Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

На начальном этапе (если ребенок на чужих людей - кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого) следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу без необходимости приглашать чужого взрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии малыша с кем-то посторонним на прогулке.

Надо учитывать, что у некоторых детей существует выборочная реакция на «чужих» - одни могут сильнее стесняться высоких громкоголосых женщин, другие - пугаться незнакомых мужчин (чаще, когда дома в окружении ребенка нет мужчин).

Родители застенчивого ребенка должны постепенно расширить круг его знакомств – чаще приглашать в гости друзей и знакомых, изредка, а потом и чаще брать малыша в гости к хорошо знакомым людям, при условии, что они близко живут (в том же доме или рядом с домом), что бы эти визиты не нарушили режима дня ребенка.

Очень часто родители стараются избавить ребенка от любого общения с чужими людьми, не подпускают к другим детям, таким образом, изолируют их от общества, а значит, не дают развиваться умению жить среди людей. Низкий уровень развития общения, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками, замкнутости – мешают детям включаться в коллективную деятельность, стать, стать полноправным членом группы в детском саду.

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Они разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естественно, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм». Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого мутиста железная воля и очень властный, упрямый характер.

Давая детям задание, необходимо показывать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом свое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, то застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к само собой разумеющемуся, малыш будет спокойным.


Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить.

Работа детского сада и семьи по преодолению застенчивости должна вестись в двух основных направлениях[17].

Во-первых, необходимо постепенно расширить круг общения ребенка, формировать у него необходимые для этого навыки, при одновременной работе с остальными членами группы.

Во-вторых, следует всемерно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. И, естественно, при этом нужен индивидуальный подход, учет возможностей, так и его личных особенностей.

Застенчивых детей нужно приучать к выполнению поручений взрослого постепенно. От поручений разовых, простых следует переходить к постоянным, например, поливать цветы на подоконнике, раздавать бумагу перед занятием рисования и т.п. Те же задания, которые связаны с включением ребенка в общении с взрослыми, лучше не поручать ему одному, а «на пару» с другим, — более активным и общительным ребенком. При этом застенчивый ребенок стесняется меньше и одновременно усваивает необходимые в конкретной ситуации способы общения. Даже если он допустит какую-то оплошность, ему будет легче это пережить.

Еще одним эффективным методом включения застенчивых детей в коллективе является организация совместной деятельности, в которой в качестве партнеров выступают младшие дети. Как правило, застенчивые дети их не стесняются и охотно принимают на себя роль старшего умелого и опытного товарища. Эта роль обычно для них недоступна в общении со сверстниками и поэтому особенно привлекательна. Чувствуя свое превосходство над младшими детьми, робкий в других ситуациях ребенок здесь охотно помогает им в различных затруднениях, обучает тем действиям и умениям, которыми овладел сам. Копируя воспитателя или другого взрослого, ребенок наслаждается возможностью выполнить в общении непривычную для него активную роль, используют многие коммуникационные навыки, которые не решается реализовать в игре со сверстниками или в общении с взрослыми[19].

Актуальной проблемой является разработка педагогических условий коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому необходимо планировать коррекционную работу с детьми по преодолению застенчивости.

Современные психологи Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина считают, что коррекционную работу с детьми в группе целесообразно проводить поэтапно[21]:



1 этап - создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений (игры, сказки, конгруэтной коммуникация, релаксация).

2 этап - обучение детей устанавливать контакт (коллективные игры, проигрывание ситуаций, рисование, релаксация).

3 этап - развитие эмоционального мира ребенка (игры, психогимнастика, релаксация).

4 этап - творческое применение коммуникативных умений (творческие игры, свободное общение со сверстниками).

Проблема преодоления поведенческих и личностных проблем у ребёнка посредством игры широко изучалась отечественными и зарубежными исследователями А.В. Алексеева, А.В. Веденичева, Ф. Зимбардо и др. Как известно, существует великое множество самых разнообразных игр, стоит применить немного фантазии – и ребенок в процессе своего любимого занятия попытается преодолеть своего злого врага – страх общения. Основными задачами в преодолении застенчивости являются повышение детской самооценки, достижение умения выражать свои эмоции и приобретение навыков общения[23].

А.В. Алексеева выделила определённые игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребёнка, как коррекционные, которые в свою очередь можно разделить на два основных направления и практически использовать в работе с дошкольниками[7].

Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, в которых поведение ребёнка направляется на полную самореализацию.

Цель такой игровой коррекции состоит в помощи ребёнку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой ситуации состоит в создании или в восстановлении отношений между ребёнком и взрослым.

В ходе проведения подобной игры ребёнок получает возможность играть, как ему хочется. Взрослый принимает игру ребёнка, не требует ни каких изменений, создаёт чувство безопасности и вседозволенности, веру в возможности ребёнка, избегает указаний и оценок, но демонстрирует ребёнку сочувствие, отражая его чувства в речи так, что ребёнок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности понимания ребёнка и даёт ему возможность самому справиться со своими проблемами.

Второе направление использования в практике коррекционных игр предполагает проигрывание взрослым вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.


Под коррекционными играми понимают игры, в которых смоделированы определённые особенности поведения ребёнка, игры специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения[14].

Анализ литературы также позволил выявить наиболее эффективные способы преодоления застенчивости: организация совместной деятельности, эмоционально развивающие игры.

Большинство ученых, занимавшихся проблемой воспитания застенчивых детей, определили ряд условий для приобретения позитивного опыта в общении[17]:

- необходимо предоставлять ребенку немного свободы и возможность развиваться самостоятельно;

- воспитывать у него чувство самоуважения;

- стремиться сделать ребенка максимально зависимым от взрослого;

- доверять ребенку.

В своем исследовании мы рассмотрели методику Л.И Катаевой, и определили, что коррекционная работа должна проводится 1-2 раза в неделю. На каждого из детей она рекомендует заводить дневник наблюдений, в который фиксируется особенности настроения и поведения ребенка. Материалом занятий должны служить игры и упражнения, способные развивать коммуникативные способности. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, группа состоит из 4-6 детей в возрасте 4-6 лет[12].

Можно применить комплекс специальных коррекционно-развивающих упражнений согласно этапам и принципам работы с застенчивыми дошкольниками.

Рассмотрим цели и задачи игровой коррекции:

Цель: преодоление трудностей взаимоотношений с окружающими застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, помощь в двигательном раскрепощении застенчивых дошкольников;

2. Преодоление нарушений коммуникации в системах «ребенок - взрослый», «ребенок –ребенок»;

3. Расширение поведенческого «репертуара» застенчивого дошкольника, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения;

4. Упражнять детей в самостоятельном применении детьми в играх навыков поведения, расширение их социальных связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности.

Работа строится поэтапно, что обеспечивает комфортное эмоциональное и физическое состояние:

Первый этап коррекционной работы направленна обеспечение, создание доброй, безопасной ситуации, где застенчивый ребенок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем.


Второй этап коррекционной работы обеспечивает осуществление основной коррекционной работы в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собираются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные позволяют нам дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.

Третий этап коррекционной работы направлен на закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Использовались разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения[12].

Таким образом, коррекционная работа, рассмотренная в методике, строится с учетом особенностей детей. Это достаточно длительный процесс, который необходимо планировать, создавать условия для проведения коррекционной работы.

Для преодоления застенчивости организуются игры разной направленности: чаще всего используются игры и упражнения, направленные на повышение самооценки, развитие творческого мышления, формирующие коммуникативные навыки, а именно:

- театрализованные игры, развивающие мимическую, двигательную, интонационную выразительность, актёрские способности, а так же к театральной деятельности психологи отнесли игры с куклой [19, с.12].

Возможности использования игры с куклой в коррекционных целях при работе с застенчивыми детьми.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать).

Использование игры с куклой - это метод лечения с помощью кукол. Возможности игры с куклой позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - родитель [26, с.15].

Игра с куклой широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, застенчивостью, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. На современном этапе используется психологами в решении проблем застенчивости, яркими представителями куклотерапии являются известные психологи - драматурги основатели терапевческого театра Т.Л. Шишова и М. Медведева[26].