ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
233
обеспечения требуется государственная поддержка, особенно при раз- работке и освоении энерго - и ресурсосберегающих агротехнологий.
Поэтому необходимо выделить еще одну специфическую для
АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении в хозяйственный оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективных техноло- гий возделывания и уборки сельхозкультур, содержания сельскохозяй- ственных животных и птицы и ряда других. Это актуально потому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическую отсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран.
Создание прогрессивных технологий для АПК - наиболее зна- чимый процесс инновационного развития отраслей АПК. В сельском хозяйстве при возделывании любой культуры, уборке, транспорти- ровке и первичной переработке продукции общее понятие (техноло- гия) включает в себя 30-40 и более технологических процессов (основ- ная и предпосевная обработка почвы, посев и посадка, борьба с вреди- телями и болезнями сельхозкультур, внесение удобрений, борьба с сорной растительностью и т.п.), которые в свою очередь включают ряд веских способов и приемов их выполнения, применения специальных рабочих органов, устройств, приспособлений и оборудования.
Приоритетом в стратегии инновационного развития АПК долж- на стать государственная поддержка фундаментальной и прикладной науки. Для этого необходимо четко определить, какие направления следует поддерживать в современных условиях с ориентацией на обя- зательную реализацию их результатов в конечном товарном продукте.
Основные направления реализации государственной инноваци- онной политики в АПК:
активизация фундаментальных и прикладных исследований;
нормативно- правовое обеспечение инновационной деятель- ности, защита объектов интеллектуальной собственности и введение их в хозяйственный оборот;
ускорение освоения в производстве достижений науки, тех- ники и передового опыта;
развитие инфраструктуры инновационного процесса систе- мы сертификации и продвижения научно-технических разработок, подготовки и переподготовки кадров;
государственная поддержка сельских товаропроизводителей
234
для их инновационной деятельности;
совершенствование конкурсной системы экспертизы и от- бора инновационных проектов и программ;
формирование экономического механизма управления и стимулирование инновационных процессов в АПК на всех уровнях;
реформирование собственности и развитие пред- принимательства в инновационной сфере;
подготовка кадров для субъектов инновационной деятель- ности;
развитие международного сотрудничества при организации инновационной деятельности в АПК.
Для успешной реализации вышеперечисленных направлений необходимо признание на всех уровнях приоритетности развития ин- новационных процессов как основы эффективного развития отрасли; научной обоснованности решений и практических действий по реали- зации инновационной политики в АПК; ориентации на четкую органи- зованность развития инновационных процессов и их высокую резуль- тативность в производстве.
Формирование инновационной политики на предприятиях АПК
- обязательный элемент организации стратегического управления, при- званного стабилизировать экономическую ситуацию в данной области.
Инновационный потенциал предприятий складывается из определен- ных элементов. Прежде всего, это лидер-новатор и его команда, заин- тересованные в разработке и использовании технических новшеств; наличие материальных ресурсов, включающих необходимое оборудо- вание и ресурс площадей; финансовые средства, складывающиеся из собственных, заемных и инвестиционных, а также инфраструктуру.
8.2 Формирование системы управления инновационной
деятельностью в АПК
Среди важнейших направлений развития АПК - максимальное использование научно-технического потенциала отрасли для восста- новления и развития реального сектора экономики, придания ему ин- новационного характера. Современный этап мировой цивилизации характеризуется переходом к инновационной модели экономики, пре-
235
дусматривающей стабилизацию и постепенное повышение техниче- ского и технологического уровня производства, такая модель предпо- лагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессе экономического и социального развития общества, а также определе- ние стимулов для ее развития и обеспечения инноваций в ней.
Темпы инновационного развития в отечественном АПК требуют формирования единой эффективной системы управления инновация- ми. Для проведения единой, взаимосогласованной научно-технической и инновационной политики в АПК необходимо четко разграничить сферы ответственности различных ведомств и уровней управления научно-инновационным комплексом АПК.
Для эффективного управления научно-технической и инноваци- онной деятельностью АПК важны государственные целевые програм- мы технической и технологической модернизации АПК, научно- технические и инновационные программы фундаментальных и при- оритетных прикладных исследований в аграрной сфере на перспекти- ву. Все они должны обеспечить формирование оптимального задела для разработки новых поколений техники и технологий для АПК, по- вышения технологического уровня его отраслей.
Наиболее действенным инструментом такого управления явля- ются планирование и координация НИОКР. К числу важнейших задач относится регулирование процессов внедрения в производство закон- ченных разработок, выполненных в аграрных научных учреждениях для промышленных отраслей АПК по наиболее приоритетным направ- лениям развития аграрной науки.
Для быстрого освоения инноваций производством большое зна- чение имеет формирование специального рынка инноваций и продви- жение их не только на отечественный, но и на зарубежные рынки на- учно-технической продукции. Важная роль отводится государствен- ному стимулированию венчурного предпринимательства, поскольку инновационный процесс в АПК относится к числу рискованных и при- влечение инвесторов возможно для обеспечения гарантий государства.
Источником дополнительного устойчивого дохода аграрных на- учных организаций должно стать крупномасштабное введение патен- тования изобретений и лицензирования технологий. В целях привле- чения иностранных инвестиций в инновационную деятельность необ- ходимо стимулировать создание организаций по продвижению рос-
236
сийских агроинноваций на зарубежные рынки. Целесообразно задей- ствовать механизм «встраивания» аграрной науки в структуру аграр- ных рынков. Помимо поддержки опытно-производственных хозяйств научных организаций АПК, выводящих новые сорта сельскохозяйст- венных культур и племенной молодняк скота, следует стимулировать эти хозяйства путем повышения цен на наукоемкую продукцию до уровня, достаточного для воспроизводства селекционного процесса.
В целом, для успешной реализации инновационной политики важно создать благоприятный инвестиционный климат на основе ра- ционального сочетания государственного финансирования аграрной науки и развития инновационного предпринимательства в аграрном секторе экономики.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию инновация.
2. Назовите четыре основных типа инноваций в АПК.
3. Назовите основные направления реализации государственной инновационной политики в АПК.
4. Раскройте сущность формирования системы управления инно- вационной деятельностью в АПК.
237
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 23
ГЛАВА 9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АПК В УСЛОВИЯХ
ВОЗРАСТАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ
9.1 Методы и формы государственного воздействия на
становление и развитие сельского предпринимательства
Вопросы государственного регулирования деятельности агро- промышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обу- славливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капита- лизма не успело достичь сколь нибудь значительного уровня). Начиная с
1861 года правительством неоднократно предпринимались меры, на- правленные на повышение эффективности сельского хозяйства.
Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, что- бы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отме- нено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще нико- гда полноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. При- чиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.
В результате в начале века (1908-1911 гг.) правительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенство- ванию системы сельского хозяйства. В частности, фактически дирек- тивным путем было установлено общинное земледелие. Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было недостаточно для материализации этой под- держки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использова- лись, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необ- ходимых основных средств.
Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. При-
238
нято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция даль- нейшего развития не получила. Нельзя не признать того, что в тот период государственная политика в области развития сельскохозяйст- венного производства была наиболее продуманной и последователь- ной - сначала, во второй половине 20-х годов, была практически зано- во создана тяжелая и сельскохозяйственная машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить по- требности сельского хозяйства в индустриализации. В послевоенный период была предпринята беспрецедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной про- дукции экстенсивными методами - посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, сле- дует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным - существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях.
В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наибо- лее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяй- ственной техники в новые регионы.
В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномас- штабной Продовольственной программы, предусматривающей разви- тие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги выполнения программы никто не анализировал в 1991 году (а срок выполнения программы был установлен 1990 год), - уже было не до этого. Но, как можно заключить по отрывочным свидетельствам, по некоторым по- казателям потребления основных продуктов питания на душу населе- ния плановые задания были практически выполнены.
С переходом к рыночной экономике, произошел полный пере- смотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предприниматель- ской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия - объявить, что теперь земля принадлежит кре-
239
стьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государствен- ного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоря- жения землей до сих пор законодательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельст- вом в массе своей не особенно огорчены - заложить землю в условиях кризиса банковской системы вряд ли возможно, а продать некому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).
По истечении многих лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе стало очевидным, что без государст- венной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может. Результатом стало утверждение
Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее в этом параграфе - Закон).
Этим законом были установлены правовые основы экономиче- ского воздействия государства на агропромышленное производство.
В соответствии со статьей 1 Закона государственным регулиро- ванием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое об- служивание и материально-техническое обеспечение агропромышлен- ного производства.
Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:
стабилизация и развитие агропромышленного производства;
обеспечение продовольственной безопасности Российской
Федерации;
улучшение продовольственного обеспечения населения;
поддержание экономического паритета между сельским хо- зяйством и другими отраслями экономики;
сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
защита отечественных товаропроизводителей в сфере агро-
240
промышленного производства.
Основные направления государственного регулирования агро- промышленного производства:
формирование и функционирование рынка сельскохозяйст- венной продукции, сырья и продовольствия;
финансирование, кредитование, страхование, льготное на- логообложение;
защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
развитие социальной сферы села.
Для финансирования мероприятий по государственной под- держке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и разви- тие агропромышленного производства, предусматриваются в феде- ральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.
Законом определены направления использования средств раз- личных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляе- мые на поддержку и развитие агропромышленного производства, мо- гут быть использованы на:
поддержку инвестиционной деятельности, включая приобре- тение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами.
Так как основным направлением инвестиционной деятельности в об- ласти сельского хозяйства является осуществление капитальных вло- жений посредством лизинга, то следует предположить, что приоритет- ным в использовании этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;
повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохо- зяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также прове-