Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 7
Р исунки детей экспериментальной группы «Рисунок человека». Констатирующий эксперимент.
П риложение 8
Комплекс игр и упражнений, направленных на преодоление
застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предлагается методика Л.И Канаевой, коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На каждого из детей заводится дневник наблюдений, в который фиксируется особенности настроения и поведения ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способные развивать коммуникативные способности. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Цикл занятий рассчитан на 3 месяца, группа состоит из 10 детей в возрасте 5-6 лет. Можно применить комплекс специальных коррекционно-развивающих упражнений.
Комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений.
Живая иллюстрация
Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А.Л. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше — «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.
Если игроков несколько то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже если он окажется не на высоте. Задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.
Где мы были - мы не скажем, а что делали покажем
Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.
Зоопарк
Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно больше выдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней еще кого-нибудь из взрослых. Взрослые будут посетителями в зоопарке, ведущий (ребенок) — экскурсоводом, а остальные дети должны изображать животных. Надо дать ребятам время на подготовку. Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся с «эксурсоводом», который постарается подготовить какие-то смешные пояснения. Взрослые должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечаниями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.
Фанты
Эта игра, особенно популярная до революции, неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.
Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:
—обезьяну,
—льва и др. пр.
Игры, помогающие преодолеть застенчивость, перед взрослыми.
Описанные игры помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми.
Доверяющее падение
В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача — упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.
Конспиратор
Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь
, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор — тот, кого узнали последним.
Игры, позволяющие преодолеть боязнь мира, желание остаться маленьким.
Следующие игры помогут ребёнку отграничить одно от другого. Необходимо избегать страшные моменты и обязательно давать четкие инструкции: как следует вести себя в такой-то ситуации. Иначе вы просто запутаете ребят, собьете его с толку. Дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не особенно различают нюансы: и людей делят жестко на «хороших» и «плохих», и вещи любят яркие, чистых, т.е., не смешанных цветов, и сложные вкусовые ощущения им непонятны. Более тонкие различия дети улавливают позднее. Сначала нужно заложить фундамент, а уж потом возводить на нем стены.
Рисуем город
Как правило, «городские зарисовки» детей не отличаются оригинальностью: машины, дома, человечки. Иногда деревья и светофоры.
Необходимо предложите ребёнку делать жанровые зарисовки. Никаких новых умении для этого не требуется (дети часто отказываются что- то нарисовать, боясь неудачи). Элементы будут все те же, только в разных сочетаниях. А главное, в рисунках появится сюжет. Не просто улица и машины, а мальчик хочет перебежать через дорогу, но прохожий останавливает его. И вовремя! Мальчик чуть было не попал под колеса... А вот милиционер объясняет приезжим, как пройти на Красную площадь. А вот ребята играют в снежки и катаются с горки.
Вспоминайте, что вы видели на прогулке, подсказывайте идеи рисунков. При этом незаметно направляйте внимание ребенка на взаимоотношения самых разных людей. Давайте ему понять, что человеческие контакты пронизывают всю нашу жизнь. И пусть он творит по принципу «один пишем, три в уме»: не столько рисует, сколько придумывает. Что сделал изображенный человек? Что сказал? А что ему сказали в ответ? Какое у него было настроение?
Игры, позволяющие преодолеть застенчивость перед детьми.
Многие застенчивые дети тянутся к общению с другими детьми и достаточно легко вступают с ними в контакт. Сложности обычно возникают лишь в том случае, если им приходится контактировать с конфликтными, драчливыми, хулиганистыми сверстниками. Если родители не пытаются защитить такого ребенка от нападок хулигана, а заставляют его рассчитывать на свои силы (которых заведомо мало) и принимаются стыдить за малодушие. Используя природные склонности ребенка, активно предоставляйте ему возможность проявить их в общении с детьми.
Оригинальное знакомство
Играющие становятся в круг. Каждый называется героем какой-то сказки, фильма или мультфильма и изображает его либо пантомимой, либо какими-то характерными возгласами. А можно предстать перед друзьями в образе животного. Второй игрок должен повторить имя и жесты первого, а затем представляется сам. Третий повторяет, как зовут двух предыдущих игроков (соответственно, передавая их жестикуляцию), и называет свой псевдоним. И так по кругу, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда игра начинается снова, совершивший ошибку получает штрафное очко, а тот, кому удалось запомнить самую длинную цепочку — призовое очко. Игроков может быть и всего двое-трое. В таком случае, когда до них опять дойдеточередь, они должны будут повторить всю предыдущую цепочку и изобрести себе новый псевдоним.
Дорисуй рисунок
Игра, которую любят многие психологи, занимающиеся с группами. Но вообще-то в нее можно играть и вдвоем. Застенчивому ребенку она поможет стать более инициативным, преодолеть страх самовыражения. Условия такие: дети по очереди рисуют на листе бумаги, стараясь угадать и развить замысел друг друга. Вслух этот замысел не разглашается. Когда рисунок будет закончен, ребенок, который начал рисовать первым, говорит, что же он задумал, и игроки сравнивают его идею с получившимся результатом.
Рычи, лев, рычи
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
Покажи себя
Болезненную замкнутость можно попытаться развязать, если дать детям возможность выразить себя, играть роль другого, говоря чужим голосом. Маски, костюмы высвобождают такие неожиданные стороны поведения, которые обычно заторможены. Раздайте детям маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы.
Упражнения на выразительность речи.
Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.
Кто больше?
Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» — радостно или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью,равнодушно,высокомерно,униженно,презрительно,многообещающе, таинственно и т. д. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов , современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций.И уж тем более затрудняются их называть. Это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим.
Игры, направленные на создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.
Колдун
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как
его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.
Расскажи стихи руками
Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.
Сказка
Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.
Какой я есть, каким я хотел бы быть
Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, - каким он хотел бы быть.
Представь себя
Для этой игры вы можете сделать костюмы короля и королевы, их придворных и гостей. Дети облачаются в королевские наряды. Король и королева сидят на троне, а придворные по очереди подходят к ним, с поклоном представляются и рассказывают что-либо о себе, после чего получают от короля или королевы подарок (конфету, небольшую игрушку и т. п.).
Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.