Файл: Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРКОГО УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Экономическая сущность и значение денежных средств
1.3 Синтетический и аналитический учет денежных средств
2 УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЕЖЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»
Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. По кассовым операциям журнал ордер открывается на месяц, на отдельный синтетический счет 50 «Касса». Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. В журналы-ордера производятся только кредитовые записи счета 50, Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в главную книгу.
В соответствии Федеральным Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (от 03.07.2018 № 192-ФЗ) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации при осуществлении ими торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации должны вести денежные расчеты с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ) [16, с. 203].
Документальное оформление поступления денежных средств с использованием ККМ показано на рисунке 4.
Чек
Справка отчет кассира операциониста
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации
Журнал кассира операциониста
Рисунок 4 - Документооборот по поступлению денежных средств с использованием ККМ
Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ. На них должны отражаться такие реквизиты, как наименование организации, ИНН организации, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дата и время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признак фискального режима. Чеки действительны только в день их выдачи покупателю и погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. При ошибочно пробитом кассовым чеком и для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, применяется акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам [19, с. 98].
Справка-отчет кассира-операциониста (Форма № КМ-6) применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день. Выручка за рабочий день определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и подтверждается соответствующими подписями руководителей подразделений, в которых используются ККМ.
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации необходим для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату [15, с. 300].
Учет операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ организации ведется в журнале кассира-операциониста (Форма № КМ-4). Он является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера предприятия. Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке.
Контрольные ленты и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов должны храниться в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за хранение документов несет руководитель организации.
Договор эквайринга заключают между собой банк и его клиент — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Это юридический документ, который регулирует работу предприятия в соответствии с действующим законодательством, а также содержит права и обязанности поставщика услуг, в нашем случае — банка-эквайера [10, с. 52].
Положения документа определяют порядок и условия предоставления услуги безналичной оплаты в торговой точке или на сайте. Правила составления договора индивидуальны для каждого банка. Однако содержит он и общие концепции, которые определены Центральным Банком России. Например, ЦБ регулирует размер ставки по эквайрингу, и все банковские организации учитывают этот момент при определении комиссии за свои услуги и составлении договора. Право заключать договор эквайринга получили кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ на осуществление финансовых операций. Поскольку обе стороны являются коммерческими субъектами, договор заключается только в письменном виду. Устные договоренности не имеют никакой юридической силы.
Банк обязан разместить на своем сайте публичный договор оферты, чтобы каждый заинтересованный в его услугах клиент мог ознакомиться с условиями обслуживания, тарифами, порядком подключения, пакетом документов и прочей информацией [8, с. 215].
Документальное оформление учета денежных средств на расчетном счете организации представлено на рисунке 5.
Платежное требование
Платежное поручение
Объявление на взнос наличными
Денежный чек
Выписка банка
Журнал ордер и ведомость по счету 51
Главная книга
Бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств
Рисунок 5 - Документальное оформление учета денежных средств на расчетном счете
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же, подтверждая осуществление хозяйственной операции.
При внесении денег на счет в банк представляется объявление на взнос наличными (ОВН). Оправдательным документом при этом является квитанция, заполняемая вместе с ОВН, отмеченная банком.
Денежные чеки представляются в банк при снятии средств со счёта на выплату заработной платы, пенсии, пособия, командировочные и хозяйственные нужды. Оправдательным документом при этом является корешок, который остаётся в чековой книжке предприятия [17, с. 64].
Платёжное поручение является распоряжением клиента на перечисление средств другому предприятию или организации. Оно
выписывается на основании счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ, накладных, распоряжений бухгалтерии на перечисление налогов и сборов и др. По договоренности сторон платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочные платежи совершаются: до отгрузки товара авансовый платеж, после отгрузки товара - путем прямого акцепта товара, при крупных сделках - частичные платежи.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Предприятие периодически получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием [12, с. 105].
Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком и, таким образом, является основным документом, согласно которому бухгалтер составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.
2 УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЕЖЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»
2.1 Экономическая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Режевская типография» зарегистрировано 30 февраля 2014 года, по юридическому адресу 623750, Свердловская область, город Реж, улица Красноармейская, д. 22. Генеральным директором организации является Тарасов Денис Владимирович.
В состав ОАО «Режевская типография» входят производственные участки, находящиеся в городах Свердловской области: г. Реж, г. Алапаевск, г. Ирбит.
Основным видом деятельности ОАО «Режевская типография» является 18.12 «Прочие виды полиграфической деятельности»
ОАО «Режевская типография» представляет собой интегрированную форму предприятия на территории Свердловской области, включая в себя три производственных участка в г.Реж, Алапаевск, Ирбит.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. В условиях рыночной экономики главной целью предприятия является получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции услуг. Наиболее приоритетным направлением анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния.
Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений. Основные экономические показатели ОАО «Режевская типография представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Режевская типография» за 2021-2022 гг.
Показатели | 2021 | 2022 | Отклонение | |
+,- | % | |||
1.Выручка, тыс. руб. | 33 053 | 32 813 | -240 | 99,27 |
2.Себестоимость, тыс. руб. | 23 581 | 23 333 | -248 | 98,95 |
3.Прочие доходы, тыс. руб. | 242 | 1 804 | 1 562 | 745,45 |
4.Расходы по основному виду деятельности, тыс. руб. | 32 935 | 32 702 | -233 | 99,29 |
5.Управленческие расходы, тыс. руб. | 9 354 | 9 369 | 15 | 100,16 |
6.Сумма средств (имущества), тыс.руб. | 36 119 | 35 693 | -156 | 99,57 |
7.Собственный капитал предприятия, тыс. руб. | 34 325 | 32 969 | -1 266 | 96,05 |
8.Доля собственного капитала в общей сумме источников, % | 95,03 | 92,37 | -2,66 | 97,2 |
9.Заемный капитал предприятия, тыс. руб. | 1 794 | 2 724 | 930 | 151,84 |
10.Доля заемного капитала в общей сумме источников, % | 4,97 | 7,63 | 2,66 | 153,52 |
11.Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 20 132 | 18 975 | - 1 157 | 94,25 |
12. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 118 | 111 | -7 | 94,07 |
13. Прибыль балансовая, тыс. руб. | 435 | 619 | 184 | 142,3 |
14. Чистая прибыль, тыс. руб. | 85 | 263 | 178 | 309,41 |
15. Стоимость чистых активов, тыс. руб. | 34 325 | 32 969 | -1 356 | 96,05 |
16. Общая рентабельность, % | 1,32 | 1,89 | 0,57 | 143,18 |
17.Рентабельность чистых активов, % | 0,25 | 0,80 | 0,55 | 320 |
18. Среднесписочная численность, чел. | 42 | 38 | -4 | 90,48 |
| | | | |
20. Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. | 25 730 | 26 796 | 1 066 | 104,14 |
21. Производительность труда, чел. | 786,9 | 863,5 | 76,6 | 109,73 |