенно в СМИ другого города, то велика вероятность, что это финансовая пирамида.
Б) ООО «ММСИС ИНВЕСТМЕНТС». Очевидно, это мошенническая схема: лозунг «100% годовых – это реально» убедительно свидетельствует об этом. Это нереально. Дополнительный поиск сведений об этой компании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» добавляет историй о ее работе. Типичная схема, разобранная в разделе про FOREX.
В) «Московская биржа». Тоже не вселяет доверия: «время зарабатывать» и особенно «выигрывать призы». В рекламе используется ход – помещение фотографии некого Ивана Копейкина, 27 лет, «самого успешного инвестора- новичка». Здесь расчет на апеллирование к соответствующей аудитории, через самоидентификацию: молодые люди в возрасте около 25-35 – возраст больших амбиций и неиссякаемых дорогих потребностей (необходимо купить квартиру для семьи, для статуса, машину и т.д.) Именно этот сегмент готов даже на рискованные способы заработка, главное убедить их, что это возможно.
Г) КПК «Первый». Это точно не кредитный кооператив: здесь не предусмотрено членство (судя по быстроте оформления). Это, скорее, микрофинансовая организация, причем выдающая займы до зарплаты, судя по срокам (2 недели) и суммам (15000 руб.), а также характерно высокому

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
326 проценту (1% в день). Обман тут вряд ли есть, но жесточайшие условия по займу – налицо. Дальше – решение каждого потребителя.
Д) FOREX. Абсолютно точно мошенническая схема, разобранная в разделе про FOREX. Признаки: почти голая женщина (для привлечения внимания), лозунг «Деньги для красивой жизни» (апеллирование к мотиву алчности – любимый мотив мошенников).
Задание 23. Вы пришли в страховую компанию для страхования вашего дачного участка. Представитель страховой компании рассказывает вам общие условия и предлагает подписать страховой договор. Какую информацию
(документы) стоит дополнительно попросить у страхового агента во избежание неприятных сюрпризов при наступлении страхового случая, а также мошенничества? Если агент откажется под каким-либо предлогом выполнить вашу просьбу, то будут ли нарушены ваши права?
Ответ. Стоит попросить ознакомиться со следующими документами: правилами страхования имущества, действующими в данной страховой компании, с которой вы заключаете договор, лицензией (обратить внимание, кем она выдана и распространяется ли она на страхование имущества). Если агент откажется показать вам данные документы, то тем самым будет нарушено ваше право на информацию (Закон «О защите прав потребителей», статьи 8, 9, 10).
Задание 24. Вы обращаетесь к кредитному брокеру, чтобы он подобрал вам оптимальный кредитный продукт. Брокер сообщает вам, что ценит ваше время и берет на себя все хлопоты по получению кредита – оформление всех необходимых справок, обеспечение поручителями и т. д. Вам не придется этим заниматься. Для того чтобы представлять ваши интересы перед банком, нотариусом и пр., ему понадобится только ваш паспорт на некоторое время.

Каковы ваши дальнейшие действия?
Ответ. Очевидно, что перед вами «черный брокер» или, попросту говоря, мошенник. На это указывают предложения оформить за вас справки
(т. е. сфабриковать поддельные справки), обеспечить поручителями


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
327
(подставными лицами), отдать на время паспорт (возникает риск, что на ваш паспорт другое лицо возьмет кредит, о котором вы даже не будете подозревать, но выплачивать его придется). Необходимо отказаться от услуг данного брокера и найти другого.

Задание 25. Как можно попробовать защитить свои права в досудебном порядке?
Ответ. В досудебном порядке потребитель для защиты своих прав может попробовать:
 устно разъяснить поставщику товара, услуги свои законные требования;
 предъявить поставщику письменную претензию (лично или по почте, заказным письмом);
 если конфликт лежит в финансовой сфере, то обратиться с заявлением к финансовому уполномоченном (с 2018 г. принят закон о финансовом уполномоченном – он в досудебном порядке будет разрешать вопросы между клиентами и финансовыми институтами в суме до 500 тыс. руб.).

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
328
Кейсы
Кейс 1.
Разобрать на 6 интерактивном занятии на примере ситуации осени
2018 г. с компанией Кешбери – выделить признаки финансовой пирамиды! https://journal.tinkoff.ru/wtf/cashberry/ http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10674183 http://www.cbr.ru/press/int/rossiyskaya-gazeta-26-09-2018/ https://journal.tinkoff.ru/cashbery-lovers/
Кейс 2.
Обсуждение на 6 интерактивном занятии, после кейса о компании
Кешбери
(Покажите пример фишингового сайта См. Слайд 333 Презентации)
Спросите у студентов, доводилось ли им или их родственникам, знакомым терять банковские карты или становиться жертвами кражи последних. Если да, то пропадали ли при этом деньги с этих карт или удавалось предотвратить негативные последствия? Обсудите различные проблемы, связанные с кражей или утерей банковской карты, и возможности предотвращения, решения этих проблем. (Обратите внимание, что в данном случае речь не идет о мошенничествах в отношении средств на карточных счетах с использованием интернет-банкинга или мобильного банкинга.)
При отсутствии соответствующих примеров в группе преподаватель может привести условный или реальный кейс.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
329
Например,
«Гражданка Сидорова зашла в обувной магазин в торговом центре. Пока она выбирала туфли и меряла их, она выпустила из-под контроля свою сумку, и неизвестные злоумышленники вытащили из нее кошелек с небольшой суммой наличных и банковской картой. Обнаружив это, Сидорова попросила о помощи продавцов, но найти кошелек в магазине не удалось. Какие действия вы бы предприняли на месте гражданки Сидоровой? (Сообщить в банк лично или по телефону о краже карточки, потребовать ее заблокировать и перевыпустить.)»
Комментарий: Это задание не требует от студентов специальных познаний – достаточно общего здравого смысла и минимального житейского опыта. После того, как студенты выскажутся, преподавателю следует сформулировать ряд основных правил безопасности в отношении банковских карт.
Например,
*) не записывать ПИН-код на самой карте, не хранить записанный ПИН- код рядом с картой;
*) ПИН-код необходимо запомнить или записать, но хранить отдельно от банковской карты в неявном виде и недоступном для других лиц месте;
*) желательно периодически менять свой ПИН-код; при изменении
ПИН-кода не нужно выбирать легкие для запоминания значения (1234, 1111, дата рождения и т.п.);
*) не сообщать свой ПИН-код третьим лицам, в том числе родственникам, знакомым, сотрудникам кредитной организации, кассирам, людям, предлагающим свою помощь при использовании карты;
*) в случае пропажи карты необходимо немедленно связаться с банком- эмитентом с целью блокировки карты – либо по телефону, либо, если есть офис банка поблизости, явиться туда лично; *) необходимо всегда иметь при себе (записать в записную книжку, мобильный телефон) контактные телефоны


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
330 банка-эмитента, номер своей карты, кодовое слово, по которому банк может аутентифицировать законного держателя карты;
*) до момента обращения в кредитную организацию риск, связанный с несанкционированным списанием средств с использованием утраченной карты, несет владелец карты;
*) можно попросить банк установить ежедневный лимит снятия средств с карты, чтобы обезопасить себя от снятия мошенниками всей доступной суммы средств в случае утери или кражи карты;
*) желательно регулярно проверять информацию о совершенных операциях, использовать систему информирования об операциях по карте по мобильному телефону (смс-оповещение), чтобы узнать о совершении несанкционированной операции.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
331 4. Освоение студентами раздела 2 Дисциплины «Методика преподавания финансовой грамотности различным целевым группам обучающихся»
4.1 Преподавание темы 2.1 «Финансовая грамотность как компетенция современного человека и педагога. Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения»
Данная тема призвана ввести студента в проблематику обучения финансовой грамотности. Она в большей степени носит информативный характер.
Важное дополнение. В системе СДО к главам 2 раздела учебного
пособия появились электронные презентации и рабочие материалы,
которые можно использовать для обучения.
Общая характеристика преподавания темы 2.1
Общий объем
4 ч. из них: аудиторных занятий
2 ч. самостоятельная работа
2 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций
1 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий
1 ч.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
332
Таблица 2.1.1. План преподавания темы 2.1
Подтемы
Осваиваемое студентами содержание
Средства обучения
Формы занятия ч.
Финансовая грамотность как компетенция современного человека
Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности современного человека. Финансовая культура
УП:
§ 2.1.1
СР: изучение текста
УП
0,25 ч.
Финансовая грамотность и умение ее преподавать как составляющая профессиональны х компетенций современного педагога
Финансовая грамотность как составляющая общекультурных, профессиональных компетенций педагогического работника общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
Учитель как носитель и транслятор финансовой культуры
УП:
§ 2.1.2
СР: изучение текста
УП
0,25 ч.
Зарубежный и отечественный опыт повышения финансовой грамотности населения
Финансовая грамотность как фактор повышения уровня жизни, финансовой безопасности граждан, повышения общественного благосостояния.
Отечественный и зарубежный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения.
Зарубежный опыт финансового просвещения (Великобритания,
Франция, Австрия, Новая
Зеландия, Китай, Бразилия и др.)
УП:
§ 2.1.3
Лекция
0,5 ч.
Государственная политика по повышению финансовой грамотности населения России
Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения России: цели, основные направления, промежуточные результаты.
Субъекты финансового просвещения в России
УП:
§ 2.1.4
Лекция
0,5 ч.
Проект Минфина России: основные направления деятельности, результаты
Moodle:
ВЛ №20
СР: просмотр
ВЛ № 20 1 ч.
Тема 2.1
Все содержание
Moodle: вопросы в презентац ии в ВЛ, вопросы в
УП
СР: подготов- ка к семинару
(вопросы и тесты)
0,5 ч.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
333
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 2.2.1 представлена последовательность изучения курса. Из нее следует, что студент должен прийти на первое занятие, посвященное изучению методических вопросов подготовленным. Поэтому ему на последнем тематическом занятии необходимо дать задание: изучить текст учебного пособия (п. 2.1.1 и 2.1.2), посмотреть видеолекцию № 20 «Проект
Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации», ответить на вопросы для самоконтроля (УП после п.2.1.4).
Далее преподаватель первое аудиторное занятие проводит в двух формах: 1 ч – это лекция, 1 ч – коммуникативный семинар.
На лекции (п. 2.1.3 и 2.1.4) необходимо обратить внимание студентов на то, что проблема финансовой грамотности актуальна для многих как развитых, так и развивающихся стран, представить интересный опыт, желательно, тот, который не представлен в учебном пособии, актуализировать предложенную в нем информацию. Во второй части лекции обратить внимание студентов на опыт России и результаты реализации государственных программ.
Необходимо упомянуть, что главная задача образовательных программ повышения финансовой грамотности населения России - не столько научить человека получать дополнительные доходы от использования финансовых услуг и инструментов финансового рынка, сколько предоставить современному человеку качественную систему знаний о поведении человека в финансовой сфере, позволяющей избежать лишних финансовых потерь,
Тема 2.1
Все содержание
КомС:
Обсуж- дение вопросов и решение тестов
1 ч.
Итого
4 ч.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
334 разумно строить финансовые отношения внутри семьи, с близкими людьми, со всеми окружающими, включая государство и организации, предлагающие финансовые услуги. Такая система будет не полной, неэффективной, если из нее исключить нравственный компонент жизни человека. Такая система просто обязана соотносить рациональное поведение финансового грамотного человека и мораль, которая утвердилась за многовековую историю России.
Одна из важных задач, о которой говорил Президент в послании
Федеральному собранию Российской Федерации, это повышение уровня жизни населения страны, борьба с бедностью. В этой связи образовательные и просветительские программы по повышению финансовой грамотности являются одними из ключевых звеньев в решении этих задач. На семинаре важно обсудить опыт Минфина России и перспективы продвижения различных программ финансовой грамотности под этим углом. Предлагается сначала обсудить информацию, представленную в видеолекции, далее – ответить на вопросы для самоконтроля и прорешать предложенные ниже тесты.
Для преподавтелей создан ДМ Презентация к Главе 2.1 УП для использования при подготовке к занятиям этой части Дисциплины.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
335
Тесты
1.
Основная цель последовательного изучения финансовой грамотности человеком на всех уровнях его образования для этого человека заключается в:
1) выработке и развитии компетенций рационального финансового поведения;
2) повышении интереса к финансовым услугам;
3) обогащении;
4) развитии кругозора.

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   26